Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:23, курсовая работа
Объект исследования - процесс формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении
Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА І. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО – УПРАВЛЕНЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ………...9
1.1.Проблема создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения в теории и практике……………………………………………….9
1.2. Структура и основные характеристики здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………………………………………….18
1.3. Организационно-управленческие аспекты создания здоровьесберегающей среды образовательного учреждения………………...30
Выводы по первой главе………………………………………………………...37
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ И ВНЕДРЕНИЮ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮ-ЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ»………………………………..38
2.1. Изучение первоначального состояния здоровья и здоровьесберегающих факторов в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида №6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………..38
2.2. Целевая программа создания здоровьесберегающей среды Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 6 города Миньяра Ашинского района Челябинской области…………………………….. …………………………....55
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы………………….96
Выводы по второй главе……………………………………………………….103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
В ДОУ в течение 3-х лет не наблюдались заболевания хронической пневмонией и хроническим бронхитом. Удалось снизить показатели пропущенных дней дошкольниками по болезни в целом на 15% ежегодно.
Работа по формированию
здорового образа жизни воспита
Разница
результатов в контрольных упражнениях
до эксперимента и после.
Таблица № 16.
Сравнительные данные качественных показателей физической подготовленности учащихся до эксперимента и после
Способность |
Контрольные упражнения |
Возрастные группы |
Мальчики |
Девочки | |||||
эксперимент | |||||||||
после |
до |
сред. арифмет. разница |
после |
до |
сред. арифмет. разница | ||||
Скоростные (быстрота) |
Бег 10/ 30 м (сек) |
Средний Старший подготовительный |
3,5/9,5 2,7/7,9 2,4/7,4 |
3,3/9,3 2,5/7,8 2,2/7,2 |
0,2/0,2 0,2/0,1 0,2/0,2 |
3,5 2,6 2,3 |
3,4 2,5 2,2 |
0,1 0,1 0,1 | |
Координационные (ловкость) |
Прыжки в высоту |
Средний Старший подготовительный |
21 25 25 |
20 23 25 |
1 2 0 |
22 24 26 |
21 23 26 |
1 1 0 | |
Скоростно-силовые (сила) |
Прыжок в длину с места (см) |
Средний Старший Подготов. |
0,6 0,9 1,0 |
0,5 0,8 0,9 |
0,1 0,1 0,1 |
0,5 0,9 1,0 |
0,4 0,9 0,9 |
0,1 0,0 0,1 | |
Силовые Сила рук |
Бросание набивного мяча |
Средний Старший Подготов. |
1,6 2,5 3,2 |
1,5 2,3 3,0 |
0,1 0,2 0,2 |
1,7 2,7 3,2 |
1,6 2,5 3,1 |
0,1 0,2 0,1 | |
Гибкость |
Наклон вперед (см) |
Средний Старший Подготов. |
6 7 8 |
5 7 8 |
1 0 0 |
7 8 8 |
5 7 8 |
2 1 0 | |
Собственно-силовые (сила) |
Бросание предметов |
Средний Старший Подготов. |
Сравнительные данные по овладению теоретическими знаниями, по здоровому образу жизни выпускников (6 чел.) в %
Теоретические знания |
Имеются знания\отсутствуют |
Начало эксперемента |
Конец эксперемента | ||
Знания о здоровье как ценности |
Да Нет |
11,0 89,0 |
100,0 0 | ||
Знания о личной гигиене |
Да Нет |
60 40 |
100 0 | ||
Знания о режиме дня |
Да Нет |
50 50 |
100 0 | ||
Знания о рациональном питании |
Да Нет |
52 48 |
100 0 | ||
Знания о влиянии экологии на здоровье |
Да Нет |
47 53 |
97 3 | ||
Знания о негативном влиянии вредных привычек на здоровье |
Да Нет |
50 50 |
98 2 | ||
Знания об отношениях к физической культуре |
Да нет |
62 38 |
100 0 | ||
|
|||||
Знания о психическом здоровье |
Да нет |
37 63 |
94 6 | ||
Знания о технике безопасности |
Да нет |
62 38 |
96 4 | ||
Теоретические знания |
Да нет |
53 47 |
100 0 | ||
Знает средства и методы профилактики простудных заболеваний |
Да нет |
67 23 |
100 0 | ||
Знает основы самоконтроля |
Да нет |
22 78 |
95 4 | ||
Знает способы формирования правильной осанки |
Да нет |
57 33 |
100 0 | ||
Знает методы развития физических качеств человека |
Да нет |
16 84 |
94 6 |
Одним из подтверждений повышения степени обученности при улучшении здоровья является текущая и итоговая обученность воспитанников, анализ которой свидетельствует, что на протяжении 2 лет (2009—2011 гг.) она остается достаточно стабильной, с тенденцией к повышению. Наибольшее количество дошкольников (61,9%) составляют среднеуспевающие дошкольники; 29,4% — имеют выше среднего уровня развития; 7,7% — высокий уровень развития.
4.Для обеспечения готовности д
Таблица № 18.
Отношение выпускников к жизненно-важным ценностям в порядке значимости (% к числу опрошенных)
Выбор жизненных ценностей |
Отношение выпускников |
||||
2009г. |
2010г. |
||||
Здоровье |
1 41,9 % |
1 46,2 % |
|||
Любовь |
4 6,7 % |
4 5,0 % |
|||
Дружная семья и домашний уют |
2 27,9 % |
2 28,3 % |
|||
Материальный достаток |
3 9,5 % |
3 8,8 % |
|||
Уверенность в себе |
6 2,5 % |
7 2,1% |
|||
Интересные занятия |
7 2,1 % |
5 3,9% |
|||
Верные друзья |
5 4,9 % |
6 2,9% |
|||
успехи и достижения |
9 2,0% |
9 0,8% |
|||
Широкие возможности для отдыха и развлечений |
8 2,2% |
8 1,6 % |
5.Результаты поступления выпус
Таблица № 19.
Статистика распределения выпускников после окончания ДОУ
(по состоянию на 01.10. ежегодно)
Год |
2009г. |
2010г. |
Продолжили обучение: в спортивных школах, секциях |
68% 87% |
78 % 98% |
Полученные данные в ходе
исследовательской работы
Данные, полученные во время эксперимента, позволяют сделать вывод, что организационно – педагогические условия, созданные программой «Крепыш» в МКДОУ, действительно способствуют высокому уровню формирования культуры здорового образа жизни.
Характеристиками этого уровня могут служить:
• уровень коммуникативной культуры воспитанников и педагогов;
• характеристики эмоционально-психологического климата в ДОУ в целом и в каждой группе в отдельности, а также - в педагогическом коллективе ДОУ;
• стиль поведения воспитанников и педагога на занятиях;
• формы и характер поведения дошкольника в свободной деятельности;
• забота воспитанников и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.
- Эмоционально-поведенческие проявления дошкольников на переменах - также важный элемент оценки этой стороны здоровьесберегающих условий. Возможность переключения деятельности, физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления сил к следующему уроку, которые ДОУ должна создать, а дошкольники использовать - использовать.
- Вербальный уровень
характеризуется феноменами
Культурологический уровень
отражает феномены культуры и
искусства, интегрированные в
Данные утверждения полностью подтверждает гипотезу исследования, а значит, цель эксперимента достигнута.
2.3 Анализ и интерпретация результатов опытно-поисковой работы в МКДОУ № 6 г.Миньяра
При создании определенных условий, происходит погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, которая должна формировать привычки здорового образа жизни без их декларирования взрослыми.
Новая организация жизненной среды, активизация методов профилактики требует решения не только организационно - методических проблем, но, прежде всего изменения управленческих подходов к оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответственного изменения его структуры. Для этого важно уметь конструировать познавательную деятельность детей на занятиях, в быту и в свободной деятельности.
1. С целью интеграции и актуализации знаний и умений здоровьесбережения рекомендуем комплексный, системный подход к организации оздоровительной работы, сочетающий разнообразные и взаимосвязанные виды деятельности: медико-образовательную, физкультурно-оздоровительную, культурно-досуговую, просветительскую.