Система малого бизнеса региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 23:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта является исследование эффективности механизма поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на примере Муниципального образования «Городской округ «Город Калининград» и разработка путей их совершенствования. Цель, объект, предмет исследования обусловили решение следующих задач: раскрыть сущность малого предпринимательства (МП); сформулировать основные механизмы совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства; представить анализ государственной поддержки малого предпринимательства на территории Калининградской области; разработать пути совершенствования поддержки малого предпринимательства в Калининградской области (МО ГО «Город Калининград»).

Содержание

Введение……………………………………………………………………...

Теоретические основы малого предпринимательства………………...

Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……...

Органы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ и Калининградской области ……………………………………...

Меры государственной поддержки малого предпринимательства….

2 Исследование эффективности механизма поддержки малого
предпринимательства МО «Городской округ «Город Калининград»

2.1 Общая оценка малого предпринимательства Калининградской области…………………………………………………………………………

2.2 Анализ эффективности малого предпринимательства Калининграда

2.3 Сравнение показателей развития малого предпринимательства Калининграда с показателями экономического развития других регионов

2.4 Прогноз развития малого предпринимательства Калининграда……

2.5 Основные проблемы развития малого предпринимательства Калининграда…………………………………………………………………..

3 Механизмы поддержки малого предпринимательства Калининграда...

3.1 Приоритетные цели и задачи в сфере поддержки малого предпринимательства Калининграда………………………………………………..

3.2 Направления и социально-экономические показатели эффективности разработанных мероприятий развитие малого и средних бизнеса Калининграда………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Малый Бизнес.doc

— 930.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ эффективности  малого предпринимательства Калининграда

 

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ (Ст. 4)  не только определил, что такое есть "малый бизнес", но и определил, что есть такое "микро бизнес" и "средний бизнес".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для каждой категорий субъектов малого и среднего предпринимательства.


Специфика развития малого предпринимательства в Калининграде определяется его доминирующим положением в Калининградской области и эксклавным положением самого региона. Ввиду этих особенностей, а также благодаря существованию в области Особой экономической зоны, на протяжении многих лет в городе развивались, помимо прочего, такие направления, как трансграничная торговля и импортозамещение. Высокая плотность населения на ограниченной территории и невысокая доля крупного бизнеса, а также резкое сокращение экономической деятельности традиционных для области отраслей, привели к тому, что, начиная с первой половины 90-х годов 20 столетия, малое и среднее предпринимательство в Калининграде начало развиваться опережающими по сравнению с другими региональными центрами России, темпами, обеспечивая самозанятость и занимая свободные рыночные ниши.

По данным Росстата, количество малых и средних предприятий (МСП) Калининграда по состоянию на 1 января 2012 года составляло 23 735  единицы. Помимо малых и средних предприятий в Калининграде зарегистрировано более 18 тысяч индивидуальных предпринимателей (ИП). Субъекты малого предпринимательства (СМП), состоящие из индивидуальных предпринимателей, микро, малых и средних предприятий города Калининграда, имеют распределение, представленное на рисунке 1.

Рисунок 1- Формы СМП  в Калининграде

Как видно из данной диаграммы число индивидуальных предпринимателей превосходит все остальные формы СМП в г. Калининграде. В целом, СМП Калининграда составляют почти 80% всех СМП области, что доказывает высокую концентрацию в областном центре малого бизнеса.

Таким образом, имеется ярко выраженная территориальная диспропорция в развитии малого предпринимательства в регионе с центром тяготения в г. Калининграде.

Динамика развития малого предпринимательства в Калининграде за период с 01.01.2011 года по 01.01.2012 года представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Динамика развития малого предпринимательства в Калининграде

№ пп

Показатель

На 01.01.2011

На 01.01.2012

Количество малых, средних  и микро-предприятий, ед.

17948

23735

Число малых и средних  предприятий на 10 тыс. жителей, ед./тыс. чел.

869

973.4

Число индивидуальных предпринимателей, ед.

18388

18217

Доля работающих на малых  предприятиях в общей среднесписочной численности занятых в экономике города,  %

61.3

61


 

Как видно из данной таблицы, в указанный период на фоне плавного роста числа индивидуальных предпринимателей произошел рост числа малых предприятий.

Рисунок 2 - Сравнительная  динамика изменения числа МП и  ИП города   Калининграда

 

Создание большого числа  малых предприятий объясняется  возрастающей ролью для малого бизнеса налоговых льгот, которые предоставляются им в рамках упрощенных систем налогообложения: единый налог по упрощенным системам и единый налог по вмененной системе.

Рисунок 3 - Структура малых предприятий по видам экономической деятельности Калининграда (2012 г)


 

Рисунок 4 - Структура малых предприятий по видам экономической деятельности Калининградской области (2012 г.)

 

Как видно из рисунка 3 и рисунка 4 в структуре МСП  города Калининграда и Калининградской области сопоставимы доли торговли, что объясняется небольшими размерами самой области и говорит об одинаковых условиях развития торговли в областном центре и в остальных муниципалитетах области. С другой стороны видно, что в структуре МСП области значительно преобладает доля производственных предприятий и меньше МСП сферы услуг, что объясняется выносом производственных предприятий за городские границы и естественной концентрацией услуг в областном центре.

Кроме того, как и в  прежние годы, в 2012 г. значительное развитие малые предприятия получили:

- в оптовой и розничной торговле – 40,0%;

- в операциях с недвижимым имуществом – 18,0%;

- в строительстве – 14,0%.

В промышленных видах  деятельности наибольшее количество малых  предприятий в 2012 году приходится на обрабатывающие производства – 10,0% от общего числа малых предприятий области.

Структура малого предпринимательства  в Калининграде устойчива и сформировалась в условиях относительной стабильности внутреннего рынка региона в последние годы. Как видно из рисунка 3, в целом по городу лидирующим сегментом является торговля и сфера платных услуг. В настоящее время торговля имеет чрезмерно завышенную долю в малых предприятиях города, что объясняется наличием благоприятной среды для развития именно этого сектора экономики города.

Структура малого и среднего предпринимательства Калининграда в сравнительном представлении на 2012 год показана на рисунке 5.

 

Рисунок 5 - Структура  малого предпринимательства в Калининграде в 2012г.

 

Из рисунка видно, что  основным сектором малого и среднего бизнеса является торговля, доля которой за последний год составила около 40% всей структуры малого предпринимательства.

В существующих условиях малый и средний бизнес Калининграда успешно работает на региональных и международных рынках. Увеличение производства конкурентоспособных товаров,  технологий,  оборудования, привлечение инвестиций, поиск деловых партнеров и расширение рынков сбыта продукции являются реальными интересами и потребностями малых предприятий Калининграда. Это логично согласуется с постоянно возрастающим опытом сотрудничества малых предпринимателей города с литовскими и польскими коллегами по вопросам создания и ведения совместного бизнеса, а также по внедрению на собственных предприятиях новых технологий соседей.

С целью развития малого предпринимательства Калининграда и ввиду более высоких требований, предъявляемых сегодня к конкурентоспособности, качеству производимой малыми предприятиями продукции и оказываемых ими услуг, а также в свете перспективы вступления России в ВТО возникает необходимость внедрения новых форм организации и ведения бизнеса. Для достижения более высокой конкурентоспособности малого бизнеса Калининграда необходимо провести комплекс мероприятий по внедрению в их работу современных маркетинговых технологий и аутсорсинга, созданию условий для объединения малых предприятий по отраслевым признакам, вовлечение их в технико-внедренческие и научно-производственные зоны.

Особенностью развития города Калининграда является его исключительный вес в региональной экономике, описанный выше.

Контрасты экономического потенциала города и области подчеркиваются многочисленными свидетельствами существенных различий в уровне жизни между жителями областного центра и населением периферийных частей региона. При этом следует учитывать, что нарастание такого рода территориальных диспропорций в экономическом развитии области представляет собой не только угрозу развития региона в целом, но, в конечном итоге, может негативным образом сказаться и на экономике самого города Калининграда.

С другой стороны, именно в Калининграде начали развиваться новые для региона виды производств (мебельная промышленность, мясопереработка, сборка сложной техники, производство отдельных видов строительных материалов), которые создают потенциал для устойчивого роста как городской, так и региональной экономики в перспективе.

При этом роль Калининграда в макрорегиональных процессах  на Балтике далеко не соответствует  его весу в регионе.

Город Калининград еще  не является достаточно крупным и  самостоятельным дистрибуционным центром в стране и макрорегионе. Город стоит только на этапе осознания необходимости превращения его в центр международного туризма и центр инновационных научно-технологических конкурентоспособных разработок. Это существенным образом ограничивает масштаб участия города и области в технологической модернизации и импорте технологий, а также в проведении самостоятельной культурной политики, значимой для всего макрорегиона Балтики.

 

2.3 Сравнение показателей развития малого предпринимательства Калининграда с показателями экономического развития других регионов

 

Для оценки степени развития малого предпринимательства в Калининграде в сравнении с другими субъектами России и других стран следует учитывать то, что в других странах существует другое деление на крупные, средние и малые предприятия, потому при оценке необходимо вычленять именно те из них, чья численность подходит под количественные оценки малых предприятий России в соответствии с федеральным законом от 14.06.1995 года № 88-ФЗ. При выборе российских регионов брались в рассмотрение те субъекты, что могут быть сопоставимы с Калининградской областью и Калининградом по численности населения и наличию трудовых ресурсов.

 

 

 


 

 


 

 

 

Как видно из рисунка 41, в структуре МП города Калининграда и Калининградской области сопоставимы доли торговли, что объясняется небольшими размерами самой области и говорит о одинаковых условиях развития торговли в областном центре и в остальных муниципалитетах области. С другой стороны видно, что в структуре МП области значительно большая доля производственных предприятий и меньше МП сферы услуг, что объясняется выносом производственных предприятий за городские границы и естественной концентрацией услуг в областном центре. С учетом высокого уровня предпринимательской активности населения г. Калининграда (рисунок 3) по сравнению со средним показателем по области (38,8 – в 2012 году) видно, что высокие показатели малого бизнеса в г. Калининграде обусловливаются наслоением ряда благоприятных факторов, способствующих как концентрации малого бизнеса в областном центре, так и его эффективного развития.

Сравнение показателей  развития малого предпринимательства  Калининграда не только с регионами России, но и с зарубежными странами-соседями: Литвой и Польшей, а также со странами Европейского Союза (Табл. 2)2 важно для всестороннего понимания места предпринимательства Калининграда в трансграничном сотрудничестве и выстраивания стратегической системы адекватных мероприятий.

 

Таблица 2 - Сравнение показателей развития малого предпринимательства в различных странах и регионах в 2012 году

Страна (субъект)

Числен-ность  населения, млн. чел.

Число МП,

тыс.

Число МП на 1 тыс. жителей

Доля МП в  ВРП/ВВП,%

Доля работающих в СМП,%

Польша

38,8

2500

64

41

70

Литва

3,4

55

16

42

58

Германия

82,0

2290

28

52

70

Ленинградская область

1,7

13

8

17

25

Калужская область

1,1

5

5

11

17

Калининградская область

0,9

9

10

23

29

Калининград3

0,4

7

17

14

59


 

В 2012 году доля населения, занятого в малом предпринимательстве (% от трудовых ресурсов) составляла4:

  • США – 50%;
  • Германия, Франция, Италия – 60-75%;
  • Япония – 85%;
  • Россия – 20%;
  • в субъектах Российской Федерации – 2-50 %;
  • в Калининградской области – 26%;
  • в Калининграде – 38%.

Информация о работе Система малого бизнеса региона