Самообразование руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических и практических аспектов самообразования руководителей на реально действующем предприятии. Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставились и решались следующие задачи: - изучить сущностные характеристики самообразования и саморазвития; - раскрыть основные принципы, функции, этапы, методы и источники самообразования руководителя; - охарактеризовать основные виды и формы самообразования руководителя; - дать краткую характеристику деятельности ООО «Сфера»;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты самообразования руководителя 6
1.1 Сущностные характеристики самообразования и саморазвития 6
1.2 Основные принципы, функции, этапы, методы и источники самообразования руководителя 10
1.3 Основные виды и формы самообразования руководителя 14
2 Анализ и пути совершенствования организации самообразования руководителей ООО «Сфера» 18
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Сфера» 18
2.2 Анализ организации самообразования руководителей на ООО «Сфера» 23
2.3 Пути совершенствования организации самообразования руководителей ООО «Сфера» 27
Заключение 31
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

самообразование руководителя.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Основные принципы, функции, этапы, методы и источники самообразования руководителя

 

Основные принципы самообразования руководителя представлены на рис. 2.



 


 


 


 


 

 

 

Рисунок 2 - Основные принципы самообразования руководителя

 

Иглин В.А. определил следующие основные функции самообразования руководителя (табл. 3) [9].

Таблица 3 –  Основные функции самообразования  руководителя

Функции

Характеристика функции

Экстенсивная

накопление, приобретение новых знаний

Ориентирования

определение себя в культуре и своего места в обществе

Компенсаторная

преодоление недостатков классного, школьного обучения, ликвидация «белых пятен», формальных знаний

Саморазвития

совершенствования личной картины  мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств

Методологическая

преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира

Коммуникативная

установление связей между науками, профессиями, возрастами

Сотворческая

сопутствие, содействие творческой работе, непременное её дополнение

Омолаживания

преодоления инерции собственного мышления, предупреждение застоя

Психологическая

сохранение полноты бытия, чувства  причастности к интеллектуальному движению человечества

Геронтологическая

поддержание связей с миром и  через них жизнеспособности организма


В процессе самообразования руководителя условно выделяют несколько этапов [18]:

1 этап — осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. При этом применяются следующие методы самопознания (самовоспитания): самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль, самооценка. Эти методы позволяют руководителю дать объективную характеристику себе.

2 этап - выработка программы (плана) работы над собой на основе поставленных целей. Такая программа предполагает определение возможных изменений в личности, ведущих к формированию необходимых для нее качеств и свойств. После составления программы следует перейти к планированию самовоспитания, то есть определению конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач.

3 этап — реализация программы самовоспитания. Руководитель осуществляет деятельность, в которой и происходит становление необходимых свойств личности. Важно, чтобы он давал правильную оценку своих усилий.

4 этап — оценка результатов самовоспитания. Это, по сути, этап самопознания («чего я достиг?»), заканчивающийся постановкой новых задач самообразования.

Наиболее эффективными методами и приемами самообразования являются: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение (применяется в процессе аутогенных упражнений, способствующих овладению собственным организмом и эмоциями), самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач саморазвития, решение воспитать у себя те или иные качества), осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач), самоконтроль (способность следить за своими поступками и действиями в процессе деятельности, фиксировать свое состояние с целью предотвращения нежелательных последствий), самоотчет (ретроспективный взгляд на события, произошедшие с личностью за определенное время). Большое значение имеет самостимулирование: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Формирование  потребности и умений самообразования  осуществляется в процессе предметного  обучения и умственного воспитания руководителя и связано в первую очередь с воспитанием культуры умственного труда (умение рационально организовать режим умственной работы, правильно планировать учебный труд, четко его организовать, рациональные приемы работы с литературой, самоконтроль и самооценка и др.).

Признаками  сформированности культуры самообразования  являются:

- устойчивая потребность в самостоятельном углублении знаний;

- умение разрабатывать программу самообразования;

- сформированность способов умственных действий;

- рефлексивные  умения и т.д.

К основным источникам самообразования руководителя относятся [13]:

- изучение литературы, составление конспекта для более глубокого осмысления прочитанного;

- анализ научных и практических данных, например статистических;

- посещение тематических выставок;

- стажировки в организациях, являющихся передовыми по тем направлениям, по которым обучающийся хочет повысить квалификацию;

- активное использование возможностей для изучения производственных и других процессов других организаций во время командировок;

- инициативное участие в работе семинаров по интересующим вопросам;

- инициативное изучение эффективных методов работы других работников;

- подготовка к выступлениям и участие в работе научно-практических и производственных конференций;

- подготовка к занятиям по профессиональному обучению как в качестве слушателя, так и преподавателя (лектора);

- систематическая работа по составлению и выполнению индивидуального плана работы по самообразованию.

Главным и традиционным источником самообразования руководителя являются книги и средства массовой информации. В принципе, занятие по книгам: самоучителям, учебникам, учебным пособиям и т.п. - это классический способ самообразования. Сегодня без труда можно найти необходимую литературу по любой теме. Средства массовой информации сегодня тоже достаточно много. Однако, они неоднородны по уровню и качеству. Поэтому необходимо критически относиться к публикуемым в них материалам, особенно новым и необычным.

С развитием  глобальной сети Интернет появился новый источник для самообразования: возможность пользоваться электронными библиотеками и изучать материалы различных сайтов. Развивается также и дистанционное самообразование - через Интернет.

Еще один источник самообразования - специальные обучающие компьютерные программы. Многие из них вообще предоставляются бесплатно вместе с соответствующим программным обеспечением.

Посещение различных конференций, семинаров и выставок - еще один весьма полезный, а главное - очень интересный источник самообразования. Участие в подобных мероприятиях позволит всегда быть в курсе событий, вовремя узнавать о новых направлениях, идеях и разработках, которыми занимаются современные ученые и исследователи.

Еще один важный источник самообразования, о котором  часто забывают -это окружающая действительность. События, которые происходят вокруг, и люди, с которыми мы встречаемся  и общаемся, могут обогатить знания не меньше, а иногда даже больше, чем другие источники. Главное - уметь видеть и слышать, а также понимать, что у любого человека можно чему-то научиться. Говоря об окружающей действительности, специалисты в первую очередь советуют помнить о важности восприятия любой информации, которая попадает в поле зрения. Они рекомендуют научиться преобразовывать ее в максимально полезную для себя, «пропускать» через свою профессиональную призму. А также всегда задаваться вопросом: чем данная информация может пригодиться в будущей деятельности?

К источникам самообразования  можно отнести также всевозмож-ные увлечения и хобби. Особенно, если они прямо или косвенно связаны с профессиональной деятельностью руководителя. В любом случае, в процессе самообразования необходимо использовать все вышеперечисленные источники, не забывая ни про один и оптимально комбинируя их. Только в этом случае данный процесс будет эффективным.

 

1.3 Основные виды и формы самообразования руководителя

 

Исходя из мотивации  и потребности в самообразовании руководителя можно выделить 4 их вида (рис. 3).



 









 

 

Рисунок 3 –  Основные виды самообразования руководителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам руководитель, но сотрудники методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим руководителем [10].

Основные формы  самообразования руководителей  приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Основные формы самообразования руководителей

Формы самообразования

Характеристика  форм

1

2

Формальное  образование 

общее среднее, среднее профессиональное, высшее, послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовки специалистов и руководителей с  высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Неформальное  образование

профессионально направленное и/или общекультурное обучение на платных курсах, в народных университетах, центрах непрерывного образования, в лекториях и домах знаний, по телевидению и с помощью дистанционных средств, без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома)

Информальное  образование

нецеленаправленное (неосознаваемое) обучение в процессе любого информационного или коммуникативного действия

Досуговое образование

нецеленаправленное  приобретение знаний и навыков в  свободное от оплачиваемого труда  время (чтение книг и газет, пользование  Интернетом или компьютерные игры)


 

К неформальному и информальному образованию относят занятия спортом, включая туризм и путешествия, значение которых как образовательных средств не только для детей, но и для взрослых, явно недооценивается. Между тем, эти виды деятельности формируют такие положительные навыки, как умение действовать в команде, воля к победе или достижению поставленной задачи, состязательность (навык действий в конкурентной среде), поиск нестандартных решений. Навык неформального и информального образования тесно связан с той социальной средой, в которой находится человек [8]. Недаром в современной литературе появились термины "обучающееся общество" и "обучающая среда". При этом акцент делается на формировании такой социальной среды, в которой повседневные действия имеют образовательные признаки (усвоение новых навыков, знаний и т.д.). Поскольку структура повседневных действий человека весьма разнообразна — от собственно бытовых (включая репродуктивные) до социально значимых и креативных (творческих), — все эти действия в совокупности и образуют непрерывную обучающую среду.  

Проанализируем  наиболее часто используемые формы  организации самообразования, отметив  их преимущества и недостатки, полученные данные отразим в таблице 5.

К инновационным  формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс самообразования и способствующих раскрытию творческого потенциала руководителя, можно отнести такие виды группового активного обучения, как деловые игры, «круглые столы», разбор проблемных ситуаций, профессиональные тренинги, мастер классы. При их проведении большое внимание уделяется личностным качествам, коммуникативным навыкам, умению самостоятельно работать с источниками информации, анализировать их, выявлять проблему, ставить задачи, выступать перед коллегами и здесь от качественной самостоятельной подготовки к ним зависит как личный успех каждого участника, так и общий результат приобретения новых знаний для всех [19].

Для углубленного коллективного изучения определенной темы и самообразования участников активно используется форма семинара потому, что позволяет участвовать в обсуждении докладов, сообщений; дает возможность увидеть отражение тематики семинара в практическом воплощении через открытые формы занятий.

Особое место  в самообразовании уделяется  деловым играм. Такие формы предоставляют  возможность совершенствования профессиональных навыков, продемонстрировать эрудицию, компетентность, сформировать навыки принятия решений.

Таблица 5 - Преимущества и недостатки наиболее часто используемых форм организации самообразования руководителя

Информация о работе Самообразование руководителя