Роль стрессов в деятельности организаций на примере отеля "Амбассадор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 15:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в исследовании влияния стресса на эффективность деятельности в современных организациях, а также в анализе методов снижения стрессогенных факторов, возникающих на предприятии; изучение смягчения деструктивных последствий конфликта.
В данной работе автор поставил перед собой задачи разобраться в сущности стресса; ответить на вопрос о характере воздействия стресса на работника; узнать, что является, а что не является стрессом; выявить дисфункциональные последствия стресса и их влияние на трудовую деятельность персонала; описать методы борьбы со стрессом, которые нам предлагают современные психологи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Стресс как состояние деятельности организации. 6
1.1 Теоретические подходы к понятию стресса. 6
1.2 Конфликт как причина стресса. 17
1.3 Управление стрессами как способ улучшения эффективности на предприятии. 22
Глава 2. Диагностика профессиональных стрессоров. 30
2.1 Характеристика гостиничного предприятия. 30
2.2. Психологическая атмосфера в коллективе. 38
2.3 Определение уровня стресса и предложения по усовершенствованию системы управления стрессом. 39
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложение 1 48
Приложение 2 49
Приложение 3 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ме 2003.doc

— 3.80 Мб (Скачать файл)

2. Доминатор постоянно захватывает инициативу и подавляет собеседника - другого гостя или гостиничного работника. Доминатор очень настойчив и склонен произносить длинные речи. Его желание доминировать проявляется в постоянной демонстрации собственного «Я». Такого гостя необходимо культурно ставить на место, иначе он не только способен отнять массу времени, но и отравить отдых в гостинице другим постояльцам.

3. Миссионер любит поучать сотрудников гостиницы, так как имеет много соображений и идей, и он обычно вещает их с важным или высокомерным видом, ссылаясь на свои знания и опыт. С данным типом клиента достаточно легко будет уладить отношения. Для этого требуется парой профессиональных фраз поставить гостя в тупик. Не найдя ответа на поставленный вопрос или созданную ситуацию, миссионер просто предпочтет ретироваться с места общения.

4. Антагонист возражает против любого предложения. Его агрессивность может выражаться либо сдержанно и логически аргументированно (рациональный антагонист), либо враждебно (запугивающий антагонист). Рациональный антагонист делает вызов персоналу гостиницы тем, что задает ему трудные вопросы, часто выходящие за рамки его компетенции. Запугивающий антагонист оспаривает все предложения, высказывает не относящиеся к делу комментарии, подкрепляя их соответствующими жестами. С такими гостями работать весьма сложно. В сложившейся ситуации персонал отеля должен достигнуть компромисса сторон и выработать предложение, удовлетворяющее антагониста.

5. Уточнитель в вопросах, в которых требуется согласие, решительно заявляет, что согласие невозможно. На любой вопрос сотрудника гостиницы он отвечает: «смотря что...», «смотря как ...», «смотря по обстоятельствам...». Такой гость также часто вызывает раздражение у персонала гостиницы, провоцируя грубость, скандалы, нервозность, что, с одной стороны, заставляет компрометировать уровень сервиса гостиницы, а с другой - нарушать условия отдыха в ней другим гостям.

6. Весельчак во всем видит повод для веселья и своих острот, причем эти остроты возникают у него по неожиданной ассоциации вроде «А вот у нас был случай...» или «На эту тему есть хороший анекдот...». Но нередко юмор весельчака имеет цель унижение и даже оскорбление других гостей и персонала гостиницы. Контакты с такими гостями необходимо сводить к минимуму, а общению с представителями этого типа придавать лаконичность и серьезность.

 

Данную типологию можно расширить, поскольку она не охватывает всей практики гостиничного сервиса. Дело в том, что, оказываясь в разных условиях, человек проявляет себя по-разному. Данная классификация условна, но она поможет более ярко создать психологический портрет человека, а также  позволит вовремя распознать тип поведения агрессивно настроенного гостя, и оперативно предпринять меры по восстановлению нарушенной атмосферы отдыха в гостинице. Обладая полной информацией и имея реальное представление о клиентах, уже на первых этапах взаимодействия с потенциальным клиентом предприятие сферы услуг сможет определить, как оно поведет себя в дальнейшем, и заранее спрогнозировать итог и просчитать необходимость изменения алгоритма взаимодействия с клиентами.

1.3 Управление стрессами как способ улучшения эффективности на предприятии.

До недавнего времени подавляющее большинство руководителей крупных компаний игнорировали проблемы стресса, поражающего коллектив на всех уровнях. Последнее время ситуация стала улучшаться, так как компании стали заказывать проведение тренингов по стресс-менеджменту, в рамках которых производится оценка стрессового состояния организации. Огромную роль в этом играет позиция руководителя фирмы. Иногда она действует разрушительно на весь коллектив.

Правильная анти-стрессовая стратегия компании начинается с уточнения ее Миссии. Если стресс глубоко проник в компанию, то значит, ощущение Миссии утрачено, и работники перестали понимать, куда они идут. Руководитель должен спросить самого себя, а затем и свою ближайшую команду - понимают ли они, куда идут? Если это понимание нарушено, то всегда снижается вера в эффективность всего, что делается. В этом случае руководство должно найти способ разъяснить работникам, зачем они собрались, и напомнить, что они - единая команда, вдохнуть веру в успех безнадежного дела. Чтобы предупредить и минимизировать стрессы сотрудников, руководство компании должно знать реальную ситуацию в фирме - степень нагрузки и отношение к ней со стороны работников. Для этого нужно регулярно проводить опросы и тесты, или просто собрания и совещания, чтобы знать ситуацию. Кстати, данная процедура сама по себе имеет психотерапевтическое значение. Постоянный мониторинг позволяет держать руку на пульсе организации и своевременно осуществлять необходимые изменения.

Наиболее распространенный метод борьбы со стрессом, к которому прибегают в различных компаниях - корпоративные вечеринки. С точки зрения сплочения коллектива - вещь незаменимая, но только для тех, кто умеет во время остановиться. Потому к этому старинному рецепту для снятия стресса (пусть и корпоративного), нужно прибегать с большой осторожностью.

Куда лучше снимают стресс физкультура и спорт, бассейн и тренажерные залы, утренняя пробежка и партия в теннис. Что мешает сделать это для своих сотрудников? По данным медицины, регулярные физкультпаузы на работе улучшают производительность труда на 15%. Так что производственная гимнастика под музыку или радио была бы не столь уж глупа.

Приведём методы управления стрессами ориентированные на улучшение эффективности на предприятии: [8]

  • Создание в компании атмосферы взаимной поддержки.

Организационную структуру компании следует сделать более децентрализованной и органичной, привлечь работников к принятию решений, а также наладить информационные потоки снизу вверх.

  • Обогащение содержания обязанностей работников.

Обогащение труда может повысить заинтересованность сотрудников в своей работе, осознание ее значимости, ответственности и результатов. Предполагается, что в данном случае будет уменьшено воздействие факторов стресса, характерных для более рутинных, структурированных видов работы.

 

  • Смягчение конфликтов и прояснение организационных ролей.

Каждый сотрудник на своем рабочем месте должен иметь правильное представление об обязанностях, получать необходимую информацию и поддержку, чтобы не оказаться во власти противоречивых требований и неясного понимания того, что конкретно он должен делать.

  • Планирование карьеры и расширение возможностей для продвижения сотрудников по служебной лестнице, оказание им консультационной помощи.

Члены большой организации испытывают сильный стресс, когда не знают, что им делать дальше или как реализовать карьерные планы.

Весьма полезно для предупреждения производственного стресса создание благоприятных условий труда, включающее в себя хорошее освещение, свежий проветриваемый воздух, ненавязчивый и нерезкий цвет обоев, максимально возможное снижение звукового фона. Там, где руководитель не пренебрегает такими вещами, производительность труда и эффективность работы всегда выше.

Способы тренировки стрессоустойчивости.

Стрессоустойчивость – это способность человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики. Применительно к работе – это умение выполнять свои задачи спокойно, находясь в стрессовой ситуации.

По степени стрессоустойчивости люди делятся на следующие группы[18]:

  1. Стрессоустойчивые. Легко принимают любые перемены, так как гибкие и пластичные в плане приспособления к каким-либо стрессовым факторам. Поэтому они к переменам всегда готовы, а кризисные ситуации преодолевают достаточно легко.
  2. Стрессонеустойчивые. Малейшее развитие событий не по их сценарию приводит их в состояние сильного стресса. Изменения застают их врасплох, адаптация к непривычной обстановке для этих людей неимоверно тяжела. Менять свои взгляды, установки и поведение очень сложно.
  3. Стрессотренируемые люди. Они к изменениям как будто готовы, но к окружающей обстановке будут адаптироваться постепенно. Они будут меняться, но в медленном темпе. Резкие движения не для них, иначе они впадут в депрессию. При повторении стрессовых ситуаций с каждым разом будут реагировать на них все более спокойно.
  4. Стрессотормозные люди. Под воздействием внешней среды меняться не станут, так как стоят на твердых позициях и имеют собственное мировоззрение. В исключительных случаях пойдут на то, чтобы однократно изменить психотравмирующую сферу жизни. Могут теряться, когда стрессы сопровождают их постоянно.

Не надо считать стрессоустойчивость врожденным качеством, ее можно и нужно натренировать с помощью психологических техник или специальных тренингов. Тем более что при трудоустройстве на любое предприятие ищут претендентов, обладающих стрессоустойчивостью в полной мере. Да и в других сферах жизни это качество не помешает. Оно необходимо детям в школе и взрослым в бизнесе. Чем выше ваша должность и мера ответственности, тем с большим количеством стрессовых ситуаций придется сталкиваться каждый день. Стычки с начальством, подчиненными, одноклассниками, конкурентами, соседями, уличные разборки либо будут способствовать повышению стрессоустойчивости, либо в конец сведут с ума.

Чтобы натренировать способность противостоять стрессам, «накачивайте» ее как физически в спортзале, так и «интеллектуальным» методом.

К примеру, игра «Что? Где? Когда?» - попробуйте найти правильное решение за очень ограниченное время. Труднее всего капитану – из нескольких ответов быстро выбрать один. Вот это и называется тренировкой в стрессовых условиях.

Другой вариант натренировать стрессоустойчивость - игра «Кто хочет стать миллионером?». Как часто, лежа на диване, вы давали мгновенный ответ и удивлялись, что они не смогли? Это давление стрессовой ситуации – давит время, взгляд публики, страх неправильно ответить. Так же и с подворотней – в спортзале все приемы получаются, а на улице – нет (ночь, темно, асфальт мокрый, в карманах у субъектов непонятно что). Вот и побеждает в жизни тот, кто более эффективно справляется со стрессом.

Даже дети могут унаследовать стрессоустойчивость у родителей – они просто перенимают манеру папы и мамы относиться к жизненным обстоятельствам спокойно, без лишнего ажиотажа. Когда они вырастут, станут успешными от того, что смело давали сдачи обидчику и не обращали внимания на то, что скажут люди, их будет трудно будет напугать и сбить с толку. Но даже если родители не прививали стрессоустойчивость ребенку в детстве, ее можно выработать.

Таким образом, стрессоустойчивость можно развить и унаследовать. В случае желания самостоятельно повысить свою устойчивость к напряжённым жизненным ситуациям, главное самому понять, что тебе это необходимо и правильно мотивировать себя к достижению поставленной цели.

 

Характеристика типов исхода конфликтной ситуации.

 

Первый вариант - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".

Уход как вариант исхода конфликта более всего свойственен для "мыслителя", который не всегда сразу готов к разрешению сложной ситуации. Ему необходимо время для продумывания причин и способов решения конфликтной задачи. Такой тип разрешения использует и "практик", добавляя при этом элемент взаимности обвинения. Но в общем "практику" более свойственна активность позиции, поэтому она чаще всего избирается в межличностных противоречиях.

Тактика ухода нередко обнаруживается у "собеседника", что объясняется основным его свойством - "сотрудничество при любых обстоятельствах". "Собеседник" лучше других понимает ситуацию взаимодействия. Он также более податлив в отношениях и общении, предпочитает уход от конфликта, нежели конфронтацию, и тем более принуждение.

Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.

Этот прием чаще всего использует "собеседник", так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая "хорошая война". Конечно, это не означает, что он не может использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений, но с целью устранения, а не усугубления противоречий.

Третий тип - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Компромисс при соблюдении правил поведения в конфликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.

Четвертый вариант - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственным положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга.

Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает "практик" уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между "собеседником" и "мыслителем", но совершенно исключается в отношениях двух "практиков". Обвиняемый "практик" скорее всего, использует в этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы "взять реванш" в другой раз".

Информация о работе Роль стрессов в деятельности организаций на примере отеля "Амбассадор»