Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:14, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических и практических аспектов самообразования руководителей на реально действующем предприятии. Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставились и решались следующие задачи: - изучить сущностные характеристики самообразования и саморазвития; - раскрыть основные принципы, функции, этапы, методы и источники самообразования руководителя; - охарактеризовать основные виды и формы самообразования руководителя; - дать краткую характеристику деятельности ООО «Сфера»;
Введение 3
1 Теоретические аспекты самообразования руководителя 6
1.1 Сущностные характеристики самообразования и саморазвития 6
1.2 Основные принципы, функции, этапы, методы и источники самообразования руководителя 10
1.3 Основные виды и формы самообразования руководителя 14
2 Анализ и пути совершенствования организации самообразования руководителей ООО «Сфера» 18
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Сфера» 18
2.2 Анализ организации самообразования руководителей на ООО «Сфера» 23
2.3 Пути совершенствования организации самообразования руководителей ООО «Сфера» 27
Заключение 31
Список использованных источников 34
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты
1.1 Сущностные характеристики самообразования и саморазвития
1.2 Основные
принципы, функции, этапы, методы
и источники самообразования
руководителя
1.3 Основные виды и формы самообразования
руководителя
2 Анализ и
пути совершенствования
2.1 Краткая характеристика
деятельности ООО «Сфера»
2.2 Анализ организации самообразования руководителей на ООО «Сфера» 23
2.3 Пути совершенствования организации
самообразования руководителей ООО «Сфера»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Социальные, политические и экономические процессы, происходящие в мире, изменение запросов рынка труда, динамика изменения личностных факторов профессиональной деятельности, обновление образовательных стандартов и востребованной временем номенклатуры специальностей предъявляют к системе непрерывного образования новые требования по подготовке конкурентоспособного специалиста. Традиционное базовое формальное образование, получаемое в начале жизни, не успевает за все возрастающим потоком знаний, которые постоянно обновляются.
Развитие рыночной экономики заставляет руководителей компаний и предприятий уделять больше внимания дополнительной профессиональной подготовке сотрудников, обращаться к новейшим инновационным методам и опыту. Зачастую решение о повышении квалификации и переподготовке специалистов принимается не столько с целью повышения общей квалификации, сколько для того, чтобы сотрудники были в состоянии решать новые проблемы, иногда достаточно специфические, возникающие в реальной деятельности предприятий. Дополнительные профессиональные знания необходимы специалистам ввиду постоянных изменений условий труда, связанных с модернизацией, совершенствованием средств производства, а так же с должностным ростом и сменой места работы, поэтому продолжение образования взрослыми, зрелыми людьми становится актуальной задачей нашего времени. Образование выступает гарантом защищенности человека в постоянно меняющемся экономическом и политическом пространстве.
Непрерывное образование рассматривается как процесс постоянного обучения, основой которого служат те базовые навыки, которые человек получает в молодости. В информационном обществе эти навыки должны быть пересмотрены и расширены: к ним надо добавить умение учиться и продолжать свое обучение самостоятельно.
Таким образом, в современных условиях невозможно в процессе трудовой деятельности пользоваться только теми знаниями, которые были приобретены в специальной школе или высшем учебном заведении. И даже пополняя багаж знаний при помощи повышения квалификации и профессиональной подготовки или переподготовки кадров) нельзя обойтись без самообразования и саморазвития. Ведь только посредством самообразования специалист или руководитель сможет получать те конкретные знания, которые необходимы именно ему для дальнейшего роста как профессионального, так и личностного.
Существует почти бесконечное множество способов самообразования. Научиться чему-то можно, посмотрев телевизионную передачу, узнать что-то новое можно из газетной стати или даже из случайно услышанного разговора в метро. Множество информации распространено в сети Интернет. И еще существует много различных источников получения информации, доступные абсолютно всем: проводятся различные тренинги, семинары, лекции, существуют различные школы бизнеса. Обширные потоки информации ежедневно поступают из множества источников, надо просто научить грамотно, пользоваться этим.
В развитом обществе самообразование направлено главным образом на самостоятельное углубление и расширение знаний, полученных в учебных заведениях, где люди овладевают навыками самостоятельной работы, необходимыми для самообразования.
Актуальность темы исследования не вызывает сомнения на современном этапе развития рыночных отношений, т.к. социально-экономическая жизнь, научно-технический прогресс и личностные особенности мотивируют многих постоянно обучаться и развиваться в той или иной форме, постоянно подталкивая к саморазвитию и самообразованию руководителей.
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических и практических аспектов самообразования руководителей на реально действующем предприятии.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставились и решались следующие задачи:
- изучить сущностные характеристики самообразования и саморазвития;
- раскрыть основные принципы, функции, этапы, методы и источники самообразования руководителя;
- охарактеризовать основные виды и формы самообразования руководителя;
- дать краткую характеристику деятельности ООО «Сфера»;
- провести анализ организации самообразования руководителей на ООО «Сфера»;
- предложить пути совершенствования организации самообразования руководителей ООО «Сфера».
Объектом исследования
является реально действующее
При выполнении курсовой работы использовались методы системного анализа, анализа и синтеза, аналогии и обобщения.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что материалы исследования, выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании системы развития персонала на различных предприятиях современной России.
1 Теоретические
аспекты самообразования руково
1.1 Сущностные
характеристики
Самообразование имеет своей целью приобретение знаний и умений, необходимых для повышения качества жизни. Самообразование — это самостоятельное приращение знаний, возвышение в мастерстве: чем разностороннее и глубже знания и опыт, тем точнее выбор решения и действий по его реализации. Мастерство влечет за собой признание окружающих, что возвышает человека, утверждает его в жизни, помогает реализовать себя. Руководителю нужно знать много больше любого своего подчиненного [4].
Самообразование
— это необходимое
Самообразование
имеет своей целью приобретение
знаний и умений, необходимых для
повышения качества жизни, развитие
способности
Самообразование – это целенаправленный и определенным образом организованный процесс приобретения необходимых в профессиональной деятельности знаний, формирования умений и навыков путем самостоятельных занятий на рабочем месте и/или вне него [5].
Как видно из вышеперечисленных определений, самообразование можно рассматривать с различных точек зрения:
- самообразование каким-то образом должно быть организовано и в этой связи предстает как некая система [17];
- самообразование может рассматриваться как процесс, в котором ведущее место занимают мотивация (самомотивация) и используемые технологии получения знаний, умений и навыков [4];
- хотя самообразование – процесс, характеризующийся большой степенью автономности, специалист, занимающийся самообразованием, для того, чтобы сделать этот процесс эффективней, должен активно общаться с другими людьми (коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями и т.д.), т.е. рассматривается как коммуникационный процесс, направленный на самосовершенствование, саморазвитие [16];
- и, наконец, организация и технологии самообразования могут обеспечить и фактически обеспечивают какой-то уровень знаний, умений и навыков.
В широком смысле, под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.
Таким образом, понятие
самообразование неотрывно
Цель самообразования руководит
Таблица 1 – Основные цели самообразования руководителя
Цель самообразования |
Характеристика цели |
Самоцельное самообразование |
какая-либо деятельность, предмет или информация провоцируют и создают мотивы у руководителя для устойчивого интереса и освоения знаний: ПК, астрономии, психологии |
Попутное самообразование |
занимаясь целенаправленной деятельностью, руководитель узнает что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и умения дальше |
Целенаправленное самообразование |
руководитель сам ставит себе цель в определенной области. Эта цель определяет дальнейшие шаги, поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач и решении их, и в определении результатов поставленным задачам |
Успех самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности руководителя, основные из которых приведены на рис. 1.
Рисунок 1 - Компоненты познавательной деятельности руководителя
Понятие «самообразование» обычно рассматривается как готовность к самостоятельному обучению. Осознание необходимости повысить свой профессиональный уровень лежит в основе успешной самообразовательной деятельности. Можно самостоятельно: следить и изучать профессиональную литературу; не выезжая с территории посещать все лекции; качественно, а не для галочки, осуществлять мониторинг своей деятельности; участвовать в работе семинаров, для дальнейшего самосовершенствования участвовать в обмене опытом с коллегами [3].
Самообразование руководителя имеет ряд своих достоинств и недостатков, основные из которых сведены в таблицу 2 [6].
Таблица 2 – Основные достоинства и недостатки самообразования
Достоинства самообразования |
Недостатки самообразования |
1 |
2 |
нет четкой привязанности к графику, поэтому им можно заниматься в любое свободное время и в любом месте, например в самолете, на даче, застряв в автомобильной пробке, дома перед сном и пр. В этом случае все зависит лишь от воли и ответственности руководителя |
лимитировано установление обратной связи, то есть критической оценки результатов действий обучающегося |
самостоятельность при выборе содержания
и методов обучения в зависимости
от личностных особенностей, требований
профессии и желания |
очень часто из-за сложности предмета изучения необходима помощь квалифицированного специалиста |
не всегда можно положиться на организованность, ответственность | |
может быть затруднен доступ к необходимым источникам информации |
В достоинствах было отмечено, что при самообразовании нет четкой привязанности к графику, то есть человек находится «в свободном плавании» полагаясь лишь на свою ответственность и организованность. Но в недостатках также было отмечено, что на ответственность и организованность не всегда можно положиться. Следовательно, не всегда самостоятельность является положительным явлением и иногда требует некой организации, систематизированности.
Таким образом, можно сделать вывод том, что самообразование, самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес руководителя в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование — средство самовоспитания и саморазвития, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.