Самообразование руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических и практических аспектов самообразования руководителей на реально действующем предприятии. Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставились и решались следующие задачи: - изучить сущностные характеристики самообразования и саморазвития; - раскрыть основные принципы, функции, этапы, методы и источники самообразования руководителя; - охарактеризовать основные виды и формы самообразования руководителя; - дать краткую характеристику деятельности ООО «Сфера»;

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты самообразования руководителя 6
1.1 Сущностные характеристики самообразования и саморазвития 6
1.2 Основные принципы, функции, этапы, методы и источники самообразования руководителя 10
1.3 Основные виды и формы самообразования руководителя 14
2 Анализ и пути совершенствования организации самообразования руководителей ООО «Сфера» 18
2.1 Краткая характеристика деятельности ООО «Сфера» 18
2.2 Анализ организации самообразования руководителей на ООО «Сфера» 23
2.3 Пути совершенствования организации самообразования руководителей ООО «Сфера» 27
Заключение 31
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

самообразование руководителя.doc

— 329.50 Кб (Скачать файл)

На ООО «Сфера»  действует принцип: получить высокие  результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы руководите, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Поэтому, когда подходящие люди приняты на работу, обучение и самообразование руководителей становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы. На ООО «Сфера» разработано и успешно применяется Положение о подготовке персонала (Приложение А).

Система развития персонала ООО «Сфера» осуществляется по индивидуальной стратегии и тактике, с учетом сферы деятельности.

          Общими являются стратегические  задачи, которые касаются таких  вопросов, как:

- доля повышения  подготовка руководящих кадров, а также специалистов, умеющих работать на конкретном оборудовании предприятия;

- разработка  схем замещения и перемещения;

- перспектива  продвижения по службе.

Наиболее важными  вопросами тактики формирования персонала являются:

- контроль процесса  адаптации вновь принятых работников;

- решение вопросов  по оплате труда, а также предоставления социальных льгот;

- создание условий  уровня профессионализма работников и руководителей предприятия.

На ООО «Сфера»  социальное развитие осуществляет отдел  социального развития, который функционирует  в соответствие с положением об Отделе социального развития (Приложение Б). Он сосредоточивает все функции, связанные с созданием и управлением внутрифирменной социальной инфраструктурой и предоставлением дополнительных социальных льгот работникам фирмы, а также их планированием, разработкой и экономическим обоснованием соответствующих систем, как, например:

- система пенсионного  обеспечения;

- выплата компенсаций  при увольнениях; 

- организация  питания;

- организация  отдыха: социальные и спортивно-оздоровительные  программы (мероприятия).

В условиях экономического кризиса на предприятии ООО «Сфера»  за 2011-2013 года значительно сократились программы социального развития, такие как:

-день молодой  семьи;

- творческие  конкурсы;

- создание комнат  отдыха;

-спортивные  праздники;

-соревнования;

-отдых на  турбазе.

На сегодняшний  день на ООО «Сфера» оказывается  бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, компенсации на проезд. Также существует собственная заводская столовая, расположенная на территории завода со сравнительно низкими ценами.

  На ООО  «Сфера» действуют доплаты и  надбавки стимулирующего характера:

- вознаграждение  за выслугу лет;

- за расширение  зон обслуживания или увеличение  объема выполняемой работы, за  совмещение профессий;

- за профессиональное  мастерство;

- за выполнение важных, сложных, особо важных и особо сложных работ;

- за работу  в условиях, имеющих отклонение  от нормальных;

- специалистам, имеющим ученую степень и проч.

Помимо этого, на ООО «Сфера» отделом развития персонала ежегодно разрабатывается план-график повышения квалификации, который утверждается директором предприятия. Работники проходят плановое самообучение.

Традиционный  карьерный путь основан на уже  устоявшемся и опробованном шаблоне передвижений работников на предприятии.

На рисунке 5 представлено движение одного из руководителей исследуемого предприятия по карьерной лестнице.

 

Директор по производству

Зам. генерального директора по производству

Начальник цеха

 

Зам. начальника цеха

 

Старший мастер

 

Мастер по ремонту  строительной техники

Рабочий высшего  разряда цеха

Разнорабочий цеха


 

Рисунок 5 – Ступени карьеры одного из руководителей ООО «Сфера»

Неотъемлемой  частью процесса развития персонала  является профессиональное обучение и повышение квалификации руководителей, при этом огромная роль отводится самообразованию, т.к. для ООО «Сфера» это выражается в следующем:

- создается благоприятная и динамичная рабочая атмосфера. Если люди одновременно учатся и работают, они приходят на работу в хорошем настроении и работают с большей самоотдачей;

- растет взаимозаменяемость персонала, работникам легче приспосабливаться к происходящим изменениям, что способствует успеху организации в целом. Самообразование работников расширяет возможности организации;

- растет профессионализм кадров. Самосовершенствование подталкивает работников к большей независимости, настойчивому движению к поставленным целям. Эти характеристики присущи успешным организациям.

Повышение уровня самообразования среди сотрудников влечет за собой по повышение качества производимой продукции, повышается конкурентоспособность работников на рынке, что является неотъемлемой составляющей успешной работы всего предприятия.

Проведя анализ, мы выявили следующие недостатки в системе управления саморазвитием и самообразованием персонала на ООО «Сфера»: отсутствие планирования управления самообразованием и самопроектированием.

 

2.3 пути совершенствования организации самообразования руководителей ООО «Сфера»

 

Для совершенствования процесса самообразования руководителей ООО «Сфера» можно предложить проводить планирование организации самообразованием и самопроектированием.

При этом данный процесс является индивидуальным, личностно ориентированным и творческим; инструментом самопроектирования выступает образ-самопроект; потенциалом профессионального самопроектирования выступает преодоление разрыва между содержанием учебной и профессиональной деятельности.

Планирование  организации самообразования руководителей  на ООО «Сфера» может состоять из следующих этапов:

1. Разработка определенных достижений (постановка цели или проблемы, которую необходимо решить).

Например:

я хотел(а) бы продолжить эту работу в ближайшие несколько  лет;

я хотел(а) бы перейти  в другую организацию в следующем  году;

я хотел(а) бы получить повышение по службе в ближайшие три года;

я хотел(а) бы открыть  собственное дело в течение последующих  пяти лет.

Указать реалистичные периоды времени на ее выполнение.

2. Оценка своих способностей и возможностей для достижения поставленной цели.

3. Получение необходимой информации по данной проблеме и определение ответной реакции окружающих.

4. Составление возможностей для самосовершенствования. Могут обнаружиться как эмоционально нейтральные слабые стороны, например улучшение навыков работы на компьютере, так и «горячие» темы, например умение слушать других. В результате возникает множество направлений для самосовершенствования, особенно если впервые узнали мнение окружающих.

5. Постановка перед собой несколько целей согласно критериям SMART.

Например: «Буду совершенствовать навыки изложения материала, сделаю доклад по новому проекту, а также по возможности пройду учебный курс публичных выступлений. Все это я завершу к концу года».

Данное утверждение соответствует так называемым критериям SMART, то есть фокусируется на одном важном коммуникативном навыке, навыке публичных выступлений. Критерии SMART для постановки целей включают в себя:

S (specific) — специфичность деятельности. В данном примере внимание сосредоточено на навыках публичных выступлений, для овладения которыми перечислены конкретные шаги;

М (measurable) — измерение результатов. Измерения могут быть количественными, качественными или путем соответствия установленным (вашим начальником, проверяющим, внешней организацией и т. п.) стандартам. В данном случае результаты оцениваются по факту завершения того или иного действия;

A (aligned) — согласованность с общей задачей, в данном случае с планами карьерного роста. Навыки публичных выступлений сейчас необходимы во многих сферах деятельности;

R (realistic) — реалистичность с точки зрения способностей, временных и других ресурсов. Если вышеупомянутая цель поставлена в начале ноября, тогда сроки ее достижения (конец года) нельзя считать реалистичными. С другой стороны, выбор такой цели в начале января с расчетом достичь желаемых результатов до конца года позволяет достичь ее без особого труда. В данном примере изучение материала о навыках публичных выступлений — задача несложная, в то время как выступление по проекту требует значительно больше усилий;

Т (trackable) — возможность наблюдать за прогрессом и ограниченность по времени. Следить за своими успехами легче, если составить личный план действий. Конкретный план позволит установить реалистичную дату достижения цели.

7. Разработка личного плана действий. Методом «мозгового штурма» определяются и записываются действия, которые необходимы для достижения данной цели. После этого, действия располагаются в определенной последовательности, распределяются обязанности и составляется временной график.

8. Необходимо следовать личному плану действий. Достижение цели есть результат выполнения целого ряда мелких заданий за продолжительный период времени.

9. Тренировка, чтобы новые умения вошли в привычку.

10. Сообщение о своих успехах. Доклад руководству ООО «Сфера» об успехах, подготовка краткого отчета о проделанной работе, демонстрация приобретенных умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении сделаем  краткие выводы по проведенному исследованию. Так мы выяснили, что самообразование - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес руководителя в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование — средство самовоспитания и саморазвития, поскольку способствует выработке целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других моральных качеств.

Наиболее эффективными методами и приемами самообразования являются: самоубеждение, самопринуждение, самовнушение, самообязательство, осмысление собственной деятельности и поведения, самоконтроль, самоотчет. Большое значение имеет самостимулирование: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение. К основным источникам самообразования руководителя относятся: изучение литературы, составление конспекта для более глубокого осмысления прочитанного; анализ научных и практических данных, например статистических; посещение тематических выставок; стажировки в организациях, являющихся передовыми по тем направлениям, по которым необходимо повысить квалификацию; подготовка к выступлениям и участие в работе научно-практических и производственных конференций; Интернет, дополнительное образование и многое другое.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. Основными видами самообразования являются: бытовое, познавательное, самореализации и профессиональное. Основными формами самообразования руководителей являются: формально, неформальное, информальное и досуговое образование.

Во второй главе  мы выяснили, что ООО «Сфера» - это  организация, которая производит и реализует стеклянную посуду для пищевой, ликероводочной и пивной продукции. Организационно-функциональная схема построена на различных уровнях управления, позволяющих обеспечить достаточный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий.

На ООО «Сфера»  очень большое значение придается  развитию персонала. На ООО «Сфера» социальное развитие осуществляет отдел социального развития, который функционирует в соответствие с положением об Отделе социального развития. На сегодняшний день на предприятии ООО «Сфера» оказывается бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, компенсации на проезд. Также существует собственная заводская столовая, расположенная на территории завода со сравнительно низкими ценами. Неотъемлемой частью процесса развития персонала является профессиональное обучение и повышение квалификации рабочих и специалистов. Помимо этого, на ООО «Сфера» отделом развития персонала ежегодно разрабатывается план-график повышения квалификации, который утверждается директором предприятия.

На ООО «Сфера»  действует принцип: получить высокие  результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми вы руководите, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Поэтому, когда подходящие люди приняты на работу, обучение и самообразование руководителей становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для хорошего выполнения работы.

Информация о работе Самообразование руководителя