Совершенствование процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является дать практические рекомендации по совершенствованию системы принятия управленческих решений.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
• изучить литературу, природу управленческих решений, виды, методы, факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
• провести анализ процесса принятия управленческих решений в выбранной организации;
• изучить зарубежный и отечественный опыт, касающийся процесса принятия управленческих решений;
• разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений в современной организации 6
1.1 История возникновения теории принятия управленческих решений 6
1. 2 Понятие и признаки управленческого решения 7
1.3 Классификация управленческих решений и требования, предъявляемые к ним 9
1.4 Факторы, влияющие на процесс принятия решений 13
1.5 Подходы, модели и методы принятия решений 17
1.5.1 Подходы к процессу принятия решений 17
1.5.2 Модели науки управления 18
1.5.3 Методы принятия решений 19
1.6 Этапы принятия решений 24
2 Анализ процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1 Характеристика ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 28
2.1.2 Внешняя среда предприятия 33
2.1.3 Экономические показатели и их анализ 36
2.2 Анализ процесса принятия решений на предприятии 42
2.2.1 Анализ анкетирования подчиненных 43
2.2.2 Анализ анкетирования руководителей 50
2.2.3 Анализ общих вопросов 57
2.3 Недостатки, выявленные в результате анкетирования 61
3 Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» на основе проделанного анализа 66
3.1 Основные направления совершенствования 66
3.1.1 Опыт зарубежных компаний 66
3.1.2 Отечественный опыт принятий решений 74
3.3 Перечень проектных предложений по совершенствованию системы принятия управленческих решений 77
3.2 Социальная и экономическая эффективность рекомендаций 83
Заключение 85
Список использованных источников 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сруктура Группы компаний КПД-2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Р. Блейка и порядок его обработки 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования начальника цеха 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты анкетирования начальника отдела по управлению персоналом 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная струкура ОАО «Завод КПД-2» 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Анкета для работников 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анкета для руководителей 105

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 721.47 Кб (Скачать файл)

На вопрос № 9 «Когда Ваш руководитель требует  от Вас принять какое-либо решение, устанавливает ли он какие-либо сроки?», 12 работников ответило, что устанавливаются примерные сроки, укладываться в которые не обязательно, 4 сотрудника – что сроки не устанавливаются вообще и только 5 сотрудников указали на то, что руководитель устанавливает четкие сроки, в которые необходимо уложиться. Такое распределение ответов респондентов указывает на то, что принятие решения может затягиваться на неопределенный срок, в течение которого постоянно меняются факторы, воздействующие на организацию, что влечет за собой необходимость поиска новой информации, а это приводит  дополнительным затратам.

Кроме того, иногда, важно принять решение как можно быстрее и, если не установить для работника четкие сроки, в которые он может уложиться, организация может потерпеть убытки из-за того, что решение не было принято во время. Такая ситуация негативно сказывается на предприятии, в доказательство этому мы видим снижение таких показателей, как выручка (на 1,7%), валовая прибыль (на 33,5%) и чистая прибыль (на 49%) в 2011 году по  равнению с 2010 годом.

Такая же ситуация складывается и в отношении такого этапа процесса принятия решений, как реализация. На вопрос №10 «Устанавливает ли Ваш руководитель сроки, в которые Вы  должны реализовать принятое решение?», 13 сотрудников ответило, что устанавливаются примерные сроки, укладываться в которые не обязательно, 4 ответили, что устанавливаются четкие сроки, в которые необходимо уложиться, и 3 респондента ответили, что никаких сроков не устанавливается. Это говорит о том, что принятое решение может долгое время оставаться не реализованным, из-за чего организация также может понести существенные убытки. В доказательство этого можно также привести снижение в 2011 году такого показателя как чистая прибыль – на 49% по сравнению с 2010 годом.

На вопрос № 11 «Что, по вашему мнению, является главной причиной неэффективно принятых решений?» 14 сотрудников ответили, что причина в отсутствии четкого алгоритма принятия решений, 4 сотрудника указали на нехватку необходимой информации и 2 сотрудника причиной неэффективно принятых решений считают недостаточную компетентность руководителя.

Это говорит  о том, что в организации отсутствует  четкий алгоритм принятия решений. Решения  принимаются по-разному, что снижает  их эффективность и правильность. Сами работники не знают, как правильно принимать решения, отчего решения могут быть необоснованными, нерезультативными и неудовлетворяющими требованиям организации.

Рис. 2.9 - Распределение ответов на вопрос № 11 "Что, по вашему мнению, является главной причиной неэффективно принятых решений?"

 

Такая ситуация может повлечь за собой решения, которые снизят результативность работы предприятия, что снизит прибыль, а также увеличит сумму непокрытого убытка предприятия, что мы и наблюдаем в 2011 году (сумма непокрытого убытка возросла на 67,3% по сравнению с 2010 годом и на 51,5% по сравнению с 2009 годом).

2.2.2 Анализ анкетирования руководителей

На вопрос № 1 «Бывали ли у Вас случаи, что принятые решения оказывались неэффективными, и как часто?» 7 респондентов ответили, что таких случаев не бывает и все решения обычно эффективны и только 3 руководителя ответили, что такое бывает, но очень редко. Такое распределение ответов положительно характеризует процесс принятия решений на данном предприятии. Эффективность принятых решений может прямо повлиять на улучшение работы  предприятия, о чем говорит увеличение объема выпускаемой продукции – в 2011 году он вырос на 23,6% по сравнению с 2010 годом.

На вопрос № 4 «На основе чего Вы чаще всего  принимаете решения?» 8 опрошенных руководителей ответили, что они принимают решение на основе тщательного анализа ситуации и только 2-ое опрошенных ответили, что они принимают решения на основе суждений и опыта. Это говорит о том, что большинство руководителей ответственно подходят к процессу принятия решений и принимают решение на основе объективного анализа.  Это повышает вероятность принятия правильного решения, что положительно сказывается на деятельности предприятия в целом. Верное решение в области производства и условий труда работника, например, их усовершенствование, может улучшить работу сотрудников. Например, мы видим, что в 2011 году сильно вырос объем денежных средств, направленных на заработную плату сотрудников и социальное обеспечение (на 89,4% и 132,5% соответственно), что возможно явилось причиной повышения такого показателя, как  выработка на одного работника, он вырос на 12,5% в 2011 году по сравнению с предыдущим годом.

 

Рис. 2.10 - Распределение ответов на вопрос №4 «На основе чего Вы чаще всего принимаете решения?»

 

На вопрос № 5 «Насколько быстро Вы обычно принимаете решения?» 4 руководителя ответили, что  скорость принятия решений зависит  от того, насколько быстро удается  собрать всю необходимую информацию, 6 руководителей ответили, что они  не торопятся с принятием решений, долго все обдумывают, несколько  раз все проверяют. Исходя из этого, можно сказать, что более 50% опрошенных респондентов предпочитают медлить с принятием решения. Это негативно влияет на результат, так как решение необходимо принимать своевременно, не затягивая этот процесс на долгий срок, но в тоже время и не слишком быстро, чтобы не упустить какие-либо важные факторы, влияющие на организацию в данный момент времени. Даже оптимальное решение, рассчитанное на получение наибольшего экономического эффекта, может оказаться бесполезным, если будет принято с опозданием. Более того, оно может даже принести определенный ущерб, что видно из того, что на предприятии, начиная с 2008 года, постоянно снижается выручка  (в 2011 году она снизилась на 12,7% по сравнению с 2008 годом). Таким образом, фактор времени оказывает существенное влияние на содержание и эффективность управленческого решения.

На вопрос № 8 «Как   часто Вы оповещаете своих  подчиненных  об исходе

принятого решения?» 8 руководителей ответили, что они  делают это часто и 2-ое опрошенных сообщили, что редко оповещают  своих подчиненных об исходе принятого  решения. Такое распределение ответов  говорит о том, что большинство работников информировано о том, как повлияло то или иное решение на организацию, эффективно оно было или нет, и как это отразится на самих работниках. Исходя из этого, можно предположить, что в организации хорошо организованы коммуникации по нисходящей. Также то, что работников информируют об исходе принятого решения, способствует повышению их заинтересованности в самом процессе принятия решений и усиливает их чувство принадлежности к организации. Исходя из этого, работники  более качественно выполняют свою работу и ответственно подходят к ней. Это подтверждается тем, что начиная с 2008 года постоянно возрастает выработка на одного работника (в 2011 году она возросла на 20,9% по сравнению с 2008 годом), что так же положительно сказалось на выполнении плана реализации продукции – в 2011 году данный показатель увеличился на 0,5%.

На вопрос № 9 «Осуществляете ли Вы контроль за реализацией принятого решения?» 8 из 10-ти опрошенных ответили, что они не осуществляют его, так как не видят в этом необходимости, 2-ое руководителей ответили, что иногда они осуществляют контроль, а иногда нет. Исходя из этого, можно сказать, что в большинстве случаев участие руководителя в процессе принятия решений заканчивается после выбора какой-либо альтернативы. Это является большим недостатком системы принятия решений на данном предприятии, так как реализация решения – это самый важный этап. Именно реализация принятого решения – самая главная цель всей работы группы. На данном этапе у работников могут возникнуть различные трудности, например, у работников может не хватить опыта работы или необходимой информации, что может привести  к увеличению времени реализации принятого решения. Также может получиться так, что в конечном итоге будут получены совершенно другие результаты, отличные от тех, которые ожидались изначально. Все это может стать причиной изменений в работе производства и снизить результативность работы предприятия, что можно увидеть из снижения такого показателя, как рентабельность продукции (в 2011 году этот показатель снизился на 67,4% в сравнении с предыдущим годом).

На вопрос № 10 «Вовлекаете ли Вы своих подчиненных  в процесс принятия решений?» 7 руководителей  выбрали ответ «а) всегда вовлекаю», и 3-ое руководителей выбрали ответ  «б) иногда вовлекаю». Такое распределение ответов положительно характеризует процесс принятия решений в организации. Это связано с тем, что подчиненные, принимая участие в процессе принятия решений, больше заинтересованы в том, чтобы качественно  его реализовать. Также, работники, зная, что они сами принимали участие в выборе того или иного решения и ощущая причастность к этому, будут меньше сопротивляться тому или иному изменению. Все это положительно повлияет на работу самих работников, на их ориентацию на достижение целей организации. Это подтверждается тем, что в 2011 году повысились такие показатели, как выполнение плана реализации продукции (на 0,5% по сравнению с предыдущим годом) и выработка на одного работника (на 12,5% по сравнению с 2010 годом).

На вопрос № 11 «Собираете ли Вы экспертную группу для принятия решений?» 10 из 10 опрошенных руководителей выбрали ответ «да», что говорит о том, что руководители не принимают решения единолично, а обсуждают все на различных совещаниях. Это, в свою очередь, положительно характеризует процесс принятия решений в организации, так как способствует снижению степени субъективности принятого решения. А на вопрос №12 «Кого Вы обычно включаете в экспертную группу?» 9 руководителей ответили, что они включают сотрудников, которые работают в исследуемой сфере и 1 руководитель – работников, с которыми он находится  в хороших отношениях. Такое распределение ответов говорит о том, что почти все руководители для принятия решения привлекают специалистов, знающих ту сферу, которой касается планируемое изменение. Это помогает принять более правильное решение, собрать более релевантную информацию и верно оценить имеющиеся альтернативы, и, в конечном итоге, принять верное, эффективное и качественное решение, способствующее улучшению деятельности предприятия в целом и отдельных его частей. Это видно из увеличения в 2011году таких показателей, как объем выпускаемой продукции (на 23,6% по сравнению с предыдущим годом), среднегодовая стоимость основного капитала (на 23,9% по сравнению с предыдущим годом).

При ответе на вопрос № 13 «В процессе принятия решений, какое количество альтернатив Вы обычно учитываете?» ответы распределились следующим образом:

а) как  можно меньше вариантов – 2 руководителя;

в) самое  большое возможное количество альтернатив  – 8 руководителей.

Это говорит  о том, что 80% опрошенных руководителей  считают необходимым  учитывать  как можно больше альтернативных вариантов решения проблемы.  Такая позиция, в свою очередь  приводит к тому, что руководитель и вся группа может запутаться в большом количестве вариантов  и, в итоге, принять неверное решение.

 К  тому же,  руководитель не всегда располагает достаточным количеством времени для выявления всех возможных альтернатив, в такой ситуации решение может быть принято с опозданием, вследствие чего руководитель будет вынужден искать новое решение, удовлетворяющее уже изменившимся условиям внешней и внутренней среды организации. Вся эта волокита приводит к ложному решению, что негативно сказывается на эффективности деятельности предприятия, это видно из снижения в 2011 году валовой и чистой прибыли (на 33,5% и 49% соответственно) по сравнению с 2010 годом.

На вопрос № 15 «Разрабатываете ли Вы план реализации принятого решения?» 6 из 10 опрошенных выбрали ответ «разрабатываю, и решение реализуется в соответствии с ним», остальные 4 руководителя ответили, что план разрабатывается, но на практике им никто не пользуется.

Это говорит  о том, что почти половина руководителей  не требуют от своих подчиненных  того, чтобы реализация решения происходила  строго в соответствии с планом.

Такая позиция  руководителей ставит под удар успешность и результативность принятого решения, так как план работы содержит перечень работ, сроки их выполнения, состав исполнителей, необходимые ресурсы. При отсутствии этой информации работник может некачественно выполнить свою работу, или же столкнуться с различными трудностями, которые помешают ему реализовать решение так, как того требует руководитель. Вследствие чего могут возникнуть различные негативные последствия (сбои в производстве, снижение качества выпускаемой продукции и т.д.).

На вопрос  № 16 «Как часто, принимая решение, Вы опираетесь на свою личностную оценку?» 8 руководителей  ответили, что они делают это часто. Вследствие этого принимаемое решение становится необъективным, так как личностная оценка не всегда верна.

 Так  же личные ценности руководителя  могут идти «в разрез» с  целями организации в целом,  что может повлечь за собой, как отсутствие положительного результата от принятого решения, так и вовсе отрицательное влияние его на организацию. Это отрицательное влияния может выразиться в снижении производительности труда (из Таблицы 2.4 мы видим, что она снизилась на 1,7% за 2011 год), снижении фондоотдачи (за 2011 год она снизилась на 28,7% по сравнению с 2010 годом), а также изменении других показателей.

 

Рис. 2.11 - Распределение ответов на вопрос  № 16 «Как часто, принимая решение, Вы опираетесь на свою личностную оценку?»

 

На вопрос № 17 «Оказавшись в ситуации, когда  необходимо принять решение, устанавливаете ли Вы конкретные сроки?» 8 из 10-ти опрошенных руководителей ответили, что они  устанавливают четкие сроки и  стараются в них уложиться. Это  положительно характеризуют систему  принятия решений. В такой ситуации можно предположить, что почти  все решения принимаются вовремя, так как тому способствует наличие конкретных сроков. Вовремя принятое решение, в свою очередь, является залогом успешной деятельности предприятия. Это может положительно влиять на различные показатели работы предприятия, такие, как, качество продукции, объем выпускаемой продукции (он возрос на 23,6% в 2011 году по сравнению с 2010 годом).

При ответе на вопрос № 19 «Привлекаете ли Вы экспертов из других организаций при решении какого-либо вопроса, касающегося области, с которой не сталкивалось ранее Ваше предприятие?» 4 руководителя ответили, что они привлекают таких экспертов, когда возникает такая необходимость, а остальные 6 руководителей ответили, что привлекают их очень редко. Такое распределение ответов говорит о том, что больше половины руководителей, столкнувшись с ситуацией, когда им необходимо принять решение, в области, в которой они не являются экспертами, стараются разобраться в этом самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Это очень рискованно, так как, не имея опыта работы в какой-либо сфере  и не обладая достаточными знаниями, практически не возможно за короткий промежуток времени разобраться в этом и принять верное решение. В таких случаях гораздо результативнее будет обратиться за помощью к  профессионалам, чтобы избежать серьезных ошибок, которые могут оказать существенное влияние на деятельность предприятия. Например, внедряя новое оборудование, можно принять неверное решение по поводу его выбора и использования, что вызовет снижение такого показателя как фондоотдача. Это подтверждается данными Таблицы 2.4, из которой видно, что показатель фондоотдачи постоянно снижается, начиная с 2008 года (в 2011 году он снизился на 28,7% по сравнению с 2010 годом).

Информация о работе Совершенствование процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2»