Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 08:11, реферат
Целью данной дипломной работы является исследование конкурентоспособности предприятия и выработка предложений по усилению конкурентной позиции ООО «Южно – Уральское книжное издательство».
Для реализации поставленной цели необходимо поставить и решить целый комплекс задач.
Среди них целесообразно выделить следующие:
– исследовать сущность понятия «конкурентоспособность предприятия»;
– изучить основополагающие принципы и методы оценки конкурентоспособности и систем управления конкурентоспособностью предприятия;
– Оценить уровень конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и систему управления конкурентоспособностью;
– Разработать стратегическую программу управления конкурентоспособностью предприятием ООО «Южно – Уральское книжное издательство».
Введение
1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия
1.1 Общее понятие конкурентоспособности предприятия
1.2 Стратегии развития бизнеса
1.3 Общая теория управления и управление конкурентоспособностью
предприятия
1.4 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2. Анализ уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Краткая характеристика объекта исследования
Анализ стратегии и уровня конкурентоспособности торговой компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство» и основных конкурентов
Оценка существующей системы управления конкурентоспособностью на предприятии
3. План управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Общий план управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Южно – Уральское книжное издательство»
Организация маркетинговой службы на предприятии
Разработка рекламной кампании предприятия
3.4 Оценка эффективности проведения рекламных мероприятий
Заключение
Список литературы
Таблица 10 – Матрица для оценки угроз
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» | |
Высокая вероятность |
Возрастающее конкурентное давление |
Возможность появления новых конкурентов |
||
Средняя вероятность |
Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков | |||
Низкая вероятность |
Самая опасная угроза –
возрастающее конкурентное давление –
должна быть обязательно и немедленно
устранена. Угроза появления новых
конкурентов должна постоянно находиться
в поле зрения руководства фирмы
и устраняться в первостепенном
порядке. Что касается возрастания
влияния покупателей и
Применение в стратегическом
планировании маркетинга современных
методов анализа позволяет
Для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности предлагать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.
По методике оценки конкурентоспособности предприятия наше предложение заключается в следующем:
уровень конкурентоспособности
считать как средневзвешенную величину
по показателям
отдельно проводить анализ
эффективности инвестиционных проектов,
эффективности деятельности организации,
исходя из конкурентоспособности
отдельно считать показатель устойчивости функционирования предприятия;
прогнозировать перечисленные при комплексных показателя минимум на 5 лет.
В системе управления конкурентоспособностью предприятия важное место занимает оценка конкурентоспособности товара. Несмотря на то, что существует большое количество методик исследования конкурентоспособности товара, процесс их модификации и создания новых вариантов продолжается. [6, с. 93 – 107]
На основе анализа методов оценки конкурентоспособности товара для оценки конкурентоспособности товаров ООО «Южно – Уральское книжное издательство» была взята методика, разработанная Павловой Н.Н.
В качестве цели сбора и обработки информации была заявлена выработка рекомендаций по улучшению конкурентных позиций компании ООО «Южно – Уральское книжное издательство». При этом были поставлены следующие задачи:
1) определить
2) исследовать воздействие
составляющих
книжной продукции на их конкурентную
позицию;
Для достижения указанных задач следует выполнить:
Сравнительный анализ крупнейших торговых предприятий;
Анализ розничного сегмента;
Анализ потребителей;
Описание потребителей, оценка существующей и потенциальной емкости рынка.
Первый вопрос, который встает при планировании исследований, касается определения размеров выборочной совокупности. В качестве обследованных территорий – сегментов выбран г. Челябинск. Рассчитать размер выборочной совокупности формальным путем оказалось затруднительно ввиду отсутствия сведений о величине генеральной совокупности (неизвестно, сколько в Челябинской области потребителей и предприятий, в номенклатуре которых представлена книжная продукция). Численность выборки потребителей обусловлена соображениями простоты установления контактов с респондентами, экономичности и оперативности, для достижения цели обследования предполагался достаточным следующий объем выборочной совокупности: 60 торговых предприятий; 600 потребителей книжных товаров в г. Челябинске. По способу отбора единиц выборочная совокупность являлась случайной.
Первым этапом оценки конкурентоспособности продукции является – определение критериев потребителей. С этой целью составляется опросная анкета, которая представляется в виде формы, приводимой в таблице 11. Данные анкеты предлагались покупателям в книжных магазинах города. В таблице приведены основные свойства книжной продукции и атрибуты, составляющие окружение данного продукта. Если Вы не считаете данный перечень исчерпывающим, укажите, пожалуйста, в пустых графах отсутствующие характеристики и атрибуты. В таблице производится сквозное ранжирование приведенных характеристик по степени важности для потребителя, при этом используется шкалирование в порядке возрастания: наиболее значимой характеристике присваивается 1 балл, чем менее значима характеристика, тем больше значение присваиваемого балла [2, с. 78].
Таблица 11 – Оценка экспертами значимости для потребителя характеристик книжной продукции
Наименование характеристик книжной продукции |
Ранг характеристики |
Основные показатели книжной продукции | |
Внешний вид |
5 |
Автор |
4,9 |
Качество бумаги |
4,9 |
Год издания |
4,8 |
Жанр |
4,7 |
Издательство |
4 |
Атрибуты, составляющие окружение книжной продукции | |
Цена |
5 |
Имидж торговой компании |
4,9 |
Дизайн упаковки |
4,9 |
Качество упаковки |
4,9 |
Количество информации о книге |
4,7 |
Качество информации о книге |
4,7 |
34% о населения России и 40% южноуральцев старше 10 лет покупают книги хотя бы раз за полгода. Доля покупателей практически не меняется в течение года, в то время как объемы покупок имеют определенную сезонность. Спрос на книги возрастает летом, в сезон отпусков и каникул.
В среднем покупатели книг приобретают 4,4 книги за полгода, г. Челябинске – 5,3 книги. Суммарные покупки составляют 164, 4 млн. книг в год по России, из которых 32, 6 млн. продаются в Челябинске.
Затраты на книги составляют в среднем за полгода около $4-$5 на одного покупателя по России в целом и $4,8-$5,8 в Челябинске.
Среди покупателей книг наиболее
популярны детективы и
Большинство российских семей имеют домашнюю библиотеку. Половина российских семей и 65% семей в Челябинске имеют дома не менее 100 книг. 1/10 семей России и 20% семей в Челябинске располагают библиотекой в 500 и более книг.
Среди наиболее активных покупателей книг (затраты не менее $9 за полгода) 60% составляют женщины. Высокие затраты на книги наиболее характерны для людей в возрасте 25–44 года (50% активных покупателей). 60% целевой группы составляют люди с высшим и неоконченным высшим образованием. Доля активных покупателей книг выше среди более обеспеченных людей. Среди людей с высокими затратами на книги 42% имеют доход от 10 тыс. руб. в мес. на чел. в семье по сравнению с 22% среди населения в целом.
Активные покупатели книг более общительны, энергичны, уверенны в себе. Около 78% целевой группы согласны с тем, что можно найти выход из любого трудного положения. Выбор покупателей книг достаточно устойчив и, как правило, продиктован целью, с которой совершается покупка. Информация, полученная на основании проведенного анкетирования, была систематизирована, и использована при построении диаграмм, представленных на рисунках 5, 6.
Досуг активных покупателей книг более разнообразен, по сравнению с населением в целом. Среди них выше доля тех, кто любит ходить в театр, на концерты, в кафе, бары. В то же время они активно работают, около половины из них готовы пожертвовать временем с семьей ради успеха.
Что касается покупательского
поведения людей с высокими затратами
на книги, то они в целом более
ориентированы на импорт. 61% целевой
группы чаще покупают импортные товары.
Для активных покупателей книг важную
роль играет известность марки, которую
они тесно связывают с
Далее представлена таблица, характеризующая тематику приобретаемой книжной продукции. (Таблица 12) [21, с. 23 – 26]
Таблица 12 – Покупали книги следующей тематики, 2007 год% от всех покупателей книг
Тематика |
Россия |
Челябинск |
Детективы, приключения |
36.8 |
39.6 |
Учебники |
26.3 |
24.3 |
Профессиональную литературу |
20.2 |
23.6 |
Детскую литературу |
19.4 |
22.5 |
Любовные романы |
16.7 |
13.2 |
Словари, справочники |
15.6 |
19.4 |
Книги рецептов советов для хозяйства |
12.2 |
12.1 |
Фантастику |
11.6 |
13.9 |
Энциклопедии |
11.2 |
12.9 |
Сказки |
8.0 |
9.0 |
Отечественную прозу XX века |
6.2 |
9.4 |
Русскую прозу до XX века |
5.2 |
8.2 |
Зарубежную прозу до XX века |
5.1 |
8.2 |
Зарубежную прозу XX века |
4.0 |
4.9 |
Отечественную поэзию |
3.2 |
5.3 |
Зарубежную поэзию |
1.5 |
2.4 |
Другую литературу |
15.0 |
18.0 |
Рисунок 3 – Частота приобретения книжной продукции
Рисунок 4 – Реальные критерии потребителей
Вторым этапом оценки конкурентоспособности ООО «Южно
– Уральское книжное
Рисунок 5 – Основные торговые организации представляющие книжную продукцию
Таблица 13 – Значение критериев для рассматриваемых магазинов
№ п/ п |
Название критерия |
«Литера» |
«Буква» |
«Южно – Уральское книжное издательство» |
Основные свойства книжной продукции | ||||
1 |
Внешний вид |
Различный |
Различный |
Различный |
2 |
Автор |
Большое разнообразие |
Мало советских авторов |
Достаточно большое разнообразие |
3 |
Качество бумаги |
Не всегда хорошее |
Среднее |
Среднее |
4 |
Год издания |
Много новинок |
Много новинок |
Много новинок |
5 |
Жанр |
Разнообразие (нет научной литературы) |
Разнообразие (нет научной литературы) |
Разнообразие (нет научной литературы) |
6 |
Издательство |
В основном известные |
В основном известные |
В основном известные |
Атрибуты, составляющие окружение книжной продукции родукции | ||||
7 |
Цена |
В большей степени приемлемая |
В большей степени приемлемая |
В большей степени приемлемая |
8 |
Имидж торговой компании |
Положительный |
Положительный |
Положительный |
9 |
Дизайн упаковки |
Фирменные пакеты |
Фирменные пакеты |
Фирменные пакеты |
10 |
Качество упаковки |
Достаточный уровень |
Достаточный уровень |
Достаточно уровень |
11 |
Количество информации о книге |
Не достаточное |
Не достаточное |
Достаточно |
12 |
Качество информации о книге |
Среднее |
Среднее |
Выше среднего |
Таблица 14 – Оценка ожидаемой
конкурентоспособности
№ п/п |
Название критерия |
Вес в баллах (1–5) |
Продукция ООО «Буква» |
Продукция компании «Южно – Уральское книжное издательство» |
Продукция «Литера» | |||
Экспертная оценка (1–10 баллов) |
Гр3*гр4 |
Экспертная оценка (1–10 баллов) |
Гр3*гр6 |
Экспертная оценка (1–10 баллов) |
Гр3*гр8 | |||
Основные свойства книжной продукции | ||||||||
1 |
Внешний вид |
5 |
8 |
40 |
8 |
40 |
9 |
45 |
2 |
Автор |
4,9 |
7 |
34,4 |
7 |
34,4 |
8 |
39,2 |
3 |
Качество бумаги |
4,9 |
7,5 |
36,7 |
7,5 |
36,7 |
9 |
44,1 |
4 |
Год издания |
4,8 |
8 |
38,4 |
9 |
43,2 |
9 |
44,1 |
5 |
Жанр |
4,7 |
8 |
37,6 |
9 |
42,3 |
9 |
42,3 |
6 |
Издательство |
4 |
6 |
28 |
8 |
32 |
7 |
42,3 |
Атрибуты составляющие окружение книжной продукции | ||||||||
8 |
Цена |
5 |
9 |
45 |
9 |
45 |
8 |
40 |
9 |
Имидж торговой компании |
4,9 |
7 |
34,4 |
8 |
39,2 |
7 |
34,4 |
10 |
Дизайн упаковки |
4,9 |
9 |
44,1 |
9 |
44,1 |
7,5 |
36,7 |
11 |
Качество упаковки |
4,9 |
7 |
34,4 |
9 |
44,1 |
7 |
34,4 |
12 |
Количество информации о книге |
4,7 |
7 |
32,9 |
9 |
42,3 |
9 |
42,3 |
13 |
Качество информации о книге |
4,7 |
7 |
32,9 |
7 |
42,3 |
8 |
32 |
Итого |
474,8 |
516,7 |
511,5 |