Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 10:03, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия системы управления персоналом и ее эффективности, функций управленческих кадров, а также методов управления персоналом и их совершенствования в сложившихся экономических условиях. На сегодняшний день необходима разработка новых подходов к построению системы управления персоналом организации — построение организационных структур, в соответствии, с которыми весь отсчет функций управления ведется не сверху вниз, а снизу вверх. Отсюда ориентация не на иерархические вертикальные структуры, а на многообразные формы горизонтальных связей.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИ
1.1. Понятие и сущность управления персоналом
1.2. Роль управленческого персонала в системе управления персоналом……
1.3. Функции и методы управления персоналом
1.4. Организационная структура управления персоналом
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СИБАТОМ» (АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУПЕРМАРКЕТА «БАГИРА»)…………………………………………………..
2.1. Общая характеристика торгового предприятия……………………………
2.2. Организационная система управления предприятием……………………
2.3. Анализ трудовых ресурсов и функций управления персоналом…………
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
В СУПЕРМАРКЕТЕ «БАГИРА"
3.1. Создание службы по управлению персоналом
3.2. Создание системы обучения персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В Супермаркете «Багира», как и в любом другом предприятии розничной торговли, есть следующая информация для покупателей: указатели расположения отделов, секций и наименований товаров, перечень дополнительных услуг, адреса и номера телефонов администрации магазина, книга жалоб и предложений. Также в Супермаркете есть одна особенность — доска «почета», на которой висят фотографии нежелательных посетителей, пойманных когда-то за таким занятием как воровство.
В курсовой работе проводится анализ супермаркета Багира, расположенного на ул. Октябрьской Революции, 1. Это второй магазин из данной сети и, один из первых супермаркетов, открывшихся в городе Иркутск. Он расположился в помещении, в котором когда-то был простой розничный магазин с традиционным методом продаж. Конечно, под супермаркет это помещение не было рассчитано, поэтому там была проведена реконструкция с целью расширения торгового зала и подсобных помещений.
Общая площадь супермаркета составляет 430 квадратных метров, из которых торговая площадь — 325 квадратных метров. Ежедневно в среднем этот магазин обслуживает 730 человек, предлагая им 10 200 наименований товаров, 1 300 из которых являются сопутствующими. Магазин приносит около 86 тыс. рублей ежедневной выручки.
Рациональное распределение площади торгового зала и правильное размещение оборудования, товаров и узлов расчета, а также целенаправленная организация движения покупательских потоков в магазине является одной из важнейших и первоочередных задач.
Расчетно-кассовый узел находится по левой стороне от выхода, то есть в конце круга покупательского потока. Здесь находится три кассовых аппарата, пропускающих через себя около 730 человек ежедневно.
2.2. Организационная система управления предприятием
Проведем анализ организационных структур ООО «Сибатом» и супермаркета «Багира», и особенности их построения, а также положительные и отрицательные стороны. Организационная структура управления в ООО «Сибатом» – линейно-функциональная (см. рис.2.1)
Рис.2.1. Организационная структура управления ООО «Сибатом»
На рис.2.2 приведена организационная структура супермаркета «Багира».
Рис.2.2. Организационная структура управления супермаркета «Багира»
Вышеприведенные структуры можно охарактеризовать как линейно-функциональные. В линейно-функциональной структуре принято такое разделение труда, при котором линейные звенья управления наделены правами единоначалия и выполняют функции распорядительства, а функциональные звенья призваны оказывать помощь линейным подразделениям и осуществлять планирование, координирование, стимулирование, учет, контроль, анализ, регулирование их деятельности в форме информирования и консультирования. Свое воздействие на линейные подразделения они осуществляют через линейных руководителей.
Цели, функции, структура и численность аппарата управления предприятия зависят от типа, вида, размеров предприятия, его структуры, содержания образования и форм организации производственного процесса и др.
В таблице 2.1 приведены основные функции персонала на предприятии.
Таблица 2.1
Функции персонала ООО «Сибатом» и супермаркета «Багира»
Должность |
Функции |
ООО «Сибатом» | |
Генеральный директор |
Он контролирует работу всего предприятия, дает указания, заключает договора, регулирует отношения с поставщиками, подписывает и контролирует документацию, представляет интересы общества в различных инстанциях, занимается юридической стороной дел предприятия. |
Коммерческий директор |
Организует обеспечение предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование с целью сокращения издержек производства и получения максимальной прибыли; руководит разработкой проектов перспективных и текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных нужд предприятия и его подразделений, а также создания необходимых производственных запасов на основе определения потребности в материальных ресурсах; изыскивает источники покрытия этой потребности за счет внутренних ресурсов; обеспечивает подготовку заключения договоров с поставщиками, согласование условий и сроков поставок, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов. |
Главный бухгалтер |
Ведет и регулирует бухгалтерский учет на предприятии, ведет наличный и безналичный расчеты с поставщиками, расчет с персоналом (начисление и выплата заработной платы, отпускных и т.д.), ведет налоговый учет (начисление и уплата налогов, сдача в налоговые органы отчетов и балансов о результатах деятельности предприятия), ведет учет банковских операций и др. |
Начальник юридического отдела |
Занимается проверкой уже заключенных и готовит новые хозяйственные договоры, контролирует трудовые договоры, решает спорные вопросы с поставщиками и потребителями. |
Менеджер по сбыту |
Осуществляет разработку маркетинговой политики на основе анализа потребительских свойств реализуемого товара и прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры, проводит исследование основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на реализуемый товар, соотношения спроса и предложения на аналогичные виды продукции, составляет перспективные и текущие планы мероприятий по повышению эффективности реализации товара, определения новых рынков сбыта, изучает мнение покупателей о реализуемом товаре, качестве обслуживания супермаркета. |
Менеджер по рекламе |
Формирует фирменный стиль предприятия для поднятия престижа и повышения конкурентоспособности среди большого числа предприятий – конкурентов; рекламирование товаров, как основная функция отдела рекламы и художественного оформления; формирование сектора потенциальных потребителей, т.е. ориентироваться на конкретные группы людей с целью продажи им товаров и получение от них прибыли; |
Менеджер по персоналу |
Занимается подбором персонала для предприятия, просто принимает заявления о приеме на работу и в дальнейшем сведет личные дела сотрудников. |
Супермаркет «Багира» | |
Директор |
Организует деятельность супермаркета в целом; обеспечивает эффективность и прибыльность деятельности супермаркета; разрабатывает и реализует перспективные и текущие планы по повышению эффективности и прибыльности деятельности супермаркета; осуществляет подбор кадров (проводит собеседования, знакомит с обязанностями); осуществляет контроль за деятельностью всех служб супермаркета, организовывает их взаимодействие; анализирует и обобщает ежедневные отчеты заведующих; подводит итоги для присвоения званий: «Лучший сотрудник супермаркета недели, месяца, полугодия, года» и дальнейшего премирования лучших сотрудников; готовит документы по применению взысканий и поощрений персонала; организовывает и ведет договорную работу с поставщиками; составляет отчет о деятельности супермаркета в целом и еженедельно подает его Ген. Директору. |
Заведующая магазином |
Производит и контролирует приемку товаров по количеству и качеству, оценивает потребности магазина в привезенном поставщиком товаре, осуществляет контроль за оприходованием товара, ведет журнал прихода-расхода (возврата) товара и денежных средств, контролирует работу кассиров-операционистов, продавцов-консультантов, тех. персонала, несет полную материальную ответственность за вверенные ему товароматериальные ценности. |
Заведующий складом |
Следит за наличием товарных запасов супермаркета, занимается проверкой качества хранимых товаров и их сроков годности, следит за порядком на складе, информирует кассиров о наличии либо отсутствии товара. |
Оператор ПК |
Заносит информацию в память компьютера о поступлении товароматериальных ценностей; устанавливает цены на поступивший товар в соответствии с установленной системой наценки, ежедневно снимает отчеты кассовых смен по каждому кассовому аппарату, составляет ежедневные товарные отчеты по приходу и расходу товарно-материальных ценностей и передает их заведующей, оформляет возвратные документы поставщикам, участвует в инвентаризации и в комиссии по списанию товарно-материальных ценностей. |
Продавец-консультант |
Встречает покупателей в торговом зале. Оказывает помощь при выборе товара, следит за наполняемостью витрин и сроками годности товаров, а также содержит прилавки в чистоте. |
Кассир |
Обслуживает покупателей при продаже товара, выбивает чеки, отслеживает запасы товаров. |
Анализ ассортиментной политики и политики ценообразования в супермаркете «Багира».
На формирование ассортимента супермаркета «Багира» прежде всего, влияет потребительский спрос. Ассортиментная политика — это система упорядочения и регулирования ассортимента товаров. Каждое предприятие самостоятельно осуществляет направление ассортиментной политики. В Супермаркете «Багира» включение в ассортимент продовольственного магазина непродовольственных товаров, создание наиболее приближенных к населению устойчивого ассортимента товаров повседневного спроса, предоставление покупателям дополнительных услуг (бесплатные пакеты, рекламные журналы и буклеты и др.).
Для регулирования ассортимента в магазине проводятся инвентаризации, опросы покупателей, а также проводятся мероприятия по выявлению спроса населения и на основе собранных данных завозят необходимый товар, отсутствующий в продаже, проводят рекламные кампании, дегустации, распродажи или уценку залежавшихся товаров (пользующихся наименьшим спросом у населения).
При формировании ассортимента супермаркета «Багира» также учитываются следующие факторы:
Кроме того, супермаркет имеет постоянно обновляющийся ассортиментный перечень, включающий в себя виды и разновидности товаров, реализуемых магазином. Наличие такого перечня способствует лучшему обслуживанию покупателей, т.к. позволяет постоянно иметь в продаже необходимые товары за счет полноты и стабильности (устойчивости) ассортимента.
Под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товара.
Коэффициент полноты ассортимента рассчитывается по формуле:
К пол = Р ф/ Рп (2.1)
где Р ф – фактическое количество проверки разновидностей товаров на момент проверки;
Рп – количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментных перечней.
К пол для супермаркета «Багира» = 1 200/1 500 = 0,8
Средний коэффициент полноты ассортимента для супермаркета «Багира» составляет 0,8 – 1, что характеризует полный ассортимент, удовлетворяющий средний спрос населения.
Устойчивость товарного ассортимента магазина определяют с помощью коэффициента устойчивости ассортимента.
Кут =Тф/Тн (2.2)
где КУТ – коэффициент устойчивости
ТФ – количество видов товаров в продаже в момент проверки.
ТН – количество видов товара, которое должно быть в продаже в соответствии с утвержденным ассортиментным перечнем.
Кут для супермаркета «Багира» = 9 950/ 10 200 = 0,97
Коэффициент устойчивости равен 0,9. Показатель ближе к 1, поэтому ассортимент супермаркета устойчивый.
Для обеспечения устойчивого ассортимента товаров и повышения уровня удовлетворения спроса покупателей в супермаркете ведется работа по управлению товарными запасами, например, величина норматива товарных запасов, фактическая величина товарных запасов, величина товарных запасов на начало анализируемого периода и на конец, в ассортиментом разрезе, можно рассчитать средние величины)
В таблице 2.2 приведен состав и структура товарооборота супермаркета «Багира» за 2005-2006 гг.
Товарооборот супермаркета «Багира» за 2005–2006 гг.
Вид товарооборота |
2005 г. |
2006 г. |
2006 к 2005 г., проц. | ||
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, проц. |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, проц. | ||
Промышленные товары |
10 464 |
11,2 |
23 485 |
12,8 |
224,4 |
Продовольственные товары |
78 665 |
83,3 |
144 263 |
79,3 |
183,3 |
Полуфабрикаты |
5 250 |
5,5 |
14 523 |
7,9 |
276,6 |
Итого: |
94 379 |
100 |
182 271 |
100 |
193,1 |
В 2005 году 11,2% от общего товарооборота занимал товарооборот промышленных товаров, 83,3% - продовольственный товарооборот, а торговля полуфабрикатами – 5,5%. В 2006 году промышленный товарооборот составил 12,8% от общего товарооборота, 79,3% - продовольственный товарооборот. А торговля полуфабрикатами – 7,9%. В динамике общий товарооборот увеличился в 1,9 раза, торговля продовольственными товарами выросла на 83,3%, в промышленными товарами в 2 раза.
2.3. Анализ трудовых ресурсов и функций управления персоналом
От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие – объем реализации продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. Основными задачами анализа являются:
Супермаркеты «Багира» работают ежедневно, без выходных и без обеденных перерывов. Сделать это позволяет посменная система работы. В каждом магазине по две смены. Каждая смена работников, во главе с заведующей, работает неделю через неделю (т.е. неделю работает, неделю отдыхает). В одной смене должно быть по одному продавцу-консультанту в каждом отделе супермаркета.
Если характеризовать численность персонала всей сети супермаркетов «Багира» то можно привести следующие данные (таблица 2.3).
Таблица 2.3
Динамика численности персонала в сети супермаркетов «Багира»
2005 г. |
2006 г. |
Темп роста, проц. | |
Супермаркет «Багира» на ул. Байкальская,207 |
28 |
30 |
107,1 |
Супермаркет «Багира» на ул. Октябрьской Революции, 1 |
45 |
45 |
- |
Супермаркет «Багира», м-н Первомайский,25 |
18 |
20 |
111,1 |
Супермаркет «Багира», м-н Приморский, 22 |
26 |
30 |
115,4 |
Супермаркет «Багира», м-н Приморский, 22 |
30 |
35 |
116,6 |
Итого |
147 |
160 |
108,8 |
В таблице 2.4 приведен анализ персонала супермаркета «Багира» на ул. Октябрьской Революции, 1 по структуре работающих.
Таблица 2.4
Анализ структуры работающих сотрудников супермаркета «Багира»