Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 15:02, дипломная работа
Актуальность тематики. В настоящее время утвердился взгляд на труд как на сознательную целенаправленную созидательную деятельность, приложение человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей, как на проявление человеческой личности.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах управления.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации оценки и аттестации персонала……………………………………………………………….7
Деловая оценка персонала: понятие, цели, принципы, этапы………………………………………………………………...7
Методы деловой оценки………………………………………….12
Организация процесса аттестации на предприятиях в современных условиях…………………………………………...16
Глава 2. Анализ организации процесса оценки и аттестации персонала на предприятии ООО «ПромСтройТорг»………………………..28
2.1.Характерситика производственно-хозяйственной деятельности предприятия ООО «ПромСтройТорг»………………………….……28
2.2. Организационная структура и анализ квалификационного состава персонала предприятия……………………………….……..34
2.3. Исследование процесса организации оценки и аттестации персонала в ООО «ПромСтройТорг»…………………………..……44
Глава 3. Предложения по совершенствованию организации работы по оценке и аттестации персонала ООО «ПромСтройТогр»….…..51
Разработка системы самооценки работников предприятия
как важный инструмент развития персонала…………….…….51
3.2 Предложения по организации подготовки к аттестации
и по процедуре аттестации………………………………….…..55
3.3. Совершенствование инструментов оценки и аттестации персонала с использованием новых технологий…………..…….65
Заключение……………………………………………………………..……….72
Список использованной литературы…………………………….………….79
Приложения……………………………………………………………………..82
Процесс оценки персонала должен идти непрерывно. Может возникнуть вопрос: разве недостаточно раз в год сформулировать цели, составить план развития и затем вернуться к ним при оценке деятельности сотрудника? Как показывает практика, двух встреч в год для обсуждения рабочих процессов и развития сотрудника (а также развития руководителя) явно недостаточно.
Поэтому после официальной формулировки целей и плана развития сотрудника нужно приступить к активной работе над выполнением рабочих целей. Роль руководителя при этом состоит в том, чтобы обеспечить сотруднику обратную связь. Руководитель должен быть готов поддержать сотрудника в трудных ситуациях, помочь ему найти эффективный способ решения проблем.
Такая работа является частью профессионального развития сотрудников, так как позволит им совершенствовать методы работы, используя все позитивные стороны коучинга, а также применить в работе необходимые корпоративные компетенции.
Успех компании зависит от множества факторов: ситуации на рынке, ее технической оснащенности, финансирования, выбранной стратегии развития, маркетинговой политики, стратегии конкурентов компании, профессионализма сотрудников и т.д.
Профессионализм и компетенции сотрудников – богатейший ресурс, развитие и приумножение которого, при прочих равных условиях, может стать неоспоримым конкурентным преимуществом и в конечном итоге обеспечит компании блестящие результаты. Поэтому в течение полугода работы в ООО «ПромСтройТорг» сотрудник должен руководствоваться не только поставленными функциональными целями, но и набором ключевых компетенций.
Ключевыми компетенциями сотрудника компании ООО «ПромСтройТорг» являются:
• инициативность;
• готовность к переменам, новым идеям;
• ориентация на клиента;
• кроссфункциональное взаимодействие и командная работа;
• персональная ответственность за взятые обязательства и ориентация на результат.
Таким образом, имеет значение не только то, каких результатов необходимо достичь, важно – как это сделать.
При этом большое значение должно уделяться работе над ключевыми компетенциями сотрудников и руководителей. Именно они поддерживают корпоративные ценности компании, такие как:
• максимальная доходность предприятия;
• высокое качество обслуживания клиентов;
• поддержка инноваций;
• уважение и доверие к сотрудникам и партнерам.
Оценка сотрудника
При создании системы оценки персонала стоит задача сделать оценку максимально объективной и связать оценку за полугодие с размером премии по результатам труда.
Предлагаемая системы оценки персонала в ООО «ПромСтройТорг» должна работать следующим образом:
• сотрудник и руководитель выделяют специальное время и встречаются для обсуждения достижения поставленных целей (этот процесс называется оценочным собеседованием, и к нему готовятся обе стороны);
• в ходе собеседования сотрудник самостоятельно оценивает свои результаты;
• руководитель предлагает свое видение результатов деятельности сотрудника, а также уровня демонстрации компетенций на основании фактов;
• руководитель обсуждает с сотрудником перспективы его профессионального развития;
• сотрудник получает сообщение об итоговой оценке от руководителя за полугодие через электронную систему;
• данные об оценках сотрудников в виде консолидированного файла поступают в отдел льгот и компенсаций для дальнейшей работы.
Рекомендуем в компании регулярно проводить семинары по системе оценки персонала. На таких встречах у сотрудников есть возможность задать волнующие вопросы, получить полную информацию о принципах работы системы оценки в компании, подробно рассмотреть свою роль на каждом этапе, получить рекомендации специалистов о порядке проведения оценочного интервью.
Предлагаем создать интранет-сайт : сотрудники будут иметь доступ к подробной информации о работе электронной системы оценки, о матрице оценок. Каждый имеет возможность задать свой вопрос и получить на него публичный ответ. Регулярно свежая информация, в том числе об оценочных процедурах в компании, может печататься в корпоративной газете .
Отдел по работе с персоналом должен контролировать своевременность и корректность оценочных процедур, предоставляя консультации по работе в системе, собирая статистику по эффективности и частоте использования системы. В итоге кадровые решения и решения о премировании должны приниматься отделом по работе с персоналом на основании той информации, которую сотрудники отдела получать из системы оценки персонала.
Таким образом, все этапы складываются в цикличный процесс, который должен повторяться раз в полугодие и позволит компании эффективно работать на рынке (см. рисунок 3.1.).
Рис. 3.1. Система оценки персонала в ООО «ПромСтройТорг»
На каждом из этапов нужно выделить те цели, которые планируется достичь, используя данный инструмент управления эффективностью деятельности персонала компании.
В завершение отметим, что регулярная оценка персонала позволит ООО «ПромСтройТорг» оптимизировать бизнес-процессы. Важно сделать ее комплексной и применимой для развития сотрудников, понятной и легкой в использовании, необходимо рассказать всем о ее преимуществах, иными словами, продать эту идею внутри компании. Надо обеспечить максимально объективное использование системы при оценке сотрудников и ее статистических данных для планирования бюджета на премирование и обучение. Система оценки персонала должна быть частью корпоративной культуры.
Таким образом, предложенная система оценки персонала в ООО «ПромСтройТорг» работает следующим образом: сотрудник и руководитель встречаются для обсуждения поставленных целей. Спустя полгода они встречаются на оценочном собеседовании, где сотрудник самостоятельно оценивает результаты своего труда, а руководитель предлагает свое видение этих результатов и обсуждает с сотрудником перспективы его профессионального развития. Итоговую оценку за полугодие сотрудник получает от руководителя через электронную систему. Данные оценки сотрудников в виде консолидированного файла поступают в отдел льгот и компенсаций для дальнейшей работы. Таким образом, все этапы данной системы складываются в цикличный процесс, который повторяется раз в полугодие.
3.2 Предложения по организации подготовки к аттестации и
по процедуре аттестации
Введение комплексной аттестации в компании ООО «ПромСтройТорг» заслуживает особого внимания: по результатам ее должны выносится решения о соответствии или несоответствия сотрудника требованиям занимаемой должности.
От проведения аттестации администрация предприятия ожидает такие положительные моменты, как:
- получение объективной и
- введение дифференцированной
системы оплаты труда и
- раскрытие потенциала молодых специалистов;
- проведение ротации кадрового состава;
- избавление от «
«Положение об аттестации» разработано на основе нормативной литературы и справочников. Оно содержит в себе определение аттестации, ее назначение и описание процедуры. Руководство предприятия ООО «ПромСтройТорг» утвердило этот документ. Мы предлагает четкий алгоритм проведения аттестации. Процедура оценки состоит из трех этапов – подготовительного, аттестационного собеседования и заключительного (рис. 3.2.).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Организация и проведение разъяснительной работы, информирование о целях, задачах и порядке проведения |
|
Формирование аттестационной комиссии, определение ее количественного и персонального состава |
|
Утверждение графика |
|
Оформление документов, необходимых для проведения аттестации каждого работника |
|
Ознакомление с материалами членов аттестационной комиссии и аттестуемых |
Рассмотрение подготовленных документов на заседании аттестационной комиссии, заслушивание аттестуемого и руководителя |
Обсуждение материалов, сообщений и обмен мнениями |
Оценка (аттестация) работника, открытое голосование, формирование дополнительных рекомендаций |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Рассмотрение материалов аттестации работника руководителем, имеющим право принятия решения |
Принятие решения и мер по результатам аттестации, документальное оформление |
Доведение окончательного заключения и решения руководителя до работника |
Рис.3.2. Алгоритм проведения аттестации
За месяц до начала аттестации на предприятии должна проводится разъяснительная работа. На общем собрании все сотрудники знакомятся с «Положением об аттестации».
В зависимости от вида аттестации, численность аттестуемых и компетенции экзаменаторов должны формироваться несколько аттестационных комиссий и утверждаться приказом руководителя предприятия (в состав комиссии могут входит эксперты, привлеченные из сторонних организаций).
При создании аттестационной комиссии необходимо учитывать количественный, кадровый состав предприятия, его структуру. Например, в ООО «ПромСтройТорг» есть четыре департамента: финансовый, административный, технический, торговый; отдел маркетинга и ряд комплексов. Департаменты в свою очередь делятся на подразделения. По количественному составу примерно одинаковые – департамент финансовый и административный (25-30 человек), больше в техническом (35 человек) и торговом (40 человек).
Количество дней для проведения аттестации определяется числом аттестуемых и количеством структурных подразделений. Например, если предположить, что на каждого аттестуемого будет отведено 15 минут, то аттестационной комиссии потребуется как минимум 6 часов 25 минут работы, чтобы аттестовать 25 человек за один день. Желательно также, чтобы сотрудники одного подразделения аттестовались у одной комиссии, т.к. состав ее напрямую зависит от аттестуемого подразделения. Аттестация должна проводиться непосредственно по рабочим дням, в указанное время аттестуемый персонал не работает.
Для проведения аттестации необходимо выделить 3 дня, необязательно последовательных, возможно – частично занятых аттестацией, так, чтобы не нарушался производственный процесс. С точки зрения объективности оценки более правильное решение – создать три аттестационной комиссии, такие, чтобы представители одной службы аттестовали бы другую службу, или в рамках финансового департамента представители одного отдела аттестовали бы другой отдел.
Например, аттестационная комиссия для аттестации сотрудников технического департамента имеет следующий состав:
- директор (председатель);
-менеджер по персоналу (секретарь);
- начальник административного департамента;
- главный бухгалтер;
- представитель не технического департамента, непосредственно по своим должностным обязанностям связанный с техническим департаментом (это может быть инженер- проектировщик или менеджер, кладовщик и т.п.).
Для оценки профессиональных качеств сотрудников желательно приглашать для работы в аттестационной комиссии соответствующих специалистов с правом совещательного голоса. Это усиливает объективность, увеличивает доверие сотрудников к самой комиссии. Решение об аттестации сотрудника должно решаться открытым голосованием членами аттестационной комиссии, совещательный голос учитывается только в том случае, когда члены комиссии не приходят к единому мнению. К примеру, если из 5 членов комиссии двое считают, что сотрудника следует аттестовать, а двое других – однозначно против аттестации и еще один – воздержался, тогда учитывается совещательный голос специалиста. Кроме того, приглашенный специалист во время проведения аттестации может задавать аттестуемому вопросы, касающиеся профессиональной деятельности, а затем высказать свое мнение о его профессиональных качествах.
Таким образом, сотрудники, вошедшие в состав аттестационной комиссии и не являющиеся непосредственными руководителями аттестуемых, приемлемы как для руководства, так и для персонала.