Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является дать практические рекомендации по совершенствованию системы принятия управленческих решений.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
• изучить литературу, природу управленческих решений, виды, методы, факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
• провести анализ процесса принятия управленческих решений в выбранной организации;
• изучить зарубежный и отечественный опыт, касающийся процесса принятия управленческих решений;
• разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2».
Введение 3
1 Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений в современной организации 6
1.1 История возникновения теории принятия управленческих решений 6
1. 2 Понятие и признаки управленческого решения 7
1.3 Классификация управленческих решений и требования, предъявляемые к ним 9
1.4 Факторы, влияющие на процесс принятия решений 13
1.5 Подходы, модели и методы принятия решений 17
1.5.1 Подходы к процессу принятия решений 17
1.5.2 Модели науки управления 18
1.5.3 Методы принятия решений 19
1.6 Этапы принятия решений 24
2 Анализ процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1 Характеристика ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 28
2.1.2 Внешняя среда предприятия 33
2.1.3 Экономические показатели и их анализ 36
2.2 Анализ процесса принятия решений на предприятии 42
2.2.1 Анализ анкетирования подчиненных 43
2.2.2 Анализ анкетирования руководителей 50
2.2.3 Анализ общих вопросов 57
2.3 Недостатки, выявленные в результате анкетирования 61
3 Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» на основе проделанного анализа 66
3.1 Основные направления совершенствования 66
3.1.1 Опыт зарубежных компаний 66
3.1.2 Отечественный опыт принятий решений 74
3.3 Перечень проектных предложений по совершенствованию системы принятия управленческих решений 77
3.2 Социальная и экономическая эффективность рекомендаций 83
Заключение 85
Список использованных источников 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сруктура Группы компаний КПД-2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Р. Блейка и порядок его обработки 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования начальника цеха 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты анкетирования начальника отдела по управлению персоналом 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная струкура ОАО «Завод КПД-2» 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Анкета для работников 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анкета для руководителей 105
- российские предприятия отстают от зарубежных, в них практически отсутствуют прогрессивные методы принятия решений;
- на многих предприятиях отсутствуют четкие правила принятия решений, так как этому не придается должного значения;
- работники привержены не организации, а своей профессии [3, с.6-13].
В тоже время на ряде российских предприятий существует эффективная форма принятия управленческих решений. Например, рассмотрим некоторые особенности процесса принятия решений на предприятии «Ямашнефть», занимающимся добычей нефти. Разработка управленческих решений на предприятии «Ямашнефть» идет по принципам:
Эти принципы порождают действия руководства:
Далее рассмотрим процесс принятия решений на предприятии ООО «Обувь Фома». Общее руководство принятием решений происходит так, что процесс принятия решений находится в руках одного руководителя функционального подразделения, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю (директору). Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Руководители функционального подразделения несут персональную ответственность за свою работу, получая право распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для получения намечаемых результатов.
Общий руководитель
до принятия решения обычно принимает
предложения и выслушивает
Правила
принятия решений, или нормативы
разрабатываются и издаются самой
фирмой. В них формулируются действия,
необходимые для реализации принятых
решений в определенных условиях.
Эти правила имеют целью
В сотовой компании «Мегафон» для принятия решений применяется метод Гордона (техника последовательного раскрытия). Основные этапы:
1. На
начальном этапе лидер в самых
общих чертах описывает
2. Лидер
попросит участников
3. Лидер
поэтапно вводит ключевые
4. Лидер
и участники поэтапно
5. Лидер представляет группе исходную задачу.
6. Группа,
использует ранее созданные
При обработке результатов созывается экспертная группа из 5 человек, каждый из них специалист в различной области (маркетинг, экономика, менеджмент, техническое оснащение, юриспруденция).
Для выбора оптимальной альтернативы используется метод ранжирования, то есть сущность этого метода заключается в упорядочивании сравниваемых альтернатив по степени предпочтительности определенного признака. Если таких альтернативных вариантов сравнительно немного, то эксперту предъявляется весь набор альтернатив, и он указывает наиболее предпочтительный среди них. Затем эксперт определяет наиболее предпочтительный вариант из оставшихся. И так далее, пока оцениваемые альтернативы не будут проранжированы [23, с. 213-214].
В ОАО
«Сбербанк России» также
Таким образом, можно сказать, что на российских предприятиях так же существуют прогрессивные способы принятия решений, несмотря на общее отставание их от зарубежных предприятий. Опыт отечественных организаций также можно применить для совершенствования процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2».
Для устранения выявленных недостатков и усовершенствования системы принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» будет целесообразно провести изменения и внедрить некоторые новшества.
1. Вследствие того, что многие работники считают, что руководители не учитывают их мнение в процессе принятия решений необходимо проводить короткие встречи руководителей со своими подчиненными для того, чтобы осведомлять работником о том, какое решение принято, каким образом оно реализовано и какие результаты получены на данном этапе. Это касается тех решений, которые принимаются непосредственно руководителем и реализуются без участия этих работников. К таким решениям можно отнести решения высшего уровня, стратегические решения. Подобные встречи можно организовывать раз в один-два месяца. На таких собраниях руководитель должен четко изложить, какое решение было принято, на основе чего был сделан именно такой выбор и какой эффект это произвело. А также, какие последствия ожидают организацию или ее отдельные подразделения. Таким образом, работники будут чувствовать свою принадлежность к организации, ее открытость для них и важность каждого из них для организации.
2. Далее, при возникновении какой-либо проблемы и необходимости ее решения в подразделениях необходимо проводить совещания с участием работников. Целесообразно привлекать тех работников, которых непосредственно касается данная проблема и тек, которые обладают необходимой компетенцией для обсуждения проблемы. На этих совещаниях руководители должны осветить возникшую проблему, и последствия при отсутствии ее разрешения. Работники, в свою очередь должны высказать свои мнения по поводу возникшей проблемы, предложить путь ее разрешения. Это будет носить характер мозгового штурма. Все предложения будут фиксироваться, а затем отбираться те варианты, которые приемлемы для данной организации с учетом ограничений и критериев. Здесь также можно использовать метод Гордона, как в компании «Мегафон». Данный метод описан выше. Этот метод более сложный, однако, он позволяет проанализировать проблему более глубоко и подобрать более подходящие альтернативы, а также раскрыть потенциал работников. Для более эффективного проведения совещаний необходимо соответственно оборудовать помещение для совещаний (наличие доски, маркеров, бумаги для фиксации мыслей и идей).
3. Также для повышения эффективности принятия решений предлагается внедрить различные эффективные методы принятия решений. К этим методам относятся следующие:
1) дерево решений. Данный метод описан в первой главе. Он представляет собой графическое изображение процесса принятия решений, в котором отражены альтернативные решения, альтернативные состояния среды, соответствующие вероятности и выигрыши для любых комбинаций альтернатив и состояний среды. Этот метод является более сложным и применяется для оценки возможных альтернатив в стоимостном выражении;
2) платежная
матрица. Этот метод также
1. Количество
альтернатив или стратегий, из
которых делается выбор,
2. То, что
может произойти, точно
3. Результаты решения зависят от того, какая выбрана альтернатива, и какие события фактически имели место.
3) прогнозирование - процесс разработки прогнозов – научно-обоснованных суждений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования.
4) моделирование. Модель – представление системы, идеи или объекта. Процесс моделирования часто применяется при решении сложных проблем в управлении, так как позволяет избежать трудностей и издержек при проведении экспериментов в реальной жизни [7, с. 318].
Этим методам можно научиться с помощью книг и различных пособий. Специального обучения этому не требуется.
4. Для того, чтобы у работника не возникало затруднений в принятии решений и, для того чтобы внедрить прогрессивные методы принятия решений необходимо проводить различные тренинги, как, например, во французской фирме «Berliet». Такие тренинги следует проводить для менеджеров среднего и высшего звена. Для этого необходимо привлекать сторонних сотрудников, из других предприятий, или заказывать проведение тренингов в различных обучающих центрах, если на самом предприятии отсутствуют такие специалисты. В Ульяновске существует Центр обучения Способностям, находящийся по адресу: ул.Советская, д.8. На таких тренингах можно также развивать способности менеджеров в различных областях менеджмента. Это позволит улучшить их навыки, повысить их работоспособность и повысить их профессионализм. Такие тренинги, с привлечением профессиональных специалистов целесообразно проводить раз в год. Раз в полгода или чаще можно проводить тренинги, проводить которые может штатный сотрудник предприятия.
5. Руководители, делегируя свои полномочия по принятию каких-либо решений своему подчиненному должен предоставлять ему необходимую информацию, или же помогать ему в ее поиске. Так как работник сам может не обладать достаточным уровнем знаний или кругом общения, чтобы найти нужную ему информацию.
6. Также, руководители, делегируя свои полномочия по принятию решений своим подчиненным должны устанавливать конкретные сроки, в которые работник должен обязательно уложиться. Чтобы работники относились к этому более ответственно, можно применять систему штрафов для работников. Однако нужно делать это только в том случае, когда работник сам виноват в том, что он не успел принять решение вовремя. Сроки принятия решений должны зависеть от сложности и количества факторов, влияющих на выбор альтернативы, от количества информации, необходимой для изучения проблемы. Тоже самое необходимо делать при реализации какого-либо решения. Реализации решения руководитель должен уделять особое внимание и четко его контролировать. Это можно делать в виде отчетов, которые должен предоставлять работник руководителю на разных этапах реализации решения.
7. Так как в организации отсутствует алгоритм принятия решений, в соответствии с которым бы принимались все решения, необходимо его разработать. Можно предложить следующий вариант:
1) Диагноз
проблемы. Определив проблему и
осознав необходимость ее
2) Определение
критериев и ограничений.
3) Выявление
альтернатив. Это можно
4) Оценка
альтернатив. После выявления
всех возможных альтернатив
- метод
экспертных оценок, т.е. нужно
собрать в группу экспертов,
которые хорошо осведомлены в
той области, в которой
Комплексное использование интуитивного и логического мышления, а также формальной обработки количественно выраженных суждений экспертов позволяет получить показатели качества альтернатив.
- метод простой ранжировки. Заключается в том, что эксперты располагают объекты ранжирования (например, критерии) в порядке убывания их значимости (скажем, для альтернатив это убывание предпочтительности). Ранги обозначаются цифрами от 1 до n, где n — количество рангов. После этого определяется сумма рангов каждой альтернативы. Наиболее предпочтительной является та альтернатива, которая обладает меньшей суммой, то есть большинство экспертов присвоили ей более высокую приоритетность.
Информация о работе Совершенствование процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2»