Совершенствование процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является дать практические рекомендации по совершенствованию системы принятия управленческих решений.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
• изучить литературу, природу управленческих решений, виды, методы, факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
• провести анализ процесса принятия управленческих решений в выбранной организации;
• изучить зарубежный и отечественный опыт, касающийся процесса принятия управленческих решений;
• разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений в современной организации 6
1.1 История возникновения теории принятия управленческих решений 6
1. 2 Понятие и признаки управленческого решения 7
1.3 Классификация управленческих решений и требования, предъявляемые к ним 9
1.4 Факторы, влияющие на процесс принятия решений 13
1.5 Подходы, модели и методы принятия решений 17
1.5.1 Подходы к процессу принятия решений 17
1.5.2 Модели науки управления 18
1.5.3 Методы принятия решений 19
1.6 Этапы принятия решений 24
2 Анализ процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1 Характеристика ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 28
2.1.2 Внешняя среда предприятия 33
2.1.3 Экономические показатели и их анализ 36
2.2 Анализ процесса принятия решений на предприятии 42
2.2.1 Анализ анкетирования подчиненных 43
2.2.2 Анализ анкетирования руководителей 50
2.2.3 Анализ общих вопросов 57
2.3 Недостатки, выявленные в результате анкетирования 61
3 Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» на основе проделанного анализа 66
3.1 Основные направления совершенствования 66
3.1.1 Опыт зарубежных компаний 66
3.1.2 Отечественный опыт принятий решений 74
3.3 Перечень проектных предложений по совершенствованию системы принятия управленческих решений 77
3.2 Социальная и экономическая эффективность рекомендаций 83
Заключение 85
Список использованных источников 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сруктура Группы компаний КПД-2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Р. Блейка и порядок его обработки 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования начальника цеха 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты анкетирования начальника отдела по управлению персоналом 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная струкура ОАО «Завод КПД-2» 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Анкета для работников 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анкета для руководителей 105

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 721.47 Кб (Скачать файл)

Крупные решения имеют последствия для  организации в целом, а не только для сегмента, непосредственно затрагиваемого тем или иным решением. Если производственная фирма решает приобрести новое и  более производительное оборудование для завода, она должна также найти  способ увеличения сбыта продукции. Таким образом, закупка нового оборудования должна отразиться не только на производственном отделе, но также решающим образом - на отделах сбыта и маркетинга [11,с.48].

1.5 Подходы, модели и методы принятия решений

1.5.1 Подходы к процессу принятия решений 

Существует  три подхода к процессу принятия решений.

  1. Научный метод. Он  предполагает наличие трех последовательных этапов:
  • наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке;
  • формулировка гипотезы. Гипотеза  - это не полностью обоснованное предположение о причинах явления;
  • верификация или подтверждение достоверности гипотезы, осуществляется путем анализа результатов принятого решения. Например, руководитель может увеличить запасы на величину, рекомендованную специалистом. Если при этом запасы не падают и не растут сверх меры, гипотезу следует признать правильной. Если положение не нормализуется, то руководитель должен использовать дополнительные данные и сформулировать новую гипотезу.
  1. Системная ориентация. Предполагает ориентацию на организацию как на открытую систему.
start="3"

 Моделирование.  Необходимо в силу сложности проблем управления и  трудности проведения экспериментов  в реальной жизни.

Модель  — это представление объекта, системы или идеи в некоторой  форме, отличной от самого объекта или  системы. Например, схема организации  — это модель, представляющая ее структуру [18, с. 614-617].

Существуют  различные типы моделей.

Физическая модель — то, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места.

Аналоговая модель — представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Это графики, схемы и т.д. Пример аналоговой модели - организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Аналоговая модель — более простой и эффективный способ  приятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем составление перечня взаимосвязей работников.

Математическая (символическая) модель – модель, в которой используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Пример такой модели — известная формула Эйнштейна  Е = mс2 [20, с.100].

1.5.2 Модели науки управления

Существует несколько моделей, с помощью которых менеджер может  принять то или иное решение.

Теория игр — метод моделирования оценки воздействия принятого решения на конкурентов. Теория игр была разработка военными с тем, чтобы в стратегии можно было учесть возможные действия противника. В бизнесе игровые модели используются для прогнозирования реакции конкурентов на изменение цен. Теория игр полезна, когда необходимо определить важные и требующие учета факторы в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы.

Модели теории очередей (оптимального использования) применимы для определения оптимального числа каналов обслуживания по отношению к потребности в них. Модели теории очередей могут быть полезны, в авиакомпаниях, куда звонят люди, чтобы зарезервировать места на самолеты.

Модели  очередей снабжают руководство инструментом определения оптимального числа каналов обслуживания, которые необходимо иметь, чтобы сбалансировать издержки в случаях чрезмерно малого или большого их количества.

Модели управления запасами — используются для определения оптимального времени размещения заказов на ресурсы и  их количества, а также массы готовой продукции на складах.  Цель модели — сведение к минимуму отрицательных последствий накопления запасов, влекущего определенные издержки.

Модели линейного программирования — применяют для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей.

Имитационное моделирование — процесс создания модели и ее экспериментальное применение для предвидения  изменений реальной ситуации.

Экономический анализ — вбирает в себя почта все методы оценки издержек и экономических выгод, а также относительной рентабельности деятельности предприятия [2, с.105-111].

1.5.3 Методы принятия решений

В дополнение к моделированию, имеется  ряд методов, способных оказать  помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая  в наибольшей мере способствует достижению целей.

Платежная матрица. Метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Метод платежной матрицы применяется, когда требуется установить, какая альтернатива способна внести наибольший вклад в достижение целей. Ожидаемое значение последствий (сумма возможных значений, умноженных на их вероятности) необходимо определить прежде, чем составлять платежную матрицу. Установив ожидаемое значение каждой альтернативы, и расположив результаты в виде матрицы, менеджер без труда может сделать наиболее предпочтительный выбор, остановившись на наивысшем ожидаемом значении.

Дерево решений — используется для выбора из имеющихся вариантов наилучшего направления действий. Это схематическое представление проблемы принятия решений.

Дерево  решений позволяет представить проблему схематично и сравнить возможные альтернативы визуально. Метод можно использовать применительно к сложным ситуациям, когда результат принимаемого решения влияет на последующие действия [5, с.13].

Методы прогнозирования

Прогнозирование представляет собой метод, в котором  описание возможных ситуаций будущего базируется на имеющихся практических данных и ориентируется на текущие предположения относительно динамики развития объекта или процесса.

Понятно, что точность прогноза является величиной  вероятностной и для получения математической модели необходимы многие допущения, упрощающие реальную ситуацию.

Возможные разновидности прогнозов можно  представить в виде следующего ряда.

  1. Экономические прогнозы  —  носят преимущественно общий характер и служат для описания состояния экономики в целом по компании или по конкретным изделиям (например, по объему сбыта).
  2. Прогнозы развития конкуренции — характеризуют возможную стратегию и тактику конкурентов, их долю на рынке, ориентацию на выпуск тех или иных изделий и т. д.
  3. Прогнозы развития технологии — ориентируют пользователей относительно перспектив развития технологий, выбора наиболее целесообразных, с точки зрения экономичности, технологий и других решений.
  4. Прогнозы состояния рынка — используются для анализа рынка товаров, которые оценивают с учетом текущего состояния и перспектив развития экономики в целом, политической ситуации, введения стандартов по защите окружающей среды в тех или иных странах (для анализа рынка таких товаров, как автомобили, это очень важно), цен на используемое сырье (для рынка тех же автомобилей критичной является цена на нефть) и т. д.
  5. Социальное прогнозирование выходит за рамки чисто экономической направленности. Исследует вопросы, связанные с отношением людей к тем или иным общественным явлениям (в частности, патриотизм, склонность к комфорту, отношение к новым товарам), что, безусловно, можно использовать в чисто утилитарных целях, например для прогноза сбыта [21, с. 121].

Неформальные методы прогнозирования

1. Вербальная информация — информация, получаемая от средств массовой информации (кроме печатных органов) — радио, телевидения, а также от смежников, потребителей, поставщиков, конкурентов. Кроме того, к наглядной (или вербальной) информации можно отнести сведения, полученные на совещаниях и конференциях. Информация, полученная таким путем, представляет собой, как правило, большую ценность оперативного значения, однако не имеет перспектив долгосрочного характера.

Материальные  расходы на получение такой информации незначительны, однако приходиться  затрачивать много времени на ознакомление с ней, чтобы постоянно  быть в курсе текущих событий.

2. Письменная информация — информация, получаемая из печатных источников периодической печати, информационных бюллетеней. К этой информации можно также отнести различные отчеты, ценность которых в иных случаях может быть очень высокой. Так же, как  и  наглядная, письменная информация не имеет глубокого характера и быстро устаревает.

3. Промышленный шпионаж — особых комментариев не требует. Информация, получаемая посредством промышленного шпионажа,  изначально, как важнейшая, находится под защитой пользователя. Доступ к такой информации имеет очень ограниченный круг лиц.   Чаще всего, к разряду секретной информации относятся научные разработки, особенно, на ранних этапах проектирования. По мере продвижения работы к ее завершению, т. е. к получению серийного образца, необходимость в засекречивании уменьшается.

Информация, полученная посредством промышленного  шпионажа (текущая или стратегическая), считается наиболее ценной.

Количественные методы прогнозирования

Применение  таких методов целесообразно в случаях, когда можно предположить, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которую  можно ожидать и в перспективе, имеющейся информации  достаточно для  внесения возможных корректив и выявление статистически достоверных  зависимостей.

1. Анализ временных рядов – этот анализ является методом выявления образцов и тенденций прошлого и продления их в будущее.

Его можно  провести с помощью таблиц или  графика путем нанесения на координатную сетку точек, соответствующих событиям прошлого.

2. Каузальное моделирование – используется в случае с более, чем одной переменной. Это попытка спрогнозировать то, что произойдет в подобных ситуациях, путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными.

Качественные методы прогнозирования

Когда количество информации недостаточно или руководство  не понимает сложный метод, или когда количественная модель получается чрезмерно дорогой, руководство может прибегнуть к качественным моделям прогнозирования. При этом прогнозирование будущего осуществляется экспертами, к которым обращаются за помощью. Четыре наиболее распространенных качественных метода прогнозирования — это мнение жюри, совокупное мнение сбытовиков, модель ожидания потребителя и метод экспертных оценок.

1. Мнение жюри. Этот метод прогнозирования заключается в соединении и усреднении мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальной разновидностью этого метода является «мозговой штурм», во время которого участники сначала пытаются генерировать как можно больше идей. Только после прекращения процесса генерирования некоторые идеи подвергаются оценке. Это может отнимать много времени, но зачастую дает полезные результаты, особенно когда организация нуждается во множестве новых идей и альтернатив.

2. Совокупное мнение сбытовиков. Опытные торговые агенты часто прекрасно предсказывают будущий спрос. Они близко знакомы с потребителями и могут принять в расчет их недавние действия быстрее, чем удастся построить количественную модель. Кроме того, хороший торговый агент на определенном временном отрезке зачастую «чувствует» рынок по сути дела точнее, чем количественные модели.

3. Модель ожидания потребителей. Как можно судить по названию, модель ожидания потребителя является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также новые требования. Собрав все полученные таким путем данные и сделав поправки на пере- или недооценку, исходя из собственного опыта, руководитель зачастую оказывается в состоянии точно предсказать совокупный спрос.

4. Метод экспертных оценок.  Он является более формализованным вариантом метода коллективного мнения. Метод экспертных оценок, в принципе, представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов, и его просят заново рассмотреть свой прогноз, и если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.

Анонимность экспертов является очень важным моментом. Она помогает избежать возможного группового размышления над проблемой, а также возникновения различных       межличностных конфликтов на почве различий в статусе или социального окрашивания мнений экспертов [19, с.212].

Информация о работе Совершенствование процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2»