Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

здоровьесберегающей среды.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

          В реальной  образовательной практике мониторинг  тесным образом связан со всеми  функциями и стадиями управления, то есть затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию. С этой точки зрения, он  не только процесс выявления отклонений от стандартов и норм, но и основа для их пересмотра, то есть не только основа отслеживания курса движения к целям, но и механизм корректировки целей и путей их достижения. Следовательно, педагогический мониторинг направлен на непрерывное наблюдение за ходом развития различных образовательных систем. Данная точка зрения нам позволила использовать мониторинг результативности деятельности организации, основанный на системе показателей и индикаторов с целью определения изменения уровня формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Данное условие обеспечивает эффективное функционирование разработанной нами системы благодаря структурированию информации и тщательному отбору показателей и индикаторов, содержащих качественные и количественные характеристики результативности деятельности педагогов.

Таким образом, образование может сформировать культуру здорового образа жизни у  учащихся, создать собственную стратегию здоровья.

 Данные организационно-педагогические  условия мы используем как  критерии оценки эффективности  деятельности учебного заведения по формированию здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой  главе

1.Проведенное  исследование научного материала, организационно-педагогических условий  по формированию культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении дают основание считать, что выбранные теоретические позиции и пути их решения оказались педагогически целесообразными и эффективными.

2.Детский сад обладает  большим  педагогическим  потенциалом  для создания   условий по формированию культуры здорового образа жизни   воспитанников, реализация  которого  необходима для достижения  главной  цели, которое  ставит  перед  собой   образовательное  учреждение, повышения  качества образования;

3.Здоровье воспитанников во многом зависит от психологического климата в ДОУ, семье и от психологической культуры всего образовательного пространства и требует качественно новых взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса;

4.Для эффективного  использования педагогического  потенциала современного ДОУ в создании  условий по формирования культуры здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

-  изменение  мировоззрения воспитателя , его отношения к процессу воспитания с позиции здорового образа жизни; 

- изменение отношения  педагога к ребенку, т. е. педагог должен полностью принимать воспитанника таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности и возможности;

- изменение отношения  педагога к задачам воспитательно – образовательного о процесса, как педагогики здоровьесбережения, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие воспитанника с максимально сохраненным здоровьем .          

                                                          

     ГЛАВА II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

2.1. Организация экспериментального  исследования

 

   Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области реализует программу дошкольного образования.

Основные задачи и направления развития ДОУ являются:

- охрана жизни и укрепление  здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного развития ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим  ценностям;

- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

- взаимодействие с семьей для  обеспечения полноценного развития  ребенка.

      Здоровье воспитанников мы рассматриваем как целостную категорию, состоящую из шести взаимосвязанных и взаимозависимых аспектов:

  • физическое здоровье – нормальное функционирование всех систем и органов тела;
  • личностное здоровье – умение оценить свои сильные и слабые стороны, свои особенности;
  • интеллектуальное здоровье – умение находить, запоминать, систематизировать информацию и использовать ее в своей жизни;
  • социальное здоровье – умение взаимодействовать со взрослыми, со своими ровесниками, со старшими и младшими;
  • эмоциональное здоровье – умение понимать свои чувства и чувства других людей, умение выражать свои чувства социально приемлемым способом;
  • духовное здоровье – ценности и убеждения.

 Создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Важное условие не только познавательного развития детей, но и сохранение, и поддержка их здоровья.

Направления деятельности ДОУ, способствующие развитию воспитанников, охране и укреплению их здоровья. 

1. Физическое развитие ребенка:

  • совершенствование двигательных навыков детей;
  • развитие представлений о своем теле, своих физических возможностях;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни на занятиях в спортивном зале, бассейне, в игровой и трудовой деятельности.

 

 2. Социально-личностное развитие ребенка:

  • развитие коммуникативной и социальной компетентности детей;
  • развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.

 

 3. Познавательно-речевое развитие ребенка:

  • знакомство с целостной картиной мира;
  • формирование и развитие умений находить решения проблемных ситуаций;
  • развитие любознательности, инициативности, самостоятельности в рамках примерной образовательной программы Н.Е. Вераксы «От рождения до школы», прогулки, экскурсии, в игровой деятельности, при совместном чтении художественной литературы, совместные просмотры театральных спектаклей.

 

 4. Художественно-эстетическое развитие ребенка:

  • знакомство с разными видами и жанрами искусства и народного творчества, развитие понимания красоты мира и искусства через свои ощущения, формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства;
  • удовлетворение потребности в творческом самовыражении, развитие инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла в рамках курса работы доп. образования школы искусств, музыкальные занятия, занятия по художественно-продуктивной деятельности, программа «Театрализованная деятельность», совместные просмотры театральных спектаклей, слайдпрограмм.

Цель развития образовательной системы: обеспечение нормативно-правовых, финансово-экономических, программно-методических, материально-технических, организационно-управленческих и кадровых условий развития образовательной системы в плане реализации парадигмы образования в условиях непрерывности и преемственности дошкольного и начального образования в инновационном образовательном учреждении.

Ожидаемые результаты: Педагоги:

  1. Повышение уровня профессиональной квалификации педагогов для обеспечения качества системы образовательного процесса  с учетом интеграции и реализации образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями.
  2. Совершенствование работы по охране и укреплению здоровья детей посредством формирования представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности.
  3. Повышение уровня профессиональной подготовленности педагогов к внедрению педагогических новаций при реализации регионально-го компонента образовательной программы.

Дети:

  1. Физическое и психическое здоровье.
  2. Оптимальный уровень гражданского образования детей.
  3. Высокий уровень подготовленности выпускника ДОУ:

 

  • интеллектуальное развитие,
  • адекватная мотивация,
  • поведенческая социализация.

Новации в методической работе:

1.    Реализация модели построения  новаций методической работы вДОУ.

  1. Реализация проектного метода комплексно – методического планирования по программе  Н.Е. Вераксы «От рождения до школы».
  2. Реализация программы обновления методической и научно - методической работы в условиях внедрения федеральных государственных требований
  3. Реализация системы образовательного мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  4. Новый проект целевой программы повышения квалификации педагогических кадров.
  5. Квалификационные работы педагогов по проблемам:

 

  • «Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста»
  • «Организация познавательно – речевой деятельности дошкольников»
  • «Фольклорные праздники для дошкольников»

ПРИОРИТЕТНЫМИ ЗАДАЧИ  ДОУ  ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. Оптимизация процесса управления кадрами через персонификацию деятельности и личностных достижений педагогов.
  2. Совершенствование коррекционно-оздоровительной работы, направленной на обеспечение физического и психического здоровья детей
  3. Сохранение и укрепление физического здоровье  воспитанников ДОУ, объединяя для этого усилия сотрудников и родителей.

     4.Продолжение совершенствование художественно-эстетического и

          музыкальное направление в развитии воспитанников с учетом Федераль- 

          ных государственных требований.

Таким образом содержание образования основной  программы реализуется через 10 образовательных областей.

Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы ДОУ , являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей.

Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности как воспитанника, так и педагога.

Цель воспитательной системы - развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению.

Задачи воспитательной системы:

1. Создание условий для развития  творческих способностей, инициативности, самостоятельности воспитанников с учетом интересов, склонностей, личностных и возрастных особенностей.

2. Формирование развивающей нравственно  и эмоционально благоприятной  внутренней и внешней среды  для становления личности.

3. Создание условий для укрепления здоровья воспитанников.

Основными целями ДОУ является сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, полноценное физическое и психологическое развитие воспитанников в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды.

Деятельность ДОУ направлена:

- на формирование у педагогов, обучающихся и их родителей  здорового образа  жизни;

-создание  здоровой  и  безопасной  среды;

-совершенствование материально-технической  базы для физического развития и воспитания;

-совершенствование психологической поддержки школьников, профилактика девиантных форм поведения.

 Среди здоровьесберегающих  технологий в ДОУ используются следующие: медико-гигиенические технологии; физкультурно-оздоровительные технологии, экологические здоровьесберегающие технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Здоровьесберегающие технологии  подразделяются на три группы:

-           организационно-педагогические  технологии (ОПТ), определяющие структуру  учебного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

-           психолого-педагогические  технологии (ППТ), связанные с непосредственной  работой педагога на занятиях, воздействием, которое он оказывает  на своих воспитанников;

-         учебно-воспитательные  технологии (УВТ), которые включают  программы по обучению грамотной  заботе о своем здоровье и  формированию культуры здоровья  учащихся, мотивации их к ведению  ЗОЖ, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с воспитанниками в течениивсего времени пребывания в ДОУ, просвещение их родителей [Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе. - 2006.- №1.- С.30-38.].

Информация о работе Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения