Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 15:34, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании влияния стресса на эффективность деятельности в современных организациях, а также в анализе методов снижения стрессогенных факторов, возникающих на предприятии; изучение смягчения деструктивных последствий конфликта.
В данной работе автор поставил перед собой задачи разобраться в сущности стресса; ответить на вопрос о характере воздействия стресса на работника; узнать, что является, а что не является стрессом; выявить дисфункциональные последствия стресса и их влияние на трудовую деятельность персонала; описать методы борьбы со стрессом, которые нам предлагают современные психологи.
Введение 3
Глава 1. Стресс как состояние деятельности организации. 6
1.1 Теоретические подходы к понятию стресса. 6
1.2 Конфликт как причина стресса. 17
1.3 Управление стрессами как способ улучшения эффективности на предприятии. 22
Глава 2. Диагностика профессиональных стрессоров. 30
2.1 Характеристика гостиничного предприятия. 30
2.2. Психологическая атмосфера в коллективе. 38
2.3 Определение уровня стресса и предложения по усовершенствованию системы управления стрессом. 39
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3 51
Групповые факторы стресса.
К групповым факторам стресса можно отнести следующие:
Факторы стресса, связанные с организацией.
Причины, связанного с работой стресса, исследуются уже немалое время, и перечень потенциальных факторов, вызывающих стресс, весьма длинен. В нем можно найти физические факторы, превращающие рабочее место во враждебную среду (повышенная температура, шум, многолюдность и т.д.), а также массу психосоциальных факторов, обусловленных конкретной комбинацией трудовых, организационных и социальных особенностей рабочего места.
К наиболее точно установленным стрессорам, связанным с производственной средой, относятся:
Все вышеперечисленные условия являются потенциальными стрессорами, а не факторами, которые автоматически вызывают стресс. Реакции на эти стрессогенные факторы индивидуальны. На чувствительность или стрессоустойчивость влияет ряд ситуативных и личностных переменных.
Далее необходимо сказать о внешних признаках стресса в организационном поведении и о психических состояниях, которые под воздействием стрессоров проявляются в различных эмоциональных формах. [14]
Условно различают три группы симптомов (внешних признаков) стресса:
Для снижения негативного влияния факторов стресса на организационное поведение персонала менеджеру необходимо осуществлять эффективные мероприятия по их профилактике, о которых будет рассказано в следующих главах.
Стресс руководителей.
Стресс руководителя - это одна из форм неизбежной расплаты за движение вверх по карьерной лестнице, ведущей к власти и богатству. Чем выше поднимается по ней человек, тем больший груз ответственности давит ему на плечи, тем большим количеством подчиненных ему приходится управлять, тем больше фактов и явлений он должен держать под контролем.
Рис.2 Стресс руководителя
Источником «профессионального» стресса у бизнесмена (как владельца небольшой фирмы, так и управляющего крупной компанией) может стать любой фактор:
У высокопоставленного руководителя часть этих стрессов, отсутствует, но они с избытком дополняются неустойчивостью его положения в иерархической структуре, более выраженной зависимостью от своего непосредственного начальника и бескомпромиссной карьерной конкуренцией, скрытой от постороннего взгляда, но от этого не менее жесткой.
В числе главнейших стрессов руководители различного уровня считаются:
Следствием постоянных проблем и стрессов у руководителей разного ранга является целый букет невротических и психосоматических заболеваний:
Следствием этих хронических заболеваний являются инфаркты, инсульты и сокращение продолжительности жизни современных российских руководителей, несмотря на их, казалось бы, неограниченные возможности в получении высококачественного лечения. Такое положение связано с отсутствием навыков к рефлексии и саморегуляции у многих руководителей.
1.2 Конфликт как причина стресса.
Структурные элементы и характеристики конфликтов
Для анализа и лучшего понимания конфликта полезно выделить основные структурные элементы и основные характеристики конфликта.
Основные элементы конфликта:
1) Инцидент (информационный) – событие,
которое помогло обозначить
2) Инцидент (деятельностный) – повод для объявления конфронтационных действий по поводу различия интересов и ценностных ориентаций.
3) Конфликтная ситуация –
4) Субъекты конфликта –
5) Предмет конфликта –
6) Конфликтные отношения – форма и содержание взаимодействия между субъектами, их действия по разрешению конфликта.
Выделяются также основные фазы развития конфликта:
1) Конфронтационная фаза (военная),
когда каждая сторона
2) Компромиссная (политическая) фаза
– стороны стремятся
3) Коммуникационная (управленческая)
фаза – стороны стремятся
На основании выделения фаз конфликта можно обозначить, что является управлением конфликта.
Управление конфликтом – это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия, то есть переход к последующей фазе развития конфликта. Таким образом, высшим искусством реагирования на конфликтную ситуацию является не «борьба» с конфликтом, а способствование развитию конфликтных отношений.
Позитивные и негативные функции конфликта и возможные результаты.
Ниже представлены более конкретные функции конфликта и его возможные последствия:
1. Позитивные (конструктивные) функции конфликта:
В случае успешного преодоления трудностей у участников конфликта повышается чувство собственного достоинства и самоуважение, что в психологическом плане очень существенно, т. к. позволяет человеку переходить к решению более сложных и интересных проблем. В целом система, преодолевшая (или хотя бы пережившая) конфликтную ситуацию, получает шанс измениться к лучшему.
2. Негативные (деструктивные) функции конфликта:
Конфликтные гости в гостиничном бизнесе.
В психологии гостиничного обслуживания [7] выделена категория «трудных гостей», которые в большинстве своем и генерируют конфликтные ситуации. Агрессивность гостя нередко либо провоцирует персонал гостиницы на ответную враждебность, либо делает его беспомощным.
Психологи выделяют роли, которые чаще всего исполняют агрессивно настроенные посетители - трудные гости: конкурент, доминатор, миссионер, антагонист, уточнитель и весельчак. Такие гости могут не только испортить отдых другим, но и затеять серьезный скандал, который принесет отелю весьма много проблем.
1. Конкурент убеждает персонал гостиницы, что предложенные ему номер, услуга и прочее его не удовлетворяют, и он срочно требует замены. С гостями такого типа персоналу достаточно трудно работать. Для улаживания конфликта подобного рода работникам отеля придется изрядно попотеть. Чаще всего, данные ситуации заканчиваются тем, что отель либо предоставляет аналогичную замену клиенту, либо выплачивает ему денежную компенсацию в случае несоответствия качества услуги и обслуживания реально заявленным. Но не всегда такие конфликты имеют под собой твердые основания. Зачастую гостиница теряет клиента и несет определенные убытки за неоплаченный номер и оказанные услуги. А причиной тому - отсутствие четких критериев качества гостиничных услуг и обслуживания в отеле. Очень сложно доказать клиенту, что услуги оказываются качественно и соответствуют всем требованиям ГОСТ.
Информация о работе Роль стрессов в деятельности организаций на примере отеля "Амбассадор»