Система малого бизнеса региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является исследование эффективности механизма поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на примере Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» и разработка путей их совершенствования. Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих задач: раскрыть сущность малого предпринимательства (МП); сформулировать основные механизмы совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства; представить анализ государственной поддержки малого предпринимательства на территории Калининградской области; разработать пути совершенствования поддержки малого предпринимательства в Калининградской области (МО ГО «Город Калининград»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

Теоретические основы малого предпринимательства………………...

Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……...

Органы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и Калининградской области ……………………………………...

Меры государственной поддержки малого предпринимательства….

2 Исследование эффективности механизма поддержки малого
предпринимательства МО «Городской округ «Город Калининград»

2.1 Общая оценка малого предпринимательства Калининградской области…………………………………………………………………………

2.2 Анализ эффективности малого предпринимательства Калининграда

2.3 Сравнение показателей развития малого предпринимательства Калининграда с показателями экономического развития других регионов

2.4 Прогноз развития малого предпринимательства Калининграда……

2.5 Основные проблемы развития малого предпринимательства Калининграда…………………………………………………………………..

3 Механизмы поддержки малого предпринимательства Калининграда...

3.1 Приоритетные цели и задачи в сфере поддержки малого предпринимательства Калининграда………………………………………………..

3.2 Направления и социально-экономические показатели эффективности разработанных мероприятий развитие малого и средних бизнеса Калининграда………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Малый Бизнес.doc

— 930.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

   Введение……………………………………………………………………...

 
  1. Теоретические основы малого предпринимательства………………...
 
    1.  Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……...
 
    1.  Органы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и Калининградской области ……………………………………...
 
    1.  Меры государственной поддержки малого предпринимательства….
 

2 Исследование эффективности механизма поддержки малого

предпринимательства МО «Городской округ «Город Калининград»

 

2.1 Общая оценка малого  предпринимательства Калининградской области…………………………………………………………………………

 

2.2 Анализ эффективности  малого предпринимательства Калининграда

 

2.3 Сравнение показателей развития малого предпринимательства Калининграда с показателями экономического развития других регионов

 

2.4 Прогноз развития малого предпринимательства Калининграда……

 

2.5 Основные проблемы развития малого предпринимательства Калининграда…………………………………………………………………..

 

3 Механизмы поддержки  малого предпринимательства Калининграда...

 

3.1 Приоритетные цели и задачи в сфере поддержки малого предпринимательства Калининграда………………………………………………..

 

3.2 Направления и социально-экономические  показатели эффективности разработанных мероприятий развитие малого и средних бизнеса Калининграда………………………………………………………………..

 

Заключение………………………………………………………………….

 

Список использованных источников………………………………………

 

Приложения………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Малое предпринимательство играет значительную роль в социальной и экономической стабильности страны. Его развитие невозможно без активного участия и поддержки государства, органов региональной и муниципальной власти. В период экономического кризиса и в условиях посткризисного развития малое предпринимательство имеет особое значение для устойчивости всей экономики в целом и отдельных регионов, отраслей в частности, поддерживает высокий уровень занятости населения, что обуславливает актуальность исследования.

Целью данного дипломного проекта является исследование эффективности механизма поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на примере Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» и разработка путей их совершенствования.

Объектом исследования дипломного проекта является Калининградская область (Муниципальное образование «Городской округ «Город Калининград»).

Предмет исследования - совершенствование механизма поддержки малого предпринимательства в современных условиях.

Цель, объект, предмет  исследования обусловили решение следующих  задач:

    • раскрыть сущность малого предпринимательства (МП);
    • сформулировать основные механизмы совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства;
    • представить анализ государственной поддержки малого предпринимательства на территории Калининградской области (МО ГО «Город Калининград»);
    • разработать пути совершенствования поддержки малого предпринимательства в Калининградской области (МО ГО «Город Калининград»).

Первая глава исследования посвящена теоретическим основам малого предпринимательства, в частности, его сущности, критериям, структуре.

Во второй главе проводится анализ некоторых аспектов функционирования малого предпринимательства в Калининградской области и Муниципальном образовании «Городской округ «Город Калининград».

В третьей главе предложены пути совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства, исходя из его проблематики, выделенной в первой и второй главах дипломного проекта.

Методологической основой  исследования является системный подход, методы: анализ, наблюдение, обобщение, синтез.

Сформулированные в  работе способы и принципы совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства могут быть использованы при разработке плана экономического развития региона, планировании бюджета и других нормативных и законодательных документов отдела социально-экономического развития МО «Городской округ «Город Калининград» и других муниципальных образований.

 

  1. Теоретические основы малого предпринимательства

1.1 Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура

 

Многие авторы в своих работах обращались к теме малого предпринимательства, а также его взаимосвязи с государством. К числу таких авторов относятся И.В. Сергеев, В.Я. Горфинкель, О.В. Девяткина, А.В. Абчук и многие другие. Основы малого предпринимательства также заложены в законодательстве РФ.

Исторически малый бизнес являлся первой и – на протяжении долгих веков – единственной формой предприятия. Крупные предприятия появились лишь в XIX веке. Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Малый бизнес - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как считает В.Я. Горфинкель, бизнес (от староангл. “bisiq”- активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу обществу обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условиями существования современного человека,- от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует. Привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие “бизнесмена” как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее, бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

В сфере бизнеса заложен  колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворить текущие потребности в пользу удовлетворения будущих запросов. [1]

Сущность бизнеса состоит  в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов, и с другими аспектами). Если речь идёт о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определённым, относительно устойчивым правилам и нормам, т. е. предприятие. Если соединение ресурсов осуществляется на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, то чаще говорят о проекте.

С.П. Крюков считает: «Один и тот же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать ареной функционирования различных бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может быть и успешно продолжен другими людьми. Иными словами, границы и суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация различных экономических явлений, порожденных одним бизнесом, представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в целях борьбы с нарушением законов)».

И.В. Сергеев отмечает: «Роль бизнеса в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия, или фирмы многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе». [17]

Многие авторы говорят  о специфике малого бизнеса, как  сектора экономики, например, такие авторы как О.В. Девяткина, А.В. Абчук и другие, в целом их позиция выражается следующим образом. Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они — основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства — "оживать" в период общего экономического спада, "принимать на себя" решение многих социальных и экономических проблем.[2]

Как показывает мировая  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных  организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие "малый бизнес", "предпринимательство" описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства, является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода). [18]

С 1 января 2008 года вступил  в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. Согласно нормам Федерального закона к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц – суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются  также микропредприятия – до 15 человек

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. [12]

Информация о работе Система малого бизнеса региона