Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:21, дипломная работа
Целью данного дипломного проекта является исследование эффективности механизма поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на примере Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» и разработка путей их совершенствования. Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих задач: раскрыть сущность малого предпринимательства (МП); сформулировать основные механизмы совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства; представить анализ государственной поддержки малого предпринимательства на территории Калининградской области; разработать пути совершенствования поддержки малого предпринимательства в Калининградской области (МО ГО «Город Калининград»).
Введение……………………………………………………………………...
Теоретические основы малого предпринимательства………………...
Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……...
Органы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и Калининградской области ……………………………………...
Меры государственной поддержки малого предпринимательства….
2 Исследование эффективности механизма поддержки малого
предпринимательства МО «Городской округ «Город Калининград»
2.1 Общая оценка малого предпринимательства Калининградской области…………………………………………………………………………
2.2 Анализ эффективности малого предпринимательства Калининграда
2.3 Сравнение показателей развития малого предпринимательства Калининграда с показателями экономического развития других регионов
2.4 Прогноз развития малого предпринимательства Калининграда……
2.5 Основные проблемы развития малого предпринимательства Калининграда…………………………………………………………………..
3 Механизмы поддержки малого предпринимательства Калининграда...
3.1 Приоритетные цели и задачи в сфере поддержки малого предпринимательства Калининграда………………………………………………..
3.2 Направления и социально-экономические показатели эффективности разработанных мероприятий развитие малого и средних бизнеса Калининграда………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Основываясь на этой концепции, выработанных рекомендациях и выводах, сделанных на основе исследований в предыдущих главах, мы разработали схему элементов динамической (изменяющейся) части организационно-экономического механизма поддержки и развития малого предпринимательства в Калининградской области (табл. 1.2), элементы которой в данный период реализуются на практике.
Для стимулирования развития
малых инновационных
предпринимательства МО «Городской округ «Город Калининград»
2.1 Общая оценка малого предпринимательства Калининградской области
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, установлены целевой программой Калининградской области (постановление Правительства Калининградской области от 13 февраля 2007 г. № 57) «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Калининградской области на 2009-2013 годы» (далее - Программа). Программа направлена на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) в следующих приоритетных сферах:
- инновационная деятельность;
- услуги жилищно-коммунального хозяйства;
- социальные услуги;
- перерабатывающая промышленность;
- янтарная отрасль;
- туризм.
Также режим наибольшего благоприятствования устанавливается для СМСП, ориентированных на экспорт произведенной ими продукции и (или) оказанных услуг.
Калининградская область - это особые условия хозяйствования, предусмотренные Законом об Особой экономической зоне. Резиденты Особой экономической зоны освобождены от уплаты налога на прибыль и налога на имущество в течение первых 6 лет экономической деятельности, и на 50% освобождение от уплаты этих налогов в течение последующих 6 лет. Зарегистрированные в Калининградской области компании (за исключением резидентов ОЭЗ) имеют право ввоза и использования на территории области импортных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов. Гарантии резидентам ОЭЗ от неблагоприятного изменения законодательства – если принимаемые нормативно-правовые акты РФ приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на резидента, или устанавливают запреты и ограничения в отношении осуществления капитальных вложений по сравнению с действовавшими на день начала финансирования инвестиционного проекта, принятые нормативные правовые акты не применяются в течение 25-летнего срока в отношении резидента, осуществляющего реализацию инвестиционного проекта, при условии выполнения им требований закона об ОЭЗ. Упрощенный порядок оформления виз для иностранных инвесторов и их представителей. Калининград – реальная возможность отработки ведения бизнеса в российских условиях с последующим выходом на рынки основной территории России.
Для оценки деятельности малых предприятий в РФ и Калининградской области необходимо провести анализ их деятельности, исходя из данных по кризисному 2009 году и нынешнему 2012 году. Это необходимо для того, чтобы понять насколько сильное влияние на данный сегмент субъектов экономики нанес кризис, и оценить государственную поддержку малого предпринимательства за указанный период.
Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников малых предприятий торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота малых предприятий, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода. Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот малых предприятий составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота малых предприятий по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%. В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса.
Таблица 2.1 - Распределение доли малых предприятий РФ по отраслям экономической деятельности
Отрасль деятельности |
% к итогу |
Единиц |
Всего |
100,00% |
10093,5 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1,69% |
170,7 |
рыболовство, рыбоводство |
0,23% |
23,1 |
промышленность |
14,06% |
1418,7 |
добыча полезных ископаемых |
0,59% |
59,8 |
обрабатывающие производства |
12,99% |
1311,3 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
0,47% |
47,8 |
строительство |
12,17% |
1228,4 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
60,39% |
6095,5 |
гостиницы и рестораны |
1,06% |
106,7 |
транспорт и связь |
3,04% |
306,7 |
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
6,22% |
627,4 |
В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.
По состоянию на 1 июля 2010 года в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 ед. и составило 154,7 ед. Рост числа малых предприятий как в абсолютном, так и в относительном выражении зафиксирован в двух федеральных округах, среди них Дальневосточный федеральный округ (прирост более чем на 3,7% или 6 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Приволжский федеральный округ (прирост около 0,8% или 1,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). В остальных федеральных округах количество малых предприятий за год сократилось. Наибольшее сокращение наблюдается в Южном федеральном округе (на 16,8% или на 26,2 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа), Уральском федеральном округе (на 9,6% или 12,7 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 6,6% или 13,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа).
По итогам января-июня 2010 года среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 3,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5578,2 тыс. человек. Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых за этот период уменьшился на 0,1 п.п. и составил 12,0%. Количество занятых на малых предприятиях выросло в двух федеральных округах, среди них Северо-Западный федеральный округ (рост показателя составил 2,5%) и Дальневосточный федеральный округ (1,8%). В остальных федеральных округах среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась. Наибольшее сокращение произошло в Уральском федеральном округе (на 13,9%) и Южном федеральном округе (на 11,7%).
В январе-июне 2011 года прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 44 регионах. Лидером по росту числа занятых на малых предприятиях выступила Ленинградская область (показатель вырос на 35,3%). Наиболее значительное снижение числа занятых на малых предприятиях отмечено в Чукотском автономном округе (на 46,5%), Чеченской Республике (на 36,4%) и Калининградской области (на 33,6%).
Для того чтобы наилучшим образом охарактеризовать развитие малого предпринимательства по Калининградской области необходимо выделить основные показатели их деятельности по отраслям экономической деятельности.
Для Калининградской области, как и для всей территории Российской Федерации характерна наибольшая доля предприятий оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, но в нашем регионе доля этого сегмента экономической деятельности значительно ниже, чем по стране в целом (37% в ВО против 60% по РФ).
Значительная доля именно этого сегмента Малого предпринимательства обусловлена тем, что малый бизнес в первую очередь стремиться в те сферы экономики, которые обеспечивают ему наибольшую прибыль и рентабельность, также эти предприятия не требуют значительных инвестиций, первоначальный капитал также может быть не слишком большим. Именно по этим причинам производственные отрасли развиты хуже, тогда как для повышения эффективности общественного производства необходимо стремиться к увеличению малых предприятий в реальном секторе, но для этого необходимо создать соответствующие условия. Есть мнение, что по мере заполнения этого сектора, малый бизнес перейдет и в другие более привлекательные для страны сферы. Но при слабой поддержке государства этот переход может не произойти, поскольку переход в другие сферы связан со значительными затратами и риском.
Также высока доля строительства (16%), но стоит заметить, что в кризисном 2009 году число предприятий данной отрасли снизилось на 43 единицы, что вызвано общим спадом на рынке жилья и нехваткой финансовых и других ресурсов. Также весьма значительна доля предприятий обрабатывающего производства, что является редкостью для реального сектора экономики, но стоит заметить, что их общее количество также сократилось на 78 предприятий.
Выросло число малых предприятий в области операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (с 943 в 2008 г. до 996 в 2009), причины тут такие же, как и на предприятиях торгового сектора. Доля остальных сегментов рынка весьма незначительна.
По состоянию на 1 января 2012 года в области зарегистрировано более 6 тысяч малых предприятий с численностью работников 73 тыс. человек. Количество индивидуальных предпринимателей увеличилось до 44 тыс. человек.
В малом предпринимательстве области, включая работников малых предприятий, индивидуальных предпринимателей и лиц, работающих по найму, занято более 173 тыс. человек или 27% в общей численности занятых в экономике области.
Таким образом, прирост численности занятый в малом бизнесе в период с 2009-2012 год составил 27,9 тыс. человек.
Наибольшее
число работников в расчете на
одно малое предприятие зафиксирован
Одним из экономических
показателей деятельности малых
предприятий можно назвать
Изучив финансовые показатели как платежеспособность и финансовую устойчивость малых предприятий Калининградской области, то в целом можно говорить о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий, но в 2008 году ситуация несколько ухудшилась, в частности это видно из коэффициента текущей ликвидности (203,2), который в 2008 году незначительно вышел из нормативного ограничения в 200%. Наиболее проблемными видами деятельности в малом бизнесе являются производство и распределение электроэнергии, газа и воды; образование; гостиницы и рестораны и другие.
В качестве причин подобного положения дел в области малого предпринимательства в Калининградской области можно выделить то, что во время экономического кризиса 2009 года, наша область достаточно сильно пострадала по всем показателям социально-экономического развития. В этот период бюджет области недополучил большое количество средств, т.е. бюджет на конец года оказался дефицитным. Для поддержания социально-экономической стабильности большой объем финансирования выделялся на поддержку банков и крупных, системообразующих предприятий. В этот период финансирование малого бизнеса проводилось на остаточной основе.
Положительные же аспекты деятельности в этот период возникли во многом за счет накоплений и усиленного развития в докризисные годы, также в области осуществлялась программа по предотвращению безработицы за счет малого бизнеса, то есть людям оказывалась помощь в открытии собственного дела.
За последние годы заложены системы развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Разработана нормативная правовая база, реализуется ряд государственных механизмов финансового, имущественного, информационного, обучающего и иного содействия развитию субъектов малого и среднего предпринимательства. Функционируют организации инфраструктуры поддержки субъектов предпринимательской деятельности.