Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 05:45, дипломная работа
С учетом современных реалий и перспектив развития необходимо определить цели, задачи и приоритетные направления работы с кадрами - главным фактором обеспечения эффективного функционирования МЧС России, а также предмет и границы регулирования кадровых процессов.
Объект исследования - Система кадрового обеспечения МЧС России.
Предмет исследования - Концептуальные направления и технологии совершенствования системы кадрового обеспечения в МЧС России.
Целевая установка - определить основные пути развития системы кадрового обеспечения МЧС России, разработать оптимальный пакет кадровых технологий совершенствования этого процесса и социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России.
Введение
. Теоретико-методологические основы анализа системы кадрового обеспечения в МЧС России
.1 Роль и задачи кадрового обеспечения в системе государственного управления
.2 Механизмы управления процессом кадрового обеспечения в социальных организациях
1.3 Состояние и основные концептуальные направления развития системы управления кадровыми ресурсами МЧС России
. Технологии совершенствования системы управления кадровыми ресурсами МЧС России
2.1 Социальные технологии в системе управления кадровыми процессами МЧС России
.2 Кадровые технологии оптимизации системы управления МЧС России
2.3Социологическое сопровождение управления кадровыми процессами в МЧС России
Заключение
Список использованных источников
Универсальной технологией оценки кадров является аттестация. Аттестация - это определение уровня квалификации работника с целью проверки соответствия его занимаемой должности и перспектив служебного использования. Эта технология, так же как и КО, имеет достаточное нормативно-правовое обеспечение.
Аттестация проводится в соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» и Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» от 9 марта 1996 г. в целях определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда.
Аттестация офицеров и прапорщиков проводится в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 в целях всесторонней и объективной оценки деловых и личных качеств офицеров и прапорщиков войск обороны, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив служебного использования.
Аттестация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей проводиться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 19977 года № 1479 " Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей".
Аттестация гражданского персонала
проводится не чаще одного раза в два
года, но и не реже одного раза в четыре
года, офицеров и прапорщиков один
раз в пять лет. Первичной аттестации
подлежат вновь создаваемые аварийно-спа
Несмотря на то, что накоплен немалый опыт проведения аттестации (она применялась в работе с персоналом и в условиях административно-командной системы), эффективность ее низкая. Среди причин можно назвать: формальный, кампанейский подход к ее проведению; отсутствие объективных оценок деятельности аттестуемых работников; отсутствие классификаторов должностей и системы квалификационных должностных требований и др.
Необходимо значительно
Требуется существенно повысить практическое значение итогов аттестации в формировании, развитии и рациональном использовании кадрового состава МЧС. Это относится как к федеральному, так и к региональному уровню.
Например: определенная работа по внедрению новой кадроведческой технологии - «Центр оценки» (ЦО) - проведена Администрацией Калининградской области. Это высокоэффективная технология, так как при ее применении используется большое количество дополняющих друг друга методов диагностики, что позволяет получить наиболее полную информацию о кадрах органа власти.
Технология «Центр оценки» используется при решении трех типов задач:
. Отбор кандидатов на работу в организацию.
. Выявление сотрудников,
. Определение потребности в
развитии и совершенствовании
управленческих качеств
Технология ЦО создается на базе современных отечественных и
зарубежных методов
Основная идея технологии ЦО заключается в том, чтобы провести аттестуемых через серию специально разработанных упражнений, моделирующих основные стороны управленческой деятельности. При этом поведение участников аттестации оценивается специально подготовленными экспертами как из числа «организаторов центра», так и из числа руководства администрации. Упражнения строятся таким образом, чтобы обеспечить всем участникам равные возможности для проявления профессионально значимых качеств и исключить предвзятое оценивание со стороны наблюдателей. После завершения всех упражнений наблюдатели собираются на итоговую сессию, где сопоставляют свои оценки по каждому аттестуемому, обосновывают и согласуют их. Затем они выводят итоговую оценку и составляют рекомендации.
Как показывает практика, использование «центра оценки» как метода отбора и аттестации кадров имеет ряд преимуществ, поскольку:
обеспечивается объективность оценки;
используются адекватные критерии оценки;
выявляются индивидуальные качества, потенциал развития аттестуемого;
аттестуемые получают возможность составить более четкое представление о себе, по-новому взглянуть на свою деятельность;
наблюдатели из числа руководства организации, прошедшие специальную подготовку, существенно повышают эффективность своей деятельности, приобретают новые навыки общения, анализа поведения и результатов работы сотрудников. К числу основных недостатков этого метода можно отнести его относительно высокую трудоемкость (для его использования необходима работа группы специалистов: психодиагностов, организаторов групповой работы и проектировщиков оценочных процедур) и длительность (продолжительность аттестации от одного до нескольких полных рабочих дней для каждого испытуемого).
В научной литературе по проблемам
кадроведения и государственной
службы все более четко прослеживается
идея необходимости внедрения
Целью психологического анализа личности является установление соответствия индивидуальных качеств человека требованиям профессии государственного служащего и специалиста в области управления рисками. Обращение к результатам ПАЛ позволяет руководителям более полно использовать творческий потенциал сотрудника, успешнее строить взаимоотношения в коллективе, добиваться лучшего взаимопонимания.
Используемый психологический инструментарий включает пакет методик для диагностирования профессионально важных качеств и свойств личности, а также определения актуального и наиболее характерного психологического состояния.
Деятельность Администрации
В частности, в ней отмечается, что на основании Положения о ПАЛ группой аттестации персонала проводится изучение персонала, включающее:
оценку личности на стадии подбора кандидатов на государственную службу;
оценку госслужащего в конкретной практической деятельности (проф-пригодность);
оценку личностного потенциала госслужащего, прогноз его карьерного роста.
Оценка личности на стадии подбора осуществляется специалистами ОПО и ППК с учетом требований конкретной должности в структуре Администрации и профессионально значимых качеств претендента. Группа аттестации персонала проводит интерпретацию результатов исследования с претендентом на место, готовит социально-психологическую характеристику личностных качеств и передает полученные данные в конкурсную комиссию или в группу резерва ОПО и ППК.
Оценка личности в конкретной практической деятельности
- проводится с уже работающим персоналом Администрации области. Важно отметить, что невозможно найти реальную личность, сочетающую в себе абсолютно все необходимые для государственного служащего качества. Поэтому на основании тщательно изученных, наиболее ярко выраженных характеристик |в процессе психодиагностики появляется возможность их сбалансирования и коррекции с учетом требований конкретного вида деятельности.
По итогам проведенных исследований
руководителям служб
На базе полученных результатов оценки личности в конкретной деятельности специалисты-психологи ОПО и ППК оказывают психологическую помощь в адаптации данного сотрудника к условиям его деятельности, а также в области межличностных отношений. Действующая на базе кабинета психологической разгрузки психодиагностическая компьютерная система «Статус» и автоматизированная методика психической саморегуляции «Ресурс» позволяют определить нервно-психическое состояние испытуемого, сделать оценку эффективности психологического воздействия на него и способствовать нормализации психического состояния личности.
Аттестационная работа с данной
категорией персонала включает в
себя психодиагностику по методам социально-
. Оценка личностного потенциала
(прогноз карьеры)
·выделение профессионально
·изучение потенциальных возможностей личности, ее социальной ориентации;
·прогнозирование творческой активности личности и коллектива в целом. Существующие в ОПО и ППК методики социально-психологического изучения позволяют с достаточно высокой степенью достоверности оценить такие профессионально важные качества конкретной личности, как:
·положительная мотивация и активная установка на добросовестное выполнение своих служебных обязанностей;
·ответственность, высокий самоконтроль и организованность-готовность к сотрудничеству и совместной работе;
·познавательная активность и остаточный уровень развития интеллекта;
·эмоциональная зрелость, способность принимать решения в сложных ситуациях и др.
ПАЛ базируется на психодиагностическом инструментарии. Это пакет методик, объединенных по принципу взаимного дополнения, подтверждения и уточнения социально-психологических показателей. Пятилетний опыт работы Администрации Нижегородской области показывает высокую эффективность технологии ПАЛ и целесообразность использования ее в органах государственной власти и управления других субъектов Российской Федерации.
В условиях перехода к рынку стали
разрабатываться и
Безусловно, применение этих технологий требует специальной подготовки сотрудников, что не всегда возможно, поскольку отсутствуют не только специалисты нужной квалификации, но и финансирование.
Поэтому органами государственной власти и управления, их кадровыми службами могут применяться эффективные технологии, не требующие больших затрат и специальной подготовки. Одной из таких технологий является «Деловая игра», которая успешно применяется как метод оценки и развития кадров. Суть метода состоит в том, что работникам в игровой форме предлагаются различные ситуации, в которых участники, исполняя предложенные им роли, проявляют свои профессиональные, деловые и личностные качества.
Эффективной, но редко используемой кадровой технологией является матричный метод оценки кадров. Сущность метода состоит в том, что на каждую должность составляется таблица-матрица, представляющая собой перечень необходимых деловых и личностных качеств работника. В таблицу-матрицу заносятся показатели оценки качеств каждого из кандидатов на должность и весовые оценки (значимость) качеств, определяющие их важность для выполнения обязанностей по данной должности. Оценка качеств кандидата на должность проводится по балльной системе.
Как показывает анализ современной управленческой практики, в период значительных общественных перемен возрастает роль интеллектуальных технологий: экспертных оценок по проекту, «мозговых атак», дискуссий по проблеме и др. В то же время продолжают использоваться широко известные ранее индивидуальные технологии, такие, как:
собеседование - получение устной информации от кандидата на должность или работающего специалиста;
метод групповой дискуссии - свободная беседа аттестационной или конкурсной комиссии с сотрудниками или претендентами на должность по теме их будущей работы и выбор по определенным критериям наиболее активных, самостоятельных, информированных, логично рассуждающих;
тестирование - оценка работника по результатам решения им заранее подготовленных задач (тестов) и установление на этой основе количественных показателей (баллов), определяющих уровень качеств сотрудника;
оценка по реферату - кандидату предлагается изложить свою ' программу работы в случае назначения на должность. Анализ реферата позволяет судить о степени компетентности сотрудника (или претендента) в сфере будущей деятельности, четкости позиции по улучшению деятельности аппарата, а также об уровне профессиональной и общей культуры;
Информация о работе Система управления кадровыми процессами в МЧС России