Система управления кадровыми процессами в МЧС России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:45, дипломная работа

Краткое описание

С учетом современных реалий и перспектив развития необходимо определить цели, задачи и приоритетные направления работы с кадрами - главным фактором обеспечения эффективного функционирования МЧС России, а также предмет и границы регулирования кадровых процессов.

Объект исследования - Система кадрового обеспечения МЧС России.

Предмет исследования - Концептуальные направления и технологии совершенствования системы кадрового обеспечения в МЧС России.

Целевая установка - определить основные пути развития системы кадрового обеспечения МЧС России, разработать оптимальный пакет кадровых технологий совершенствования этого процесса и социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России.

Содержание

Введение

. Теоретико-методологические основы анализа системы кадрового обеспечения в МЧС России

.1 Роль и задачи кадрового обеспечения в системе государственного управления

.2 Механизмы управления процессом кадрового обеспечения в социальных организациях

1.3 Состояние и основные концептуальные направления развития системы управления кадровыми ресурсами МЧС России

. Технологии совершенствования системы управления кадровыми ресурсами МЧС России

2.1 Социальные технологии в системе управления кадровыми процессами МЧС России

.2 Кадровые технологии оптимизации системы управления МЧС России

2.3Социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 361.00 Кб (Скачать файл)

 

Определяя содержание работы федеральной  государственной службы, особенно текущие  задачи и приоритеты, следует учитывать то, что она имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, она является частью административно-распорядительной деятельности федеральных органов власти, главным элементом управления персоналом всей федеральной государственной службы, ее центральных и территориальных органов. С другой стороны, она выступает концентрированным выражением общегосударственных начал кадровой деятельности. Кадровая политика на уровне Федерации, на уровне субъектов РФ, на местном уровне имеет свои задачи и приоритеты. Эта тема требует специального, обстоятельного анализа.

 

Главной стратегической задачей федеральной  кадровой политики может стать формирование высокопрофессионального, стабильного  и оптимально сбалансированного  государственного аппарата, способного обеспечить решение определенных законом задач, исполнение функций и полномочий федеральных органов власти.

 

В ближайшее время приоритетными  направлениями федеральной кадровой политики в сфере государственной  службы вполне оправданно можно считать:

 

разработку и внедрение системы поиска и отбора в аппарат федеральных органов власти наиболее квалифицированных специалистов на основе социального равенства и открытости доступа граждан к государственной службе;

 

создание системы устойчивого  профессионального развития персонала федеральной государственной службы путем введения непрерывного профессионального обучения служащих (аттестование и проведение квалификационных экзаменов, планирование и реализация карьеры, стимулирование эффективного, творческого и высоко дисциплинированного труда);

 

принятие Кодекса государственной  службы, который в полном масштабе определит нормативно-правовую базу процедур и механизма реализации конституционных полномочий Президент  та РФ, федеральных органов власти и управления в кадровой сфере;

 

формирование федерального кадрового  резерва из внутренних и внешних  источников пополнения государственного аппарата как федеральных, так и  региональных структур, а также из депутатов представительных (законодательных) органов, наиболее способных членов политических партий и объединений, предпринимательских и финансово-банковских структур и др.;

 

создание системы надежной правовой и социальной защиты федеральных  служащих, стимулирования роста профессионализма и эффективности их труда на основе принципов равенства оплаты за одинаковый объем, интенсивность и уровень ответственности работы, внепартийности и светского характера государственной службы;

 

принятие Кодекса чести (Этического кодекса) государственного служащего  Российской Федерации: всякое нарушение госслужащим нравственных норм должно служить достаточным основанием для административного разбирательства и даже отстранения от должности;

 

формирование относительно централизованной системы управления персоналом и  координации деятельности кадровых служб федеральных органов власти.

 

Одним из важнейших направлений  ГКП является сохранение и развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного  комплекса путем оптимизации  загрузки оборонной промышленности и соответствующего изменения структуры  рабочих мест, привлечения в эту отрасль талантливой молодежи, перспективных учеными специалистов, создания необходимых условий для их творческого труда. Не менее важно сегодня повысить привлекательность обучения на факультетах, в колледжах и училищах, готовящих специалистов для оборонных отраслей, установив им повышенные стипендии и отсрочку от призыва на военную службу, возобновив присуждение молодежных премий в области науки и техники, проведение конкурсов и выставок научно-технического творчества.

 

Не меньшее значение приобретают также кадровое укрепление органов правопорядка и силовых структур, повышение авторитета и общественной значимости указанной службы путем укрепления ее материальной и правовой базы, обеспечения прочной социально-экономической защищенности работников, четкого разграничения компетентности правоохранительных органов, спецслужб и армейских подразделений. Это позволит прекратить отток из вооруженных сил, МЧС и правоохранительных органов молодых офицеров, увеличить число желающих служить по контракту, приостановить падение профессионализма и повысить эффективность силовых структур.

 

Кадровому укреплению органов МЧС, правопорядка и силовых структур, будет способствовать изменение  системы профессиональной подготовки, физического и морально-волевого воспитания личного состава в органическом сочетании и в соответствии со стратегической задачей не только создания профессиональной армии, но и изменения материально-технической и боевой оснащенности силовых структур в связи с обострением проблем безопасности страны и правовой защиты граждан. Существенно улучшить кадровую ситуацию поможет замена значительной части офицеров в организациях, не связанных с боевой и оперативной деятельностью (промышленность, военные приемки, медицинские учреждения, военные кафедры в вузах и т. д.), на офицеров запаса и гражданских лиц с соответствующим образованием и опытом работы.

 

 

1.2Механизмы управления процессом  кадрового обеспечения в социальных  организациях

 

 

Важно не только определить фундаментальные  основы государственной кадровой политики, но и избрать наиболее действенный механизм и технологии ее реализации. Хорошо отлаженный механизм кадровой работы позволит:

 

обеспечить эффективное функционирование всех социальных институтов российского  общества;

 

приостановить, с одной стороны, рост безработицы, нерациональное использование интеллектуального потенциала и отток из страны квалифицированных специалистов, а с другой - развитие тенденции неоправданно формированного роста численности бюрократического персонала, не связанного с усложнением и расширением функций управленческого процесса;

 

обеспечить занятость трудоспособного  населения и более рациональное использование специалистов, создав оптимальную структуру производства, повысив качество технологических  и творческих процессов, ограничив использование высококвалифицированных специалистов на нетворческой, технической работе;

 

не допустить возрождения практики всевластия аппарата, когда чиновничество "навязывает" руководству свои корпоративные идеи и предложения, сдерживает претворение в жизнь прогрессивных управленческих решений;

 

в решении кадровых вопросов поставить  прочный заслон на пути авторитаризма, бюрократизма, протекционизма и субъективизма - всего, что затрудняет внедрение  демократических технологий кадровой работы.

 

Все перечисленное позволит в работе с кадрами учитывать не только профессиональную, физическую и морально-психологическую  пригодность человека к выполнению функций на соответствующем рабочем  месте, но и его готовность совершенствоваться, учиться в процессе работы.

 

Создание механизма реализации государственной кадровой политики - сложная теоретическая проблема, практически не разработанная в  управленческой и кадроведческой науке.

 

Механизм - от греч. mechane - машина, система. Применительно к предмету кадровой политики это система, предназначенная для преобразования, движения кадровых процессов в заданном направлении.

 

Вместе с тем трудно согласиться  с авторами словаря «Кадры персонал», которые утверждают, что механизм реализации кадровой политики - это  система административно-организационных, социально-экономических, правовых, профессиологических, культурно-воспитательных учреждений и мер, приводящих в действие кадровую политику.

 

Вряд ли можно так узко, односторонне подходить к механизму реализации такого сложного социального явления, как государственная кадровая политика. Его нельзя ограничивать организационно-управленческой стороной, сводить к выбору мер, приводящих кадровую политику в действие. Нельзя механизм государственной кадровой политики отрывать от ее концепции, содержания, целей и приоритетов.

 

В научной литературе встречается  точка зрения, согласно которой механизм реализации кадровой политики - это  совокупность принципов, форм и методов  кадровой деятельности. Такой подход также не совсем правомерен, так как исчезает конкретное содержание, наполнение кадровой политики.

 

Множественность подходов к выявлению  сущности такой категории, как механизм реализации государственной кадровой политики, показывает сложность проблемы и допускает некоторую неоднозначность, альтернативность подходов.

 

Механизм реализации государственной  кадровой политики есть система кадровой деятельности, направленная на кадровое обеспечение исполнения функциональных задач по поддержанию и сохранению жизнедеятельности общества, опирающаяся на концепцию государственной кадровой политики, законодательную базу, принципы, методы, способы, методики, технологии и формы кадровой работы.

 

Опыт реформирования общественных и экономических отношений свидетельствует, что государственная кадровая политика как сложное, комплексное явление может успешно реализоваться через механизм нормативно-правового, организационного, научно-информационного и учебно-методического обеспечения. Использование этих и других видов обеспечения государственной кадровой политики позволяет эффективно проводить ее на федеральном, региональном и местном уровне.

 

Механизм нормативно-правового  обеспечения ГКП

 

Разработка законодательной и  нормативной базы государственной  кадровой политики является функцией высших законодательных и исполнительных органов. К разработке законопроектов и подзаконных актов привлекаются Администрация Президента РФ, Правительство РФ, научные учреждения - РАГС, АНХ, МГУ и др. В законодательно-нормативном обеспечении ГКП наблюдаются некоторые позитивные изменения. Принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 № 58-ФЗ,Федеральная программа реформирования государственной службы Российской Федерации (Утверждена Указом Президента РФ от 19.11.2002 № 1336), которые ставят кадровую деятельность в органах государственной власти на прочную правовую основу.

 

Указами Президента РФ утверждено Положение  о федеральной государственной  службе, созданы Совет по кадровой политике при Президенте РФ, Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ, утвержден перечень государственное должностей федеральной государственной службы, утверждены положения об аттестации и конкурсном отборе государственных служащих.

 

Правительством РФ принят ряд актов  по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих.

 

Но правовое обеспечение кадровой политики и кадровой работы остается на низком уровне, что сдерживает действие механизма реализации ГКП. В настоящее время в Российской Федерации одновременно действуют законы бывшего СССР, законы, принятые Федеральным Собранием РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Нормативные документы нередко противоречат один другому, а то и взаимоисключают друг друга, наблюдается несоответствие федеральных законов и законодательной базы субъектов Российской Федерации.

 

 

Механизм организационного обеспечения  ГКП

 

Механизм организационного обеспечения  предполагает: совершенствование технологий формирования резерва кадров и его рациональное использование; создание кадрового резерва двух видов - для оперативного решения кадровых вопросов и обеспечения бесперебойного функционирования государственного управления и для решения перспективных задач кадрового обеспечения и закрепления развития реформ; расширение источников формирования резерва, определение требований к работникам по каждому типу должностей; предварительное испытание пригодности кандидатов в ролях совместителей, заместителей, стажеров; разработку программ индивидуальной подготовки, оформление поручительства, рекомендаций, запрос характеристик и отзывов, проведение собеседований.

 

Организационный механизм будет малоэффективным  без усиления контроля за деятельностью  кадров органов власти и управления. В качестве контролирующих инстанций должны выступать конституционные органы власти всех уровней (законодательные, исполнительные, судебные), а также органы прямого народовластия (в установленном законом порядке). Принятие Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» четко определило признаки, по которым гражданин не может быть принят на государственную службу, а также позволило включить в действие такие эффективные рычаги контроля за чиновниками, как государственный квалификационный экзамен, испытание на государственной службе, представление декларации о доходах и имущественном положении и др.

 

Механизм научно-информационного  обеспечения ГКП

 

Реализация государственной кадровой политики возможна только при ее научно-методическом обеспечении, предусматривающем разработку методологических основ и категориального аппарата государственной кадровой политики, системы индикаторов кадрового потенциала страны, регионов, федеральных и региональных структур, технологий прогнозирования кадровых изменений.

 

Социально-экономический кризис, экологические  бедствия отрицательно сказались на здоровье и благополучии нации. За 5 лет (1990 - 1995) в Российской Федерации  родилось на 2,5 млн. человек меньше, чем за предыдущее пятилетие. Убыль населения в 1991 г. наблюдалась в 42 регионах, в 1993 г. - уже в 63, в настоящее время она отмечается по всей территории РФ. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет сегодня всего 59 лет, что на 6 лет меньше, чем в 1991 г.

Информация о работе Система управления кадровыми процессами в МЧС России