Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Вложенные файлы: 1 файл

здоровьесберегающей среды.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

 

В  ДОУ в течение 3-х лет не наблюдались заболевания хронической пневмонией и хроническим бронхитом. Удалось снизить показатели пропущенных дней дошкольниками по болезни в целом на 15% ежегодно.

    Работа по формированию  здорового образа жизни воспитанников, внедрение третьего часа в расписание по физической культуре стимулировали дошкольников к двигательной активности через занятия на уроках и в спортивных секциях, кружках, спортклубах. Анализ качественных показателей функциональной подготовленности (по средней арифметической) воспитанников в 2009 г. по сравнению с 2011 г. показал рост во всех возрастных группах количества детей, проявивших двигательные способности и давшие улучшение результатов выполнения физических движений (см. таблицу № 16).

      Разница  результатов в контрольных упражнениях до эксперимента и после.                                                 

Таблица  № 16.

Сравнительные данные качественных показателей физической подготовленности учащихся до эксперимента и после

Способность

Контрольные упражнения

Возрастные группы

Мальчики

Девочки

эксперимент

после

до

сред.  арифмет. разница

после

до

сред.  арифмет. разница

Скоростные (быстрота)

Бег 10/ 30 м (сек)

Средний

Старший

подготовительный

3,5/9,5

2,7/7,9

2,4/7,4

3,3/9,3

2,5/7,8

2,2/7,2

0,2/0,2

0,2/0,1

0,2/0,2

3,5

2,6

2,3

3,4

2,5

2,2

0,1

0,1

0,1

           
   

Координационные (ловкость)

Прыжки в высоту

Средний

Старший

подготовительный

21

25

25

20

23

25

1

2

0

22

24

26

21

23

26

1

1

0

Скоростно-силовые (сила)

Прыжок в длину с места (см)

Средний

Старший

Подготов.

0,6

0,9

1,0

0,5

0,8

0,9

0,1

0,1

0,1

0,5

0,9

1,0

0,4

0,9

0,9

0,1

0,0

0,1

Силовые

Сила рук

Бросание набивного мяча

Средний

Старший

Подготов.

1,6

2,5

3,2

1,5

2,3

3,0

0,1

0,2

0,2

1,7

2,7

3,2

1,6

2,5

3,1

0,1

0,2

0,1

Гибкость

Наклон вперед (см)

Средний

Старший

Подготов.

6

7

8

5

7

8

1

0

0

7

8

8

5

7

8

2

1

0

Собственно-силовые (сила)

Бросание предметов

Средний

Старший

Подготов.

           

 

                                                                                                                                       Показатели обученности: уровень валеологических знаний, текущая и итоговая успеваемость воспитаннико, количество выпускников, продолживших образование. Эти показатели можно рассматривать как результат обученности дошкольников и активного участия воспитанников в здравотворительной и образовательной деятельности. Удалось в процессе исследования  повысить результаты по критерию "обученность". Так, произошло существенное углубление биологических и валеологических знаний учащихся (см. таблицу № 17).

                                                                                                              Таблица № 17.

Сравнительные данные по овладению теоретическими знаниями, по здоровому образу жизни выпускников (6 чел.)    в %

Теоретические знания

Имеются знания\отсутствуют

Начало эксперемента

Конец эксперемента

Знания о здоровье как ценности

Да

Нет

11,0

89,0

100,0

0

Знания о личной гигиене

Да

Нет

60

40

100

0

Знания о режиме дня

Да

Нет

50

50

100

0

Знания о рациональном питании

Да

Нет

52

48

100

0

Знания о влиянии экологии на здоровье

Да

Нет

47

53

97

3

Знания о негативном влиянии вредных привычек на здоровье

Да

Нет

50

50

98

2

Знания об отношениях к физической культуре

Да

нет

62

38

100

0

                             

 
   

Знания о психическом здоровье

Да

нет

37

63

94

6

Знания о технике безопасности

Да

нет

62

38

96

4

Теоретические знания

Да

нет

53

47

100

0

Знает средства  и методы профилактики простудных заболеваний

Да

нет

67

23

100

0

Знает основы самоконтроля

Да

нет

22

78

95

4

Знает способы формирования правильной осанки

Да

нет

57

33

100

0

Знает методы развития физических качеств человека

Да

нет

16

84

94

6


 

Одним из подтверждений повышения степени обученности при улучшении здоровья является текущая и итоговая обученность воспитанников, анализ которой свидетельствует, что на протяжении 2 лет (2009—2011 гг.) она остается  достаточно стабильной, с тенденцией к повышению. Наибольшее количество дошкольников (61,9%) составляют среднеуспевающие дошкольники; 29,4% — имеют выше среднего уровня развития; 7,7% — высокий уровень развития.

4.Для обеспечения готовности дошкольников к долголетней жизни и деятельности необходимо в каждом возрастном периоде их развития целенаправленно формировать потребности и мотивы, стимулирующие овладение знаниями, умениями и навыками, которые позволят самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни. Выпускники ДОУ 2009 г. и 2010 г. (подготовительных групп.) из предложенных десяти жизненно-важных ценностей выбрали: "здоровье" (1 место), "дружная семья и домашний уют" (2 место), "любовь" (3 место).                                                                                       

 Таблица № 18.

Отношение выпускников к жизненно-важным ценностям в порядке значимости (% к числу опрошенных)

Выбор жизненных ценностей

Отношение  выпускников

 

2009г.

2010г.

 

Здоровье

1     41,9 %

1     46,2 %

 

Любовь

4       6,7 %

4       5,0 %

 

Дружная семья и домашний уют

2      27,9 %

2      28,3 %

 

Материальный достаток

3        9,5 %

3        8,8 %

 

Уверенность в себе

6        2,5 %

7        2,1%

 

Интересные занятия

7        2,1 %

5        3,9%

 

Верные друзья

5        4,9 %

6        2,9%

 

успехи и достижения

9        2,0%

9        0,8%

 

Широкие возможности для отдыха и развлечений

8        2,2%

8        1,6 %

 

 

5.Результаты поступления выпускников в  образовательные учреждения после выпуска из ДОУ

  Таблица № 19.

Статистика распределения выпускников после окончания  ДОУ

(по состоянию на 01.10. ежегодно)

Год

2009г.

2010г.

Продолжили обучение:

в спортивных школах,

секциях

 

68%           

87%

 

78 %        

98%


 

 Полученные данные в ходе  исследовательской работы позволяют  сделать вывод о том, что деятельность  образовательного учреждения способствует  формированию культуры здорового образа жизни воспитанников. Обеспечивает в целом хорошее состояние их здоровья и физическое развитие, обученность и социальную ответственность за сохранение жизни и здоровья перед собой и обществом. Однако исследование не претендует на абсолютную полноту рассматриваемой проблемы, т.к. достовернее могут быть результаты при осуществлении мониторинга всего периода пребывания детей в ДОУ и снижении пагубного влияния внешних факторов через стабилизацию социально-экономического положения в государстве.

    Данные, полученные во время эксперимента, позволяют сделать вывод, что организационно – педагогические условия, созданные программой «Крепыш»  в МКДОУ, действительно способствуют высокому уровню формирования культуры здорового образа жизни. 

Характеристиками этого уровня могут служить:

• уровень коммуникативной культуры воспитанников и педагогов;

• характеристики эмоционально-психологического климата в ДОУ в целом и в каждой группе в отдельности, а также - в педагогическом коллективе ДОУ;

• стиль поведения воспитанников и педагога на занятиях;

• формы и характер поведения дошкольника в свободной деятельности;

• забота воспитанников и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.

-   Эмоционально-поведенческие  проявления дошкольников на переменах - также важный элемент оценки этой стороны здоровьесберегающих условий. Возможность переключения деятельности, физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления сил к следующему уроку, которые ДОУ должна создать, а дошкольники использовать - использовать.

   -  Вербальный уровень  характеризуется феноменами речевого  поведения всех субъектов образовательного процесса. Нельзя не обращать  внимание и на авторитарную окраску слов педагога. Она тем больше, чем ближе ее смысл на ДОУ «призыв - требование» ко второму полюсу. Воздействие этого слова смягчается, когда говорящий сам готов включиться в новую деятельность: «Давайте!» вместо «Давай!» Наряду с такими обобщениями как  «культура речи», «четкость формулировок», «последовательность и ясность изложения мысли» и т.п., предметом анализа может быть употребление отдельных типичных слов, таких, например, как «давайте!».

  Культурологический уровень  отражает феномены культуры и  искусства, интегрированные в образовательные  процессы школы и через это  влияющие на здоровье учащихся. Воздействие средств искусства  на здоровье человека отмечали  философы и врачеватели еще много столетий назад. В XX веке появились такие понятия и направления работы как «арттерапия», «библиотерапия», «музыкотерапия», «изотерапия» и т.п. И хотя эти термины касаются в основном лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность. Ролевые игры и тренинги, хоровое пение, художественное оформление ДОУ - все это не лечебные, а образовательные формы работы. Именно в этом смысле мы и будем рассматривать возможность их использования в нашем образовательном учреждении.

Данные утверждения полностью подтверждает гипотезу исследования, а значит, цель эксперимента достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой работы в МКДОУ № 6 г.Миньяра

 

При создании определенных условий, происходит погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, которая должна формировать привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.

Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в свободной деятельности.

1. С целью интеграции и актуализации знаний и умений здоровьесбережения рекомендуем комплексный, системный подход к организации оздоровительной работы, сочетающий разнообразные и взаимосвязанные виды деятельности: медико-образовательную, физкультурно-оздоровительную, культурно-досуговую, просветительскую.

Информация о работе Роль руководителя в организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения