Совершенствование системы повышения квалификации персонала туристической компании ООО «Корал тур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы — разработка рекомендаций по совершенствованию системы повышения квалификации в туристской фирме ООО «Корал Тур».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
▪ раскрыть место обучения в системе правления персоналом;
▪ сравнить различные методы обучения их достоинства и недостатки;
▪ провести исследование персонала туристического предприятия;
▪ разработать предложения по организации обучения персонала ООО «Корал тур».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты повышения квалификации персонала..………………………………………………………………………..8
1. Отечественный и зарубежный опыт управления персоналом на предприятии………………………………………………………………………7
2. Повышение квалификации и карьерный рост на предприятиях…..12
3. Методы обучения персонала предприятия, их преимущества и недостатки…………………………………………………………………………..27
2. Исследование персонала туристического предприятия ООО «Коралл тур»……………………………………………………………………46
1. Общая характеристика предприятия………………………………...46
2. Анализ состава трудовых ресурсов на предприятии……………….48
3. Оценка квалификационного уровня персонала предприятия……...50
3. Проект мероприятий по организации повышения квалификации кадров ООО «Коралл тур»………………………………………………53
1. Проблемы внутри фирменного обучения, подготовки кадров и повышения профессиональной квалификации специалистов сферы туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….53
2. Обучение персонала в учебном заведении и его переподготовка…57
3.2.1 Первоначальное обучение………………………………………..57
3.2.2 Профессиональная переподготовка……………………………...65
3. Предложения по организации аттестации сотрудников……………73
3.3.1 Предлагаемая программа повышения квалификации сотрудников туристской фирмы………………………………………………..77
3.3.2 План занятий по повышению уровня квалификации сотрудников турфирмы………………………………………………………….83
Заключение……………………………………………………………………….88
Список литературы………………………………………………………………90
Приложения……………………………………………………………………...93

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование системы повышения квалификации персонала.docx

— 118.81 Кб (Скачать файл)

      Система  профессионального образования  сегодня не полностью соответствует  структуре потребностей туристского  рынка и рынка труда; не получила  должного развития система непрерывного  профессионального туристского  образования, что сдерживает обновление  экономики, не позволяет эффективно  модернизировать социальную сферу  туристских услуг и вывести  на передовые позиции в мире  туристскую отрасль России.

      Социально-экономические  условия изменяются столь быстрыми  темпами, что система действующего  профессионального туристского  образования в рамках учебных  заведений разного уровня не  успевает адекватно отражать  особенности отдельных специальностей  в туризме и гостеприимстве  в решении проблем профессиональной  подготовки. На мировом рынке  труда конкурентоспособность работника  поддерживается профессиональной  компетентностью, широким кругозором, гибкостью поведения и высоким уровнем индивидуальной активности, серьезными научными знаниями, высокой заинтересованностью в работе. Медленная реакция системы образования на проблему развития человеческого потенциала в современных условиях приводит к снижению профессионализма специалистов, а следовательно, и потерь в экономике и даже политике. Недостаточный квалификационный уровень специалиста является одной из основных причин слабой конкурентоспособности производимых услуг. Это обстоятельство, в свою очередь, отражается на прибылях предприятия, что ограничивает их финансовые возможности для повышения квалификации персонала. В условиях динамично развивающегося рынка туриндустрии создаваемые в различных вузах программы повышения квалификации не способны успеть за новыми тенденциями.

      Современными проблемами системы повышения квалификация в сфере туризма и гостеприимства являются: недостаточно высокий уровень организации и методики учебного процесса; слабое методическое и программное дифференцирование в обучении руководителей и специалистов; копирование вузовского материала и недостаточное число проблем реального производства; недостаточное число проблем реального производства; недостаточное применение современных методов обучения, в частности, социально-тренирующих и с использованием вычислительной техники; отсутствие учебников и учебных пособий по проблемам предприятия и специально ориентированных на обучение в системе повышения квалификации, отсутствие мотивации и неправильной самооценки, отсутствие профессионально подготовленных кадров для проведения внутрифирменных курсов повышения квалификации в сфере гостеприимства.

      В настоящее  время вузовская система по  многим причинам не может в  массовом масштабе выпускать  специалистов сфере туризма и  гостеприимства с необходимым  для работы уровнем компетентности  и адаптации к практической  деятельности. Имеющиеся многочисленные  предложения в педагогических  исследованиях по профессиональному  туристскому образованию по многим  причинам либо мало эффективны, либо трудно реализуемы. Поэтому в большей или меньшей степени выпускник туристского вуза нуждается в последипломном дополнительном профессиональном образовании, которое в принципе может получать на курсах повышения квалификации, организуемых вузах на собственной базе или непосредственно на крупной турфирме. В то же время анализ показал небольшую продуктивность такой системы и такого подхода даже при наличии многих предложений по совершенствованию системы. В обоих случаях и логическим, и практическим исходом для крупных, в первую очередь многопрофильных туристских предприятий является создание и развитие собственной внутрифирменной (корпоративной) системы подготовки кадров, которая решила бы не только сиюминутные задачи профессиональной адаптации молодых специалистов и повышения уровня компетентности опытных работников, но и перспективные задачи сохранения наработанного за годы человеческого капитала и его обновления за счет постоянного мониторинга качества человеческого корпоративного ресурса, уровня компетентности, профессионализма, конкурентоспособности каждого ответственного работника корпорации. Можно констатировать, что система непрерывного профессионального образования, подготовки специалистов во всем мире имеет общие тенденции, и отечественного образование находиться в русле этих тенденций.

      Анализ зарубежного опыта показал, что основной акцент делается именно на внутрифирменного повышения квалификации, а также постоянную оценку уровня квалификации, а также постоянную оценку уровня квалификации обслуживающего персонала.

      Известные  исследования по данной тематике  и реализованные уже в турфирмах  и гостиничных предприятиях проекты  свидетельствуют о том, что  на пути создания ВСПК имеется  множество препятствий и нерешенных  проблем, а имеющиеся проекты  позволяют решать лишь сиюминутные  кадровые задачи. Эти причины и обстоятельства настоятельно диктуют крупным туристским многопрофильным предприятиям для обеспечения устойчивого положения на рынке повышения качественного уровня человеческого профессионального потенциала создание таких ВСПК, которые бы отвечали современным и даже опережающим требованиям: оперативность корректировки содержания и методики повышения квалификации работников в зависимости от изменения условий внутренней и внешней среды предприятия; постоянное повышение квалификации, уровня профессионализма и компетентности всем коллективом из-за дискретности производства и целостности потребление туристских, гостинично-ресторанных услуг; непрерывность процесса формирования и совершенствования содержания внутрифирменной системой подготовки кадров; индивидуализация подхода к повышению квалификации, уровня компетентности и профессионализма каждого сотрудника в формировании дидактической основы курсов; подход с системных позиций к организации профессиональной подготовки с обязательным анализом системообразующих факторов как необходимые условия формирования профессиональной подготовки кадров; постоянный учет общей проблематики, стратегических и тактических установок деятельности туристского предприятия в проявлениях социально-экономических тенденций, развитие туристского рынка как необходимых составляющих формирования содержания профессиональной подготовки кадров; повышение значимости и влияния внутрифирменной мотивации сотрудников, корпоративной культуры на эффективность применения методики подготовки кадров и повышения квалификации.

      Факторами, влияющими на формирование содержания внутрифирменного повышения квалификации работников туризма, является: развитие новых технологий, применение которых необходимо для осуществления качественного обслуживания туристов; изменение внешних условий функционирования туристско-гостиничного предприятия; конкурентной среды, потребительских характеристик, взаимоотношений и требований контактных аудиторий; развитие новых образовательных технологий в зарубежной и отечественной системе подготовки кадров и повышения квалификации работников; изменение качественного состава работников; изменение модели производства туристско-гостиничных услуг.

 

 

      3.2 Обучение  персонала в учебном заведении  и его переподготовка

      3.2.1 Первоначальное  обучение

      Рост «мобильности»  человечества привел к тому, что  туризм превратились в самую  динамичную отрасль международного  бизнеса. По данным Всемирной  туристической организации, она  развивается почти вдвое быстрее  других. И хотя события 11 сентября  нанесли ей существенный урон, можно рассчитывать, что спрос  на профессионалов в этой сфере  будет всегда.

       На Россию  сейчас приходится примерно 3 % мирового  рынка путешествий. В последние  годы россияне путешествуют достаточно  активно — только в столице  действует около 4,5 тысяч турагентств.

      Сотрудники  туристических фирм в качестве  «бонуса» имеют шанс ездить  в промо-туры, знакомясь с новыми курортами и отелями или сопровождая группы. Причем за хорошие деньги — средняя зарплата менеджера турагентства составляет $300-400, но может доходить и до $1000.

       В целом  эта специализация предполагает  частые передвижения, постоянное  повышение квалификации и как  результат — карьерный рост. Универсальный  рецепт успеха выглядит так:  первый компонент — солидное  образование, второй — впечатляющий  опыт работы, третий — подходящие  личные качества. Опыт начинают  набирать еще во время учебы,  которая обычно включает оплачиваемую  практику. Таким образом, есть  возможность начать компенсировать  свои затраты еще в процессе  учебы.

      Обучение  туристическому менеджменту, как  и гостиничному, ведется в рамках  одних и тех же программ. Сначала  студенты изучают все аспекты  функционирования турагентства. В  учебном плане есть также основы  информационных технологий, бухучета, маркетинга.

 

       Система  обучения организована гибко.  Знания можно получать как  мелкими глоточками, постепенно  поднимаясь по карьерной лестнице, так и залпом, чтобы с самого  начала претендовать на позиции  менеджерского уровня. Учебный год  включает, как правило, один семестр  теории и один семестр практики.

       За рубежом  большинство карьерных путей  в этом бизнесе начинается  с сертификата, дающего право  на выполнение самой простой  работы. Обучение в этом случае  длится полгода-год. Потом, набравшись опыта, можно пройти еще один курс обучения и получить диплом, а если продолжить учебу, то и высший диплом (advanced diploma). В России его аналогом является диплом о среднем специальном образовании (два года).

       Для тех,  кто хочет сразу утвердиться  в уютном кресле менеджера,  в сфере туризма существует  степень бакалавра (Tourism Management). Обучение занимает в среднем 3-4 года. При желании можно пойти еще дальше, получив после года дополнительного обучения степень магистра, однако в этом бизнесе многие отлично обходятся и без нее. А вот для тех, кто при получении первого высшего образования промахнулся, существуют последипломные программы (Postgraduate Diploma).

       В российских  колледжах базовыми являются  трехгодичные программы среднего  специального образования. В вузах  основой являются пятилетние  очные программы, ведущие к  получению диплома специалиста.  Кое-где можно за три-четыре  года получить степень бакалавра  и строить карьеру на ее  основе. Существуют также двухгодичные  программы второго высшего образования  и разнообразные короткие курсы  повышения квалификации для специалистов  с опытом.

      За рубежом  — аттестат о среднем образовании,  хорошие результаты сдачи теста  TOEFL (от 550 баллов), иногда рекомендации  и эссе, для некоторых программ  последипломного образования придется  сдать математический тест. В  России обычно сдают три предмета, перечень которых может варьироваться  в зависимости от вуза. Например, в ИТГ МГУС (Институт туризма  и гостеприимства Московского  государственного университета  сервиса) абитуриенты сдают математику (письменно), отечественную историю  (устно), сочинение или иностранный  язык, в зависимости от специальности.  Вступительные экзамены в РМАТ (Российская международная академия  туризма) включают русский (диктант)  и иностранный (тестирование) языки  плюс собеседование. При поступлении  необходимо предоставить стандартный  набор документов, включающий аттестат о среднем образовании (оригинал или копию, заверенную нотариусом), комплект фотографий 3х4 см, медицинскую справку (форма 286), паспорт.

      Школы туристического  менеджмента за рубежом — это  особый тип учебных заведений.  Как правило, они располагаются  на базе бывших или действующих  отелей. К примеру, знаменитая SHMS занимает «Ко Палас» (Caux Palace), бывший первый пятизвездочный отель в Швейцарии, настоящий дворец, а довольно известная IHTTI (2002) в Невшателе базируется в действующем отеле Eurotel.

      График занятий  во всех школах напряженный:  занятия начинаются рано, иногда  в 7-8 часов утра, а заканчиваются  поздно. Во время практики студенты  работают наравне с обычным  персоналом, смена может начинаться  рано утром или во второй  половине дня.

      Практически  все школы организуют для студентов  оплачиваемую практику, которая  длится до полугода. Но тут  многое зависит от студента, его  способности произвести благоприятное  впечатление, знания иностранных  языков (например, чтобы найти хорошо  оплачиваемую практику в Швейцарии,  обязательно владеть немецким  или французским).

      Самые престижные  в мире школы туристического  менеджмента находятся в Швейцарии.  Именно здесь более века тому  назад появилась первая школа  гостиничного менеджмента, и с  тех пор швейцарская модель  является эталоном подготовки  в этой области. Одна из самых  больших швейцарских школ —  SHMS в местечке Ко близ Монтре, где обучается более 550 студентов. Школа входит в Swiss Hotel Schools Association (ASEH) — национальную ассоциацию школ туристического менеджмента, кроме того, здесь можно получить диплом Американской ассоциации (AH&MA) — документ об образовании, признаваемый во всем мире.

      Нельзя не  упомянуть о сети школ Hotelconsult Cesar Ritz Colleges, стандарты обучения в которой столь же высоки. В учебном плане этого объединения, включающего четыре школы на трех континентах, совмещаются развитые швейцарские традиции туризма и сильные стороны американской науки менеджмента. «Cesar Ritz», единственная из школ Швейцарии, дает своим студентам возможность учиться и практиковаться в Европе, Америке и Австралии. С момента основания в 1982 году Cesar Ritz выпустила уже более 7 тыс. человек.

      Еще одна  серьезная школа — это Glion Hotel School. Основанная в 1962 году, она имеет три собственных кампуса, два в кантоне Во (близ Монтре и в Лейзине, прямо в Альпах, на высоте 1250 метров над уровнем моря) и один в кантоне Фрибург. Школа эта связана с одноименной банковской группой, так что и здания, и оборудование здесь на уровне. 7-семестровая бакалаврская программа (степень присваивается Washington State University) начинается в январе. Обучение ведется на английском и французском языках.

      Если же  Вас больше привлекает Франция,  то вам дорога в Институт  «Ватель» (Vatel) — одно из престижных французских частных учебных заведений. Обучение ведется на английском языке, но для прохождения обязательной практики надо уметь говорить еще и по-французски, хотя бы на базовом уровне. Практика организуется по окончании каждого модуля, обычно на ней можно заработать 300-350 евро в месяц, причем наниматель оплачивает проживание и питание. Стоимость обучения составляет 14 тыс. евро (включая проживание).

Информация о работе Совершенствование системы повышения квалификации персонала туристической компании ООО «Корал тур»