Система малого бизнеса региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является исследование эффективности механизма поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на примере Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» и разработка путей их совершенствования. Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих задач: раскрыть сущность малого предпринимательства (МП); сформулировать основные механизмы совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства; представить анализ государственной поддержки малого предпринимательства на территории Калининградской области; разработать пути совершенствования поддержки малого предпринимательства в Калининградской области (МО ГО «Город Калининград»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

Теоретические основы малого предпринимательства………………...

Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……...

Органы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и Калининградской области ……………………………………...

Меры государственной поддержки малого предпринимательства….

2 Исследование эффективности механизма поддержки малого
предпринимательства МО «Городской округ «Город Калининград»

2.1 Общая оценка малого предпринимательства Калининградской области…………………………………………………………………………

2.2 Анализ эффективности малого предпринимательства Калининграда

2.3 Сравнение показателей развития малого предпринимательства Калининграда с показателями экономического развития других регионов

2.4 Прогноз развития малого предпринимательства Калининграда……

2.5 Основные проблемы развития малого предпринимательства Калининграда…………………………………………………………………..

3 Механизмы поддержки малого предпринимательства Калининграда...

3.1 Приоритетные цели и задачи в сфере поддержки малого предпринимательства Калининграда………………………………………………..

3.2 Направления и социально-экономические показатели эффективности разработанных мероприятий развитие малого и средних бизнеса Калининграда………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Малый Бизнес.doc

— 930.50 Кб (Скачать файл)

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки  от реализации товаров (работ, услуг) для  каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

для микропредприятий – 60 млн. рублей;

для малых предприятий  – 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 года также  вступает в силу часть 2 статьи 4 Федерального закона, определяющая, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Малое предпринимательство  сегодня – это динамично развивающийся  сектор любой рыночной, в том числе  и российской, экономики. Их высокая  эффективность связана с двумя факторами:

  • Во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объёмах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;
  • У малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.

«Трансакционные издержки»  – издержки, связанные с заключением  сделок, контролем за исполнением соглашений, защитой прав собственности, координацией деятельности и т.п. [19]

Исходя из множества  трудов в области малого предпринимательства, таких как, И. Склярова, Е.В. Гражданкиной и других можно выделить его определенные общие положительные черты. Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, подчеркнем следующие его черты:

    1. Малые фирмы динамичны и гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции.
    2. Они более приспособлены к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо учитывают дифференцированный спрос потребителей.
    3. Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений.
    4. Некоторые из них, так называемые венчурные, или рисковые, фирмы, являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки.
    5. Инновационная роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с КП. Помимо производственной кооперации существует аналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоёмкими предприятиями – венчурными МП, которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя доработку и пробное освоение научно – технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат. Однако определенная часть МП пытается вести самостоятельную инвестиционную деятельность, в чем ей оказывает поддержку государство. Если крупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных перспективных в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора МП как такового. В США федеральное правительство финансирует 35% расходов МП на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действуют программы, увязывающие поддержку инновационных МП с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число МП осуществляет инновации в форме обновления технологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается в содействии различным способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры — бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является "выращивание" технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших технологий во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для МП нехватку финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.
    6. Обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудников способствуют реализации их творческих возможностей
    7. Малое предприятие – значительный источник новых рабочих мест.
    8. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета. В современной России это наблюдается только в одном, но очень важном регионе – Москве. [15]

Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. Лидеры МП практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.

Вместе с тем малый  бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики: высока «смертность» малых предприятий, особенно на раннем этапе их существования. Ежегодно сотни малых предприятий разоряются и прекращают своё существование. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через год остаётся примерно половина, через три года – 7 – 8%, а через пять лет – только 3%. Но на месте ликвидированных фирм образуются новые. Дело в том, что вход на рынок и выход с него для малого бизнеса относительно безболезнен. Ликвидация не означает чрезмерных финансовых потерь, и многие предприниматели делают по 3 – 4 неудачных попытки, прежде чем найдут действительно своё дело.[1]

Малое предпринимательство  – один из важных секторов экономики, особенно в условиях сильной дифференциации социально-экономического развития регионов. Роль малого предпринимательства наиболее полно раскрывается в выполняемых им функциях. Основные функции малого предпринимательства подразделяются следующим образом:

1. По социальной значимости:

- малое предпринимательство  способствует формированию среднего класса, являющегося гарантом политической стабильности и движущей силой рыночной экономики в регионах;

- сглаживает социальную  напряженность, снижает остроту  социальных проблем в моногородах  в период кризисов градообразующих  предприятий.

2. По экономической значимости:

- формирует конкурентные  отношения, предлагая какой-либо  товар равных потребительских свойств по более низкой цене;

- расширяет производство  потребительских товаров и услуг  в регионе с использованием  местных источников сырья и  материалов;

- становится новым  источником стабильных поступлений  в бюджет региона;

- осуществляет новые  проекты.[11]

Для переходных условий  рыночной экономики может быть очень  полезен зарубежный опыт развития и поддержки малого бизнеса. А.Б. Крутик говорит: «Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 90-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США - где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию - с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Только эти цифры говорят об огромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран».[7]

Социальная значимость МП обусловлена прежде всего самим  фактом сосредоточения в этом секторе преобладающей части рабочих мест. В годы энергетического кризиса, когда в базовых отраслях развернулась крупномасштабная структурная и технологическая перестройка, на первый план вышла способность малых и мельчайших предприятий впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождавшуюся в ходе реорганизации крупных предприятий (КП). Во всех ведущих странах обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предприятий и динамикой численности их персонала: на КП занятость сокращалась, а на МП – росла. В США в 1980 – 1995 гг. на МП было создано 35 млн новых рабочих мест, в то время как КП и государственные структуры потеряли их около 6 млн; при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 человек. В странах ЕС в 1994 – 1998 гг. сектор МП увеличивался в среднем почти на 300 тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг.

Характерно, что темпы  роста производительности труда  в расчете на одного занятого в секторе МП нередко оказывались выше, чем у КП, а темпы роста заработной платы – ниже. В этом проявляется та свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках – сдерживание заработной платы при опережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям с их сильными профсоюзами осуществлять гораздо труднее и которая составляет одно из главных конкурентных преимуществ МП в периоды спада конъюнктуры.

Учитывая возможности  сектора МП в плане расширения занятости, правительства ведущих стран Запада считают его поддержку одним из приоритетов своей экономической и социальной политики. Бюджетные программы и работа специально созданных институтов направлены, с одной стороны, на стимулирование создания новых предприятий (при особой поддержке молодёжи, женщин, представителей национальных меньшинств, инвалидов), а с другой – на организацию разнообразных систем профессионального обучения и переподготовки.

Эти меры особенно широко используются для возрождения экономики  регионов, находящихся в депрессивном состоянии. Общепризнанно, что изменение экономического и социального климата в таких регионах возможно только при участии достаточно большого числа (критической массы) МП. Какие бы конкретные цели ни преследовала региональная политика, главным условием её успеха всегда является мобилизация местного «низового» предпринимательства.

В пользу эффективности  этих фирм говорит тот факт, что  они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели.

Функционирующие МП демонстрируют  хорошую способность адаптироваться к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. По данным мониторинга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.[2]

Наконец, развитие мелкого  предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Об этом говорят следующие цифры: в США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.[4]

В российской истории  малого бизнеса можно выделить ряд  этапов:

Для первого этапа (1985 – 1987 гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго  этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991 - 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. Государству же предстоит приложить усилия для всемирного развития и поддержания в долговременной перспективе конкурентной среды и её стабильности в качестве среды хозяйствования.

Все вышеизложенное, позволяет  сделать вывод о том, что малый  бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, не обходима поддержка со стороны государства. [16]

Государственная политика в отношении малого предпринимательства  находиться под сильным влиянием макроэкономической ситуации, бюджетных возможностей, идеологии, причем она нередко определяет степень поддержки малых предприятий со стороны власти.

1.2 Органы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и Калининградской области

 

К ведению Федерации  законодательством отнесено определение  общих принципов, приоритетных направлений  и методов государственной поддержки  этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Структура органов власти и управления, обеспечивающих поддержку  и взаимодействие с бизнесом, в  различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными вопросами занимается множество органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства в высших органах исполнительной власти субъектов РФ.

Информация о работе Система малого бизнеса региона