Система малого бизнеса региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является исследование эффективности механизма поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на примере Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» и разработка путей их совершенствования. Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих задач: раскрыть сущность малого предпринимательства (МП); сформулировать основные механизмы совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства; представить анализ государственной поддержки малого предпринимательства на территории Калининградской области; разработать пути совершенствования поддержки малого предпринимательства в Калининградской области (МО ГО «Город Калининград»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

Теоретические основы малого предпринимательства………………...

Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……...

Органы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и Калининградской области ……………………………………...

Меры государственной поддержки малого предпринимательства….

2 Исследование эффективности механизма поддержки малого
предпринимательства МО «Городской округ «Город Калининград»

2.1 Общая оценка малого предпринимательства Калининградской области…………………………………………………………………………

2.2 Анализ эффективности малого предпринимательства Калининграда

2.3 Сравнение показателей развития малого предпринимательства Калининграда с показателями экономического развития других регионов

2.4 Прогноз развития малого предпринимательства Калининграда……

2.5 Основные проблемы развития малого предпринимательства Калининграда…………………………………………………………………..

3 Механизмы поддержки малого предпринимательства Калининграда...

3.1 Приоритетные цели и задачи в сфере поддержки малого предпринимательства Калининграда………………………………………………..

3.2 Направления и социально-экономические показатели эффективности разработанных мероприятий развитие малого и средних бизнеса Калининграда………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Малый Бизнес.doc

— 930.50 Кб (Скачать файл)

Гранты начинающим собственное  дело - безвозвратные субсидии предпринимателям на регистрацию субъекта малого и среднего предпринимательства, приобретение оборудования, аренду помещений, подключение к энергосетям в первый год деятельности в размере до 100000 рублей. Это особенно актуально для лиц, потерявших работу. Данное мероприятие позволяет не только поддержать предпринимательскую инициативу гражданина, но и содействует созданию новых рабочих мест.

Субсидии предоставляются  начинающим собственное дело на основании  решения межведомственной конкурсной комиссии конкурсного отбора проектов субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим предпринимателям, зарегистрированным и действующим менее 1 года в размере до 100000 рублей.

Субсидии предоставляются  с учётом следующих условий:

- на безвозвратной и безвозмездной основе;

- на условиях долевого финансирования за счёт бюджетных средств до 90 процентов целевых расходов, связанных с началом и развитием предпринимательской деятельности;

- субсидии предоставляются при наличии бизнес - проекта (технико-экономического обоснование) на создание и развитие бизнеса.

Сроки и порядок проведения конкурса определяются Министерством  промышленности.

Информация о конкурсе размещается на сайте фонда поддержки предпринимательства http://www.fpmp39.ru/ и в печатных СМИ.

Требования к участникам конкурса:

- документы принимаются от юридического лица или индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в установленном порядке на территории Калининградской области не позднее 1 года на момент подачи документов;

- цели субсидии – затраты на регистрацию, приобретение основных средств, аренду помещений, подключение к энергосетям в первый год деятельности;

- долевое участие субъекта малого или среднего предпринимательства в финансировании целевых расходов.

Субсидирование части  затрат СМСП на сертификацию для доступа  на рынок ЕС и соответствие международным  стандартам

В соответствии с п. 6 приложения № 2 к постановлению Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 398 «О реализации мероприятий, предусмотренных целевой Программой Калининградской области «Основные направления поддержки малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы», а также в соответствии с условиями договоров на предоставление государственной поддержки получатели субсидии обязаны в течение двух лет с даты получения субсидий в срок до 01 июня и до 01 декабря каждого года предоставлять в адрес ГАУ КО «Фонд поддержки предпринимательства» для проведения мониторинга отчет о целевом использовании субсидии и о ее экономической и социальной эффективности по прилагаемой форме.

Книга учета проверок является одним из важнейших средств  защиты Ваших прав, как предпринимателей, от необоснованных проверок со стороны органов государственного контроля (надзора).

При наличии книги  на  проверяемом объекте контролирующие органы самостоятельно, а также по требованию проверяемых, делают в ней соответствующие записи о проверке, независимо от ее результатов.

Записи должны делаться разборчиво, с полным и точным указанием  всех нормативных актов, на которые  делаются ссылки при установлении фактов нарушений и недостатков в работе, а также фамилии проверяющих. При проведении проверки присутствие с контролирующими должностными лицами посторонних лиц, не указанных в предписании, не допускается.

В случае некорректного  поведения представителей контролирующих органов, превышении ими своих служебных полномочий, проверяемые вправе обратиться к вышестоящим должностным лицам данных органов, прокуратуру, судебные органы.

Регистрацию книги учета  проверок осуществляет ГАУ КО "Фонд поддержки предпринимательства" на основании представленной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заявки. В заявке обязательно указать номер приобретенной книги учета проверок (на титульной обложке).

Регистрацию книги учета  проверок осуществляет ГАУ КО "Фонд поддержки предпринимательства" на основании представленной юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем заявки. В заявке обязательно указать номер приобретенной книги учета проверок (на титульной обложке). На заявки ставится печать юр. лица или индивидуального предпринимателя. Заявку можно направить по факсу 4012 599552 или в электронном виде по адресу fpmp39@mail.ru. Форму заявки можно взять непосредственно на сайте в разделе книга учета проверок, в офисе Фонда поддержки предпринимательства (ул. Советский проспект 13), а также при покупке книги в офисе компании "Бизнес-контакт" по адресу: ул. Нахимова, 17.

Согласно планам правительства, с 2011 года совокупный тариф страховых  взносов во внебюджетные фонды вырастет с 26% до 34%. В частности, с 3,1% до 5,1% вырастет взнос на обязательное медицинское  страхование. Полученные за счет этого 460 миллиардов рублей государство планирует направить на модернизацию здравоохранения.

Меры имущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым были приняты еще в I квартале текущего года, во II квартале 2009 г. были усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:

- Упрощен доступ малых  компаний к государственному  и муниципальному заказу. В настоящее время открыты три электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5–7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции;

- Правительством РФ, вслед  за принятым в I квартале 2009 г.  решением о снижении платы  за технологическое присоединение  к электросетям, подписано постановление  о совершенствовании порядка подключения, позволяющее существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет.

За II квартал 2009 года не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.

Меры по снижению административного давления, во II квартале 2009 г. утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления на сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным периодом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующие:

- Принят новый порядок  открытия малого и среднего  бизнеса. Так, с 1-го июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получать разрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточно лишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности.. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микро предприятий не может превышать 15 часов в год, для малых – 502. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово-хозяйственной деятельности [5].

- В целях пресечения  случаев необоснованного вмешательства  в деятельность предприятий малого бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения, призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок [18].

В РФ разработаны формы  и методы государственной поддержки малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере, которые могут быть реализованы только при условии учета действия и взаимодействия следующих групп факторов:

– экономических;

– организационных;

– производственно-технологических;

– нормативно-правовых;

– организационно-финансовых (см. табл.1.1).

Учет этих факторов крайне важен, поскольку исследованиями Института  стратегического анализа и развития предпринимательства выявлены и  ранжированы проблемы малого предпринимательства (далее МП) в общероссийском разрезе в следующем порядке:

1) несовершенство системы  налогообложения;

2) финансовые трудности;

3) нестабильность, неполнота  законодательства, несогласованность  нормативно-правовых актов;

4) проблемы со сбытом  продукции;

5) рост цен на сырье, материалы, энергию;

6) трудности с арендой  и приобретением помещений;

7) вмешательство местных  властей;

8)  угрозы криминальных структур.

Чтобы помочь малому бизнесу  справиться с перечисленными проблемами, предлагается в региональном механизме поддержки МП использовать следующие методы:

– административные: регулирование взаимодействия администрации республики и муниципальных образований и структур, уполномоченных осуществлять поддержку МП;

– нормативно-правовые: подготовка и реализация законов, постановлений;

– финансово-экономические: разработка и совершенствование финансовой, бюджетной, налоговой и имущественной поддержки МП;

– организационные: разработка и реализация программ и проектов развития и поддержки МП. 

 

 

Таблица 1.1– Формы и методы государственной поддержки малого предпринимательства в финансово-кредитной сфере

Форма

Виды и методы

Сущность и цели

Финансовая

Инвестиционные фонды:

- федеральный;

- областной;

- муниципальные.

Прямое финансирование программ и проектов с целью, их наиболее быстрой реализации.

Бюджетные средства: 

- федеральный бюджет;

- республиканский бюджет;  

- муниципальный бюджет.

Прямое бюджетное финансирование. Использование бюджетных средств под гарантии (поручительства). Оказание помощи.

Финансовые льготы:

- бюджетные;

- налоговые;

-предоставление отсрочек  платежей;

- льготы по местным  налогам.

Создание стартовых  условий. Протекционизм местному предпринимательству. Стимулирование нового проекта.

Кредитная

Предоставление кредитов:  

- по доверию;

- под залог;

- под поручительства.

Тоже

Страхование     рисков

Адаптация возможностей и условий страхования предпринимательского риска МП. Использование специальных видов страхования МП.

Обеспечение производственной и финансовой устойчивости предприятия.

Регулирование инвестиций

Стимулирование инвестиционной деятельности в МП. Новые формы и схемы стимулирования инвестиционной деятельности в МП (лизинговые, гарантийные, страховые).

Обеспечение ритмичной  деятельности по реализации проекта.


 

Таким образом, сформулированные в настоящем разделе факторы, обусловливающие необходимость государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, определенные пути их реализации, ранжированные самими предпринимателями по актуальности проблемы, требующие решения, определяют восемь направлений поддержки МП, в совокупности с которыми четыре метода определяют концепцию поддержки и развития МП малого предпринимательства в РФ. 

 

Таблица 1.2 – Схема динамической части организационно-экономического механизма поддержки и развития малого предпринимательства в РФ

Элемент механизма

Содержание элемента

Задачи

1. Усовершенствование  местного налогообложения.

2. Устранение финансовых трудностей.

3. Создание региональной нормативно-законодательной  базы.

4. Маркетинговые исследования.

5. Оказание помощи  с арендой и приобретением  помещений.

6. Координация действий  органов власти и предпринимателей.

7. Устранение угроз  со стороны криминальных структур.

Принципы

действий

1. Комплексность.

2. Системность.

3. Перспективность.

4. Законность.

5. Коллегиальность принятия  решений.

6. Гибкость организационных  структур управления.

Функции

1. Координация действий.

2. Регулирование спорных  отношений.

3. Маркетинговые услуги.

4. Информационные услуги.

5. Аудиторские услуги.

6. Консультации.

7. Связь с администрацией и правоохранительными органами.

Методы решения проблем

1. Организационные.

2. Нормативно-правовые

3. Финансово-экономические.

4. Административные.

Информация о работе Система малого бизнеса региона