Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 12:33, дипломная работа
Объектом исследования данной дипломной работы является Вилейский филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат».
Предметом исследования являются себестоимость производимой продукции.
Цель данной дипломной работы — разработка мероприятий по внедрению путей снижения себестоимости производимой продукции на примере Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат».
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3
1 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ………………………….. 6
1.1 Молокоперерабатывающая отрасль: состояние и приоритетные направления развития……………………………………………… ……….. 6
1.2 Себестоимость как основной показатель экономической
эффективности производственно-хозяйственной деятельности…………. 11
1.3 Организационно-экономическая характеристика Вилейского
филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат»…………………. 19
2 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОИЗВЕДИМОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ВИЛЕЙСКИЙ ФИЛИАЛ
ОАО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ»……………... 32
2.1 Анализ общей суммы затрат на производство продукции Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат»…………………. 32
2.2 Анализ затрат на рубль продукции Вилейского филиала
ОАО «Молодечненский молочный комбинат» ……………………..…….. 34
2.3 Оценка себестоимости отдельных видов продукции…………………. 37
3 РЕЗЕРВЫ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ВИЛЕЙСКОМ ФИЛИАЛЕ ОАО «МОЛОДЕЧНЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ»………………………………………………………………… 45
3.1 Сущность и основные источники резервов снижения себестоимости продукции……………………………………………………………………. 45
3.2 Разработка мероприятий по снижению себестоимости продукции на Вилейском филиале ОАО «Молодечненский молочный комбинат»……. 53
Мы наблюдаем улучшение финансовых результатов деятельности Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» за 2008-2010 гг.
В 2010 году предприятием были произведены затраты, значительно превышающие по объёму затраты, произведённые в предыдущем 2009 году. Большой объём денежных средств был направлен на приобретение сырья, материалов и организация получила кредиты у банков.
В 2010 году чистая прибыль составила 1372 млн руб., что на 6245 млн руб. больше уровня 2009 года. Это прежде всего связано с увеличением реализации продукции. В тоже время идет уменьшением внереализационных доходов, что говорит о более продуктивной плановой политике предприятия.
Абсолютная
величина прибыли не может характеризовать
эффективность предприятия
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансовых результатов предприятия.
Расчет
коэффициентов рентабельности по Вилейскому
филиалу ОАО «Молодечненский
молочный комбинат» представлены
в табл. 1.13.
Таблица 1.13—Расчет показателей рентабельности продукции Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» за 2008 - 2010 гг., %
|
Из данных таблицы 1.13 видно, что рентабельность продаж в 2010 году увеличилась по сравнению с 2008 и 2009 годами.
Следствием резкого увеличения рентабельности продаж явилось значительное увеличение размера прибыли в 2010 году, а также суммы полученной выручки от реализации продукции.
Общая рентабельность также
Обобщив информацию по себестоимости можно сделать следующий вывод, что себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Систематическое снижение себестоимости промышленной продукции - одно из основных условий повышения эффективности промышленного производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный денежный фонд - бюджет. Поэтому снижение себестоимости произведенной продукции имеет важное значение для деятельности молокоперерабатывающих предприятий.
2 Себестоимость производимой продукции на перерабатывающем предприятии ВИЛЕЙСКИЙ ФИЛИАЛ ОАО «МолоДЕЧНЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ»
2.1 Анализ общей суммы затрат на производство продукции Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат»
Одним из этапов углубленного анализа себестоимости продукции является изучение состава, структуры затрат на производство и изменение себестоимости за отчетный период по отдельным элементам затрат.
Группировка
затрат по элементам является единой
и обязательной и определяется Положением
о составе затрат. Группировка
по экономическим элементам
Группировка расходов по элементам позволяет осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикой затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Это необходимо для изучения соотношения живого и прошлого (овеществленного) труда, нормирования и анализа производственных запасов, исчисления частных показателей оборачиваемости отдельных видов нормируемых оборотных средств, а также для других расчетов отраслевого уровня.
Рассчитанные поэлементно затраты всех материальных и топливно-энергетических ресурсов используются для определения планового уровня материальных затрат и оценки его соблюдения. Анализ поэлементного состава и структуры затрат на производство дает возможность наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.
Для анализа по данным отчета о затратах на производство Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» (форма №4 «Отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг)» и форма №27-АПК «Реализация промышленной продукции») составляются аналитические таблицы [12, с. 213].
Произведем анализ себестоимости по элементам затрат по Вилейскому филиалу ОАО «Молодечненский молочный комбинат» (таблица 2.1).
Как видно из таблицы, в 2010 году произошло увеличение себестоимости продукции предприятия на 5425 млн руб. по сравнению с 2009 годом в связи с увеличением выпуска товарной продукции предприятия.
Из
таблицы 2.1 следует. Что важнейшим
фактором снижения себестоимости продукции
исследуемого предприятия является
сокращение материальных затрат.
Таблица
2.1—Анализ себестоимости по элементам
затрат Вилейского филиала ОАО «Молодечненский
молочный завод» за 2008-2010 гг.
Элемент
затрат |
Сумма, млн руб. | Структура затрат, % | ||||||||
2008г. | 2009г. | 2010 г. | Отклонения | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | Отклонения | |||
2009г.
к
2008г. (+/-) |
2010г. к
2009г. (+/-) |
2009 г. к
2008 г. (+/-) |
2010 г. к
2009 г. (+/-) | |||||||
Затраты на производство продукции | 35 129 | 37 413 | 42 838 | 2284 | 5425 | 100 | 100 | 100 | - | - |
В
том числе:
материальные затраты |
30 371 | 31 816 | 36 143 | 1445 | 4327 | 86,4 | 85,0 | 84,4 | 1,4 | -0,6 |
заработная плата | 1986 | 2000 | 2671 | 14 | 671 | 5,6 | 5,3 | 6,2 | -0,3 | 0,9 |
отчисления в фонды | 786 | 689 | 1093 | -97 | 404 | 2,2 | 1,8 | 2,6 | -0,4 | 0,8 |
амортизация основных средств | 503 | 522 | 706 | 19 | 184 | 1,43 | 1,39 | 1,6 | -0,04 | 0,21 |
прочие затраты | 1483 | 2386 | 2225 | 903 | -161 | 4,2 | 6,3 | 5,1 | 2,1 | -1,2 |
В составе материальных затрат основную долю составляет сырье, то есть молоко, закупаемое у сельскохозяйственных производителей и у населения.
Наглядно изменение структуры затрат предприятия за 2008-2010 гг. представлено графически на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. Динамика структуры затрат на производство продукции предприятия
за 2008-2010
гг.
Динамика структуры элементов затрат, свидетельствует, что производство Вилейского филиала ОАО «Молодечненский молочный комбинат» очень материалоемкое. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости составляют материальные затраты, причем в 2009 году их удельный вес возрос на 1,4 %, а в 2010 году их доля снизилась на 0,6 %, что вызвано снижением закупочных цен на молоко.
Доля структурного элемента— прочие расходы, велика из-за большого веса в ней таких расходов как, арендная плата, налоги, проценты по полученным кредитам и займам, услуги других организаций.
Удельный вес заработной платы в структуре затрат увеличился за 2009-2010 гг. на 0,9 % в связи с увеличением ставки 1 разряда на предприятии на 25 %.
Можно сделать вывод – предприятию необходимо обратить особое внимание на ассортимент выпускаемой продукции, а также, по возможности, ответственней подойти к выбору поставщиков материальных ресурсов, поскольку именно эти факторы особенно сильно повлияли на увеличения расходов.
ОАО
«Молодечненский молочный
комбинат»
Анализ затрат на 1 рубль продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. В условиях рынка предприятия наряду со сравнимой продукцией производит несравнимую продукцию, так как обновление товарного ассортимента является одним из основных конкурентных преимуществ. Показателем сравнимой продукции является себестоимость единицы продукции, а несравнимой продукции – затраты на 1 рубль продукции. Он позволяет выяснить тенденции изменения затрат, выполнения плана по затратам, определить влияние факторов на их прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения затрат на продукцию.
Он исчисляется как частное от деления полной себестоимости всей товарное продукции на ее стоимость в оптовых ценах предприятия. Это — наиболее обобщающий показатель себестоимости продукции, выражающий ее прямую связь с прибылью. К достоинствам этого показателя можно также отнести его динамичность и широкую сопоставимость.[6, стр.117]
Непосредственное влияние на изменение уровня затрат на рубль товарной продукции оказывают 4 фактора, которые находятся с ним в прямой функциональной связи:
-
изменение структуры
-
изменение уровня затрат на
производство отдельных
-
изменение цен и тарифов на
потребленные материальные
-
изменение оптовых цен на
Рассмотрим
влияние этих факторов на основе данных
таблицы 2.2.
Таблица 2.2 — Затраты на рубль товарной продукции за 2008-2010 года
№ стро-ки | Наименование показателя | Формула расчета | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
1 | Плановая себестоимость всей товарной продукции, млн руб. | 34730 | 35164 | 38546 | |
Себестоимость всей выпущенной продукции: | |||||
2 | б) по фактической себестоимости, млн руб. | 35129 | 37413 | 42838 | |
3 | а) по плановой себестоимости, млн руб. | 34917 | 37328 | 40213 | |
Товарная продукция в оптовых ценах предприятий: | |||||
4 | а) по плану, млн руб. | 37385 | 34825 | 45526 | |
5 | б) фактически в ценах, принятых в плане, млн руб. | 35461 | 36158 | 45916 | |
6 | в) фактически в ценах, действовавший в отчетном году, млн руб. | 33537 | 34587 | 45826 | |
7 | Затраты на рубль ТП по плану (стр.1:стр.4), коп. | 92,90 | 100,9 | 84,7 | |
Затраты на рубль фактически выпущенной ТП: | |||||
8 | а) по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент (стр.2:стр.5), коп. | 99,06 | 103,5 | 93,3 | |
9 | б) фактически в ценах, действовавших в отчетном году (стр.3:стр.6), коп. | 104,1 | 107,9 | 87,8 | |
10 | в) фактически в ценах, принятых в плане ((стр.3 - изменение цен):стр.5), коп. | 92,56 | 99,2 | 82,6 | |
11 | г) фактически в оптовых ценах на готовую продукцию, принятых в плане (стр.3:стр.5), коп. | 98,47 | 103,2 | 87,5 | |
12 | Затраты на рубль ТП по отчету за прошлый год, коп. | 87,71 | 104,1 | 107,9 |