Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 08:11, реферат
Целью данной дипломной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и выработка предложений по усилению конкурентной позиции ООО «Южно – Уральское книжное издательство».
Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить целый комплекс задач.
Среди них целесообразно выделить следующие:
– исследовать сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»;
– изучить основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;
– Оценить уровень конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и систему управления конкурентоспособностью;
– Разработать стратегическую программу управления конкурентоспособностью предприятием ООО «Южно – Уральское книжное издательство».
Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Общее понятие конкурентоспособности предприятия
1.2 Стратегии развития бизнеса
1.3 Общая теория управления и управление конкурентоспособностью
предприятия
1.4 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2. Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Краткая характеристика объекта исследования
Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности торговой компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и основных конкурентов
Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью на предприятии
3. План управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Общий план управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Организация маркетинговой службы на предприятии
Разработка рекламной кампании предприятия
3.4 Оценка эффективности проведения рекламных мероприятий
Заключение
Список литературы
Система управления конкурентоспособностью предприятия ООО "Южно–Уральское книжное издательство"
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы
управления
1.1 Общее понятие
1.2 Стратегии развития бизнеса
1.3 Общая теория управления
и управление
предприятия
1.4 Методы оценки
2. Анализ уровня
Краткая характеристика объекта исследования
Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности торговой компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и основных конкурентов
Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью на предприятии
3. План управления
Общий план управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Организация маркетинговой службы на предприятии
Разработка рекламной кампании предприятия
3.4 Оценка эффективности
проведения рекламных
Заключение
Список литературы
Введение
Предположения, бытовавшие
в начале 90-х годов, о том, что
конкурентоспособность
В современных условиях в
России происходит усиление конкуренции,
вследствие чего руководители предприятий
находятся в постоянном поиске новых
(адекватных условиям конкуренции) инструментов
управления предприятиями и рычагов
повышения
В течение первых тридцати лет XX в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов. Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях первого поколения: сталелитейной, станкостроении и производстве сельскохозяйственной техники – отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Что касается розничной торговли, а точнее торговли непродовольственными товарами, то этот вид деятельности получил развитие именно в период переломный для РФ, в 90 – годы, когда предприниматели, учитывая сложившиеся условия, не стремились вкладывать деньги в производство.
В середине 90-х годов произошли
изменения в организации
Общими направлениями
развития книжной торговли в России
в настоящее время, можно назвать
следующие: усиление роли региональных
издательств, которые смогут построить
эффективную сбытовую сеть; применение
современных электронных
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без оценки своего конкурентного положения на рынке и конкурентоспособности своей продукции, что обуславливает актуальность дипломной работы. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Объектом исследования является деятельность предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство», которое в настоящее время является лидером книжной торговли Уральского региона.
Предмет исследования –
конкурентоспособность
Целью данной дипломной работы
является исследование конкурентоспособности
предприятия и выработка
Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить целый комплекс задач.
Среди них целесообразно выделить следующие:
– исследовать сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»;
– изучить основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;
– Оценить уровень конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и систему управления конкурентоспособностью;
– Разработать стратегическую программу управления конкурентоспособностью предприятием ООО «Южно – Уральское книжное издательство».
Поставленные цели и задачи определили структуру дипломной работы:
В первой главе рассматривается
механизм управления конкурентоспособностью.
В этой главе характеризуется
общая теория управления и управления
конкурентоспособностью; стратегии
развития бизнеса. Механизм управления
(схема), условия возможного приложения
основных принципов общей теории
управления и схемы механизма
управления к организации работ
по повышению
Во второй главе представлен
анализ деятельности предприятия. Здесь
даётся характеристика предприятия, приводятся
данные оценки конкурентоспособности,
а так же характеризуется система
управления конкурентоспособностью применяемая
на данном предприятии её роль и
место в общей системе
В третьей главе представлена стратегическая программа управления конкурентоспособностью продукции, которая включает в себя организацию службы маркетинга на предприятии и разработку рекламной кампании.
В качестве теоретической
базы дипломной работы были использованы
работы ряда отечественных и зарубежных
авторов, а также использован
ряд нормативных актов
Применение работ зарубежных авторов осуществлено с учётом специфики России, кроме того, были внимательно изучены публикации в средствах массовой информации, в том числе, в специализированных изданиях, посвященные данной проблеме.
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
Общее понятие
конкурентоспособности
Ключевым понятием предпринимательской организации является конкурентоспособность. Данное понятие разностороннее и распространяется на такие составляющие деятельности предприятия, как товар (услуга) и основные его характеристики: качество, технология производства.
Для более полного освещения данной экономической категории приведем некоторые термины и понятия по рассматриваемой проблеме.
Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для победы или достижения целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение своих объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства, либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом, она должна стать образом жизни каждого работника. Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М. Портером:
«Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, – неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, – суть конкуренции выражается пятью силами:
угрозой появления новых конкурентов;
угрозой появления товаров-заменителей;
способностью поставщиков
комплектующих изделий
способностью покупателей торговаться;
соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.
Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей» [12, с. 52 -55].
В других исследованиях понятие конкуренции определяется с иных позиций. Так, Р. Макконел и Л. Брю считают, что обязательными условиям; конкуренции являются: «наличие на рынке большого числа покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса», а также «свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их» [19 с. 31–35].
Во втором дополненном
издании Толкового словаря
Различные определения конкуренции,
как правило, не противоречат, а скорее
дополняют друг друга. В то же время
каждое из них, взятое в отдельности,
невозможно признать достаточным. Это
выражается в том, что, характеризуя
отдельные весьма важные признаки конкуренции,
они обходят вниманием
Результаты анализа дают основание утверждать, что конкуренция обладает следующими определяющими признаками:
1) проявляет себя в
системе воспроизводства
является системообразующей составляющей рыночных отношений, определяя всю совокупность присущих им элементов (издержки производства, формирование цены, адаптивность предприятий и организаций к требованиям рынка, удовлетворение потребности в товарах и услугах и пр.);
служит фундаментом рыночных
методов ведения хозяйства, основой
формирования и проявления конкурентоспособности
продукции, экономического закона, выражающего
объективность категорий
«Конкуренция – стимул роста и развития; энтузиазм конкурента к обновлению; поиск, выбор и продвижение к цели; знание соперников, умение подбирать партнеров, жажда успеха».
Ценовая конкуренция –
это борьба между товаропроизводителями
за получение дополнительной прибыли
посредством сокращения издержек производства
и соответственно снижения цен на
продукцию того же качества. Виды ценовой
конкуренции – контроль над ценами,
лидерство в ценах, установление
доли влияния на рынке, соглашения,
в том числе тайные, и др. Виды
неценовой конкуренции –
Конкурентоспособность предприятия
– это относительная
Современные исследователи, вместо теории конкурентного преимущества Майкла Портера на основе элементарных «ромбов», предлагают применять методологию создания и реализации конкурентных преимуществ на основе теории ценностей.
Ценность – это нечто особенное, чем система владеет (содержит в себе), стремится сохранять либо иметь в будущем. Например, здоровье, талант, профессионализм, организованность, владение новшеством или капиталом, приобретение чего-либо, известная торговая марка и т.п. Конкурентное преимущество – обладаемая системой какая-либо эксклюзивная точность, дающая ей превосходство перед конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть: материальными или виртуальными; базисными или второстепенными; направленными на повышение качества объекта или на ресурсосбережение на всех стадиях его жизненного цикла либо на решение и тех и других задач одновременно; стратегическими или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими и т.п.; наследственными или искусственными (приобретенными); реализуемыми на одной или нескольких стадиях жизненного цикла системы.
Конкурентоспособность –
это свойство объекта, характеризующееся
степенью реального или потенциального
удовлетворения им конкретной потребности
по сравнению с аналогичными объектами,
представленными на данном рынке. Она
определяет способность объекта
выдерживать конкуренцию с
Конкурентоспособность – этот главный фактор развития общества – представляет научную и практическую ценность. Среди стран, удерживающих конкурентные преимущества и входящих в технологическое ядро мирового сообщества, лидируют США, Япония, Германия, Англия, Франция.
Сравнительно недавнее формирование
и развитие теории конкурентоспособности
обусловило тот факт, что в настоящее
время общепринятого