Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:21, дипломная работа
Целью данного дипломного проекта является исследование эффективности механизма поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на примере Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» и разработка путей их совершенствования. Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих задач: раскрыть сущность малого предпринимательства (МП); сформулировать основные механизмы совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства; представить анализ государственной поддержки малого предпринимательства на территории Калининградской области; разработать пути совершенствования поддержки малого предпринимательства в Калининградской области (МО ГО «Город Калининград»).
Введение……………………………………………………………………...
Теоретические основы малого предпринимательства………………...
Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……...
Органы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и Калининградской области ……………………………………...
Меры государственной поддержки малого предпринимательства….
2 Исследование эффективности механизма поддержки малого
предпринимательства МО «Городской округ «Город Калининград»
2.1 Общая оценка малого предпринимательства Калининградской области…………………………………………………………………………
2.2 Анализ эффективности малого предпринимательства Калининграда
2.3 Сравнение показателей развития малого предпринимательства Калининграда с показателями экономического развития других регионов
2.4 Прогноз развития малого предпринимательства Калининграда……
2.5 Основные проблемы развития малого предпринимательства Калининграда…………………………………………………………………..
3 Механизмы поддержки малого предпринимательства Калининграда...
3.1 Приоритетные цели и задачи в сфере поддержки малого предпринимательства Калининграда………………………………………………..
3.2 Направления и социально-экономические показатели эффективности разработанных мероприятий развитие малого и средних бизнеса Калининграда………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Число малых предприятий на 1000 жителей5:
Как видно из приведенного анализа, показатели малого предпринимательства в Калининградской области в 2012 году занимают промежуточное значение между аналогичными показателями регионов России и стран Евросоюза.
Что касается Европы, то там малое предпринимательство развито больше, и его поддержке уделяется значительное внимание. С другой стороны, в европейских странах несколько иные критерии отнесения компаний к малым предприятиям. Там используют понятия: микро предприятие, малое предприятие и среднее предприятие. Данные по развитию этого сектора экономики приводятся в обобщенном формате, в связи с чем, зарубежные показатели развития предпринимательства высокие.
Город Калининград по степени развития малого бизнеса обгоняет многие регионы России и сопоставим с российскими лидерами в этой сфере – Москвой и Санкт-Петербургом. Следует обратить внимание на тот факт, что уже в 2012 году число МП на 1 тыс. жителей в Калининграде увеличилось почти в 2 раза, что не произошло больше ни в одном регионе России. За счет этого роста по данному показателю Калининград стал сопоставим с экономически развитыми странами мира.
В таблице 3 приведены данные, отражающие структуру малого предпринимательства в различных странах и регионах, а в таблице 4 показано распределение субъектов малого предпринимательства по сферам деятельности.
Таблица 3 - Доля малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в малом предпринимательстве разных стран и территорий:
Страна (субъект) |
МП, % |
ИП, % |
Экономически развитые страны мира: |
50 |
50 |
Россия: |
20 |
80 |
Субъекты Российской
Федерации и муниципальные обра |
4-25 |
75-96 |
Калининградская область: |
27 |
73 |
Калининград: |
35 |
65 |
Таблица 4 - Распределение СМП по сферам деятельности, %
Субъект |
Производство |
Услуги |
Торговля |
Экономически развитые страны мира |
30 |
45 |
25 |
Россия |
20 |
30 |
50 |
Субъекты Российской
Федерации и муниципальные |
4-25 |
20-35 |
40-60 |
Калининградская область |
32 |
40 |
28 |
Калининград6 |
26 |
42 |
32 |
Как видно из таблицы 3, Калининград из всех рассматриваемых субъектов имеет показатель, наиболее приближенный к мировому, в соответствии с которым число организаций должно быть не меньше числа частных предпринимателей, т.к. предприятия имеют гораздо большее для экономики субъектов значение при построении устойчивой, прозрачной и эффективной системы предпринимательства.
Структура малого предпринимательства в Калининграде устойчива и сформировалась в условиях относительной стабильности внутреннего рынка региона в последние годы. Как видно из рис. 4, в целом по городу лидирующим сегментом является торговля и сфера платных услуг. При анализе малых производственных предприятий и сравнения с данными табл. 4 видно, что процент таких производственных предприятий в Калининграде ниже не только мировых показателей, но и средних по России.
С другой стороны, доля услуг находится на мировом уровне и выше российских показателей. Отсюда, в условиях ограниченности ресурсов для развития малого бизнеса, следует, что низкий уровень производственных предприятий при создании соответствующих условий может быть поднят за счет переориентации части торговых предприятий на производство товаров. В настоящее время торговля имеет чрезмерно завышенную долю в малых предприятиях города, что объясняется наличием благоприятной среды для развития именно этого сектора экономики города.
2.4 Прогноз развития малого предпринимательства Калининграда
В долгосрочной перспективе в рамках стратегического развития Калининград может претендовать на статус крупного логистического узла в трансграничной системе макрорегиона. Это подтверждается началом строительства второй очереди терминала аэропорта Храброво и перспективами создания портовой ОЭЗ в Калининграде. В свою очередь, это однозначно означает «обрастание» создаваемых траспортных хабов малыми предприятиями, как минимум, сфер транспорта и услуг, которые должны будут иметь бизнес не только в местах непосредственного функционирования, но и в областном центре.
Особо перспективным является использование города в качестве площадки для аутсорсинга и процессинга, замещая в этой функции производственные, финансовые и культурные центры Балтии и Польши. Особо этому способствует создание в Калининградской области ОЭЗ в соответствии с новым Федеральным законом об ОЭЗ от 10.01.2006 г. № 16-ФЗ. За счет предоставляемых льгот по налогообложению в области уже зарегистрировано 47 резидентов ОЭЗ в Калининградской области. Между тем известно, что создание крупных предприятий неминуемо сопровождается созданием новых и развитием существующих малых предприятий по обеспечению деятельности своих крупных «коллег».
Весьма перспективным выглядит развитие Калининграда в качестве макрорегионального центра, который специализируется на инфраструктурах технологии гостеприимства – особенно в сегментах курортного лечения и делового сотрудничества. Особое значение для развития этих сегментов экономики является создание в Калининградской области туристско-рекреационной ОЭЗ на Куршской косе, а также игорной зоны, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ, направленным на государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр. Обе эти зоны, несмотря на удаленность от Калининграда, как известно, будут практически целиком состоять из малых предприятий, которые будут вести свою деятельность, в том числе, и в городе Калининграде.
Развитые города Европы сейчас переживают сложный переход к формам постиндустриальной экономики и организации экономической среды – «экономика сервисов» становится ведущей экономической моделью их развития. Конкуренция регионов и городов направлена на новый тип экономических ресурсов: качество человеческого капитала; экологически и культурно благоприятная среда; наличие инновационных центров и мировых университетских брендов; комфортная финансовая, транспортная и информационная инфраструктура и т.д. Именно эти ресурсы определяют будущую городскую систему Европы и, в том числе, борьба за них должна быть приоритетной для экономики Калининграда.
Кроме того, при оценке развития малого предпринимательства следует учитывать ресурс мигрантов и индивидуальных предпринимателей, за счет которых впоследствии возможна дополнительная подпитка числа малых предприятий при создании новых бизнесов.
Для повышения
Факторы размещения, привлекающие новый бизнес в города и способствующие их экономическому росту, больше не привязаны к физическим ресурсам. Все более важными становятся имидж города, ландшафт и дизайн городского окружения, разнообразие и качество услуг и т.д.
Важнейшими направлениями, связанными с развитием малого предпринимательства, по которым может осуществляться конкуренция Калининграда с другими городскими агломерациями Балтики, являются:
На данный момент в области только Калининград обладает развитым инфраструктурным и значительным человеческим потенциалом для развития всех направлений малого и среднего бизнеса. Соответственно программа городского развития областного центра должна иметь приоритетным проектным направлениям построение и реализацию комплекса мероприятий по созданию качественно новой структуры малого предпринимательства в городе Калининград.
В качестве целевых индикаторов оценки эффективности реализации мероприятий по развитию малого предпринимательства целесообразно, чтобы выступали следующие показатели: