Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:45, дипломная работа
С учетом современных реалий и перспектив развития необходимо определить цели, задачи и приоритетные направления работы с кадрами - главным фактором обеспечения эффективного функционирования МЧС России, а также предмет и границы регулирования кадровых процессов.
Объект исследования - Система кадрового обеспечения МЧС России.
Предмет исследования - Концептуальные направления и технологии совершенствования системы кадрового обеспечения в МЧС России.
Целевая установка - определить основные пути развития системы кадрового обеспечения МЧС России, разработать оптимальный пакет кадровых технологий совершенствования этого процесса и социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России.
Введение
. Теоретико-методологические основы анализа системы кадрового обеспечения в МЧС России
.1 Роль и задачи кадрового обеспечения в системе государственного управления
.2 Механизмы управления процессом кадрового обеспечения в социальных организациях
1.3 Состояние и основные концептуальные направления развития системы управления кадровыми ресурсами МЧС России
. Технологии совершенствования системы управления кадровыми ресурсами МЧС России
2.1 Социальные технологии в системе управления кадровыми процессами МЧС России
.2 Кадровые технологии оптимизации системы управления МЧС России
2.3Социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России
Заключение
Список использованных источников
Если данная тенденция сохранится, то, по расчетам российских демографов, в ближайшие 20 лет население страны сократится на 20%, а затем будет сокращаться на 50% каждые 25 лет. Под вопрос поставлена способность нации к самовоспроизводству.
Поэтому определение закономерностей и новых тенденций в кадровых процессах и выработка адекватных мер по их корректировке, нейтрализации являются для органов государственной власти и научных учреждений задачей первостепенной важности.
Механизм учебно-методического обеспечения ГКП
Реализация государственной кадровой политики предполагает ее эффективное учебно-методическое обеспечение. Оно должно охватывать все звенья подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Основным учебно-методическим центром подготовки и переподготовки кадров для государственной службы должны стать РАГС при Президенте РФ. Именно на нее Указом Президента РФ возложена обязанность научно-методического руководства и координации работы региональных академий
Принципы государственной
К общим, базисным принципам ГКП относятся: научность, конкретно-исторический подход, нравственность, законность. демократизм, преемственность и сменяемости
К общим принципам, регулирующим кадровые процессы в отдельной сфере, например в системе государственной службы, можно отнести: подбор кадров по деловым, профессиональным и нравственным качествам; открытость и гласность; социальное равенство доступа граждан к государственной службе; правовую, социальную и экономическую защищенность персонала; социальный контроль за деятельностью государственных служащих.
Специфические принципы можно сформулировать для кадровых процессов в сфере экономики, науки, культуры, в системе государственной службы, в системе гражданской защиты и т. д. Именно учет специфических принципов кадровой политики различных сфер позволяет обеспечить сущностную определенность этой политики, способствует объективному и справедливому решению кадровых вопросов.
Частных принципов, регулирующих функционирование отдельных элементов кадрового процесса, множество. Например, в сфере послевузовского образования действуют принципы профессионализации, индивидуализации, компьютеризации, интенсификации, непрерывности и опережающего характера обучения.
Применяя общие, специфические и частные принципы кадровой политики, государство может обеспечить конструктивность своей роли в решении кадровых проблем во всех сферах общественной жизни, однако оно не может выступать монополистом в выработке и проведении кадровой политики. В период становления демократии, открытости, гласности изменились социально-политические условия развития общества, в результате влияние государства на формирование кадров не сводится к жесткой регламентации их деятельности. Государство призвано создавать условия, которые всемерно способствовали бы развитию инициативы, предприимчивости, ответственности кадров, давали им реальную свободу в выборе вариантов использования своего кадрового потенциала, в реализации своих интересов.
Кадровая политика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее по тексту - МЧС России) является составной и неотъемлемой частью государственной кадровой политики, инструментом её реализации в деятельности центрального аппарата МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов управления, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности в субъектах Российской Федерации и органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям местного самоуправления, войск гражданской обороны, частей и подразделений Государственной противопожарной службы, государственных инспекций Государственной инспекции по маломерным судам, поисково-спасательных формирований, учреждений и организаций МЧС России (далее по тексту - организации МЧС России).
Она может быть представлена, как
система принятых в МЧС России
целей, принципов, и взглядов на способы
и пути профессиональной подготовки
высококвалифицированных
1.3 Состояние и основные
Анализ концепции кадровой политики МЧС России. Концепция кадровой политики МЧС России (далее по тексту - Концепция) рассматривает принципиальные положения кадровой политики, проводимой в системе Министерства, на период до 2008 года в целях создания стройной и эффективной системы подготовки, расстановки, продвижения и воспитания специалистов-профессионалов, обеспечивающих выполнение всего комплекса задач по проблемам подготовки и ведения гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, организации поиска и спасения людей во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации (далее по тексту - защита и спасение людей и территорий).
Необходимость выработки Концепции кадровой политики МЧС России вызвана возрастанием объёма и сложности задач, связанных с решением проблем защиты и спасения людей и территорий (схема 1).
В Концепции раскрываются:
основные направления деятельно
приоритетные направления
основные принципы кадровой политики МЧС России;
особенности формирования системы, позволяющей осуществлять подбор, обучение и продвижение кадров в системе МЧС России в сочетании с кадровой экспансией молодых и опытных сотрудников МЧС России, повышении их мотивации к службе (работе) в Министерстве.
Концепция кадровой политики МЧС России
представляет собой систему взглядов,
целей и принципов на способы
и пути профессиональной подготовки
высококвалифицированных
Стратегической целью кадровой политики МЧС России является подготовка, формирование, воспитание и востребование кадрового потенциала Министерства как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего выполнение всего комплекса задач по защите и спасению людей и территорий.
Ядром стратегического направления кадровой политики МЧС России является создание конкурентных, по сравнению с другими федеральными органами исполнительной власти условий для свободного использования всеми сотрудниками Министерства своих способностей, их развития и востребованности в обществе.
В качестве образующих элементов стратегического направления кадровой политики выступают:
кадровая политика Министерства как специфическая составная государственной кадровой политики;
нормативно-правовая база кадровой и воспитательной работы, её постоянное совершенствование с учётом изменения обстановки;
совершенствование системы отбора, продвижения по службе (работе), профессионального роста и учёта всех категорий специалистов, получивших основополагающие (базовые) специальные знания и навыки в области защиты и спасения людей и территорий;
оценка сотрудников
развитие современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
обеспечение реализации всего комплекса социальных прав и гарантий сотрудников МЧС России, предусмотренных законодательством.
Основными принципами кадровой политики МЧС России являются:
научная обоснованность и реалистичность, взвешенный учёт как потребности организаций МЧС России в кадрах той или иной квалификации, так и существующих возможностей её удовлетворения;
соблюдение законности при решении кадровых вопросов;
перспективность, её опережающий и упреждающий характер, основывающийся на прогнозировании кадровой ситуации;
тщательность отбора, подбора и расстановки сотрудников системы МЧС России по их деловым, моральным качествам и опыту работы;
преемственность и обновление кадров, оптимальное сочетание опытных и молодых специалистов;
сочетание принципов единоначалия, демократичности и учёт мнения коллегиальных органов при решении кадровых вопросов;
правовая и социальная защищённость сотрудников МЧС России, обеспечивающая социальную справедливость решения кадровых вопросов.
Основополагающие принципы Концепции едины для всей системы МЧС России.
Работа с кадрами - одно из ответственных и многогранных направлений деятельности МЧС России, требующее комплексного решения управленческих, экономических, социальных, правовых, нравственных и психологических задач. Она является приоритетной обязанностью руководителей всех уровней МЧС России.
Работа с кадрами и
Система кадровой и воспитательной работы строится с учётом необходимости поддержания баланса прав и интересов сотрудника, с одной стороны, и Министерства - с другой, что обеспечивает эффективную реализацию конституционных прав и свобод сотрудника как профессионала, гражданина и личности в органическом единстве с интересами МЧС России, со всеми вытекающими взаимными правами, обязанностями и ограничениями.
Кадровая политика МЧС России разрабатывается
и осуществляется с учетом объективных
факторов состояния кадрового потенциала
и избранных приоритетов
Кадровый потенциал МЧС России составляет важнейшее достояние, без сохранения и приумножения которого невозможно поступательное развитие Министерства. Отсутствие эффективных механизмов воздействия на процессы формирования и востребования кадрового потенциала, снижение его профессионализма могут привести к снижению качества решаемых МЧС России задач.
Под кадровым потенциалом МЧС России
понимается часть трудовых профессионально
подготовленных ресурсов Министерства,
способных участвовать в
В настоящее время в системе МЧС России проходят службу (работают):
военнослужащие;
спасатели;
гражданские государственные служащие;
гражданский персонал;
личный состав Государственной противопожарной службы МЧС России, включающий лиц рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава;
личный состав Государственной инспекции по маломерным судам.
В начале ХХI столетия в условиях многократного увеличения объема решаемых задач появилась негативная тенденция снижения профессионализма сотрудников Министерства в управленческом звене (особенно подразделений центрального аппарата) на фоне кадрового голода на высоко подготовленных квалифицированных специалистов - управленцев.
Основной причиной падения профессионализма сотрудников являлся низкий уровень их заработной платы, отсутствие служебного жилого фонда в системе Министерства и недостаточная реализуемость социальных гарантий, предусмотренных законодательством для соответствующих категорий кадров. Неудовлетворенность сотрудников МЧС России сложившимся в обществе отношением к профессиональным способностям граждан повлекла отток высококвалифицированных специалистов. Например, только за период с 1999 по 2003 год в МЧС России было уволено 3700 офицеров, из них почти 2 тысячи (54% от общего количества уволенных) - досрочно. Текучесть военных кадров за указанный период в целом за систему МЧС России составила 11% - 12%, а в отдельных местах с высоко развитой инфраструктурой, таких как Москва и Санкт-Петербург - до 20%. Текучесть кадров в центральном аппарате превышает общую текучесть кадров по системе МЧС России и составляет в среднем 18 - 19 % (в 2000 г. - 14 %, в 2001 г. - 20 %, в 2002 г. - 19 %, в 2003 г. - 20 %).
Предотвратить указанные тенденции могут только решительные, последовательные, комплексные и своевременные меры, опирающиеся на полноценную правовую, методологическую и организационную основу. Они должны быть разработаны в долгосрочной кадровой политике МЧС России как важнейшем инструменте социальной политики и политики занятости профессионально подготовленной части сотрудников Министерства.
Информация о работе Система управления кадровыми процессами в МЧС России