Совершенствование системы повышения квалификации персонала туристической компании ООО «Корал тур»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 12:33, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы — разработка рекомендаций по совершенствованию системы повышения квалификации в туристской фирме ООО «Корал Тур».
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
▪ раскрыть место обучения в системе правления персоналом;
▪ сравнить различные методы обучения их достоинства и недостатки;
▪ провести исследование персонала туристического предприятия;
▪ разработать предложения по организации обучения персонала ООО «Корал тур».

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические аспекты повышения квалификации персонала..………………………………………………………………………..8
1. Отечественный и зарубежный опыт управления персоналом на предприятии………………………………………………………………………7
2. Повышение квалификации и карьерный рост на предприятиях…..12
3. Методы обучения персонала предприятия, их преимущества и недостатки…………………………………………………………………………..27
2. Исследование персонала туристического предприятия ООО «Коралл тур»……………………………………………………………………46
1. Общая характеристика предприятия………………………………...46
2. Анализ состава трудовых ресурсов на предприятии……………….48
3. Оценка квалификационного уровня персонала предприятия……...50
3. Проект мероприятий по организации повышения квалификации кадров ООО «Коралл тур»………………………………………………53
1. Проблемы внутри фирменного обучения, подготовки кадров и повышения профессиональной квалификации специалистов сферы туризма и гостеприимства ………………………………………………………………….53
2. Обучение персонала в учебном заведении и его переподготовка…57
3.2.1 Первоначальное обучение………………………………………..57
3.2.2 Профессиональная переподготовка……………………………...65
3. Предложения по организации аттестации сотрудников……………73
3.3.1 Предлагаемая программа повышения квалификации сотрудников туристской фирмы………………………………………………..77
3.3.2 План занятий по повышению уровня квалификации сотрудников турфирмы………………………………………………………….83
Заключение……………………………………………………………………….88
Список литературы………………………………………………………………90
Приложения……………………………………………………………………...93

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование системы повышения квалификации персонала.docx

— 118.81 Кб (Скачать файл)

         •  Возможность охвата большой аудитории.

         •  Относительно низкие финансовые  затраты на одного обучающегося (особенно при условии большого  числа слушателей).

      Ограничения  лекций:

         •  Низкая активность слушателей, невозможность  получения обратной связи снижают  эффективность усвоения учебного  материала.

         •  Невозможность учета различий  в образовательном уровне и  профессиональном опыте слушателей.

         •  Высокие требования к мастерству  лектора. Далеко не каждый преподаватель  всегда эмоционально разнообразен  и способен добиться высокого  уровня внимания и активности («включенности») слушателей на всем  протяжении лекции.

         •  Проведение лекционных занятий  обычно жестко привязано к  учебному расписанию. В случае  отсутствия учащегося на занятиях  ему бывает трудно восстановить  пропущенный материал в полном  объеме.

 

 

      Мастер-класс.

      Мастер-класс  — это комплексная форма, где  происходит не только изложение  теоретического материала, но  и демонстрация конкретных приемов  и технологий. Поэтому важно, чтобы  ведущий был одновременно и  хорошим лектором, и грамотным  практиком.

      Как правило,  мастер-класс проводит опытный,  квалифицированный, творчески мыслящий  специалист. Он показывает коллегам  не готовый результат своего  труда, а поэтапно, с комментариями  и разъяснениями, объясняя и  комментируя каждый шаг. Очень  важно обратить внимание слушателей  на «подводные камни», реально  преодолимые сложности, потенциально  возможные нестандартные ситуации, тем самым раскрывая секреты  своего мастерства. По возможности  все (или большинство присутствующих) повторяют действия под контролем  преподавателя, осваивая новую  технику или методику.

      Очень важно  соблюдать деловую, но доверительную  и благожелательную обстановку. Пусть царит радостная атмосфера  общения умных и творческих  людей, заинтересованных и увлеченных, которые одинаково любят свою  профессию.

      Достоинства  метода:

         •  практическое обучение персонала;

         •  установление дружественных неформальных  контактов между членами коллектива;

         •  возрастает мотивация обучения.

 

      Мозговой  штурм.

      Эффективность  метода возрастает, если руководители  принимают участие в работе  групп наряду с рядовыми сотрудниками. В течение 10-15 минут каждая  группа обсуждает конкретный  вопрос (например, какие проекты  мы хотим разрабатывать в будущем  году, как привлечь новых пользователей?). Каждый из участников предлагает  свою идею, при этом обязательно  один из участников абсолютно  все идеи записывает. Очень важно  зафиксировать ВСЕ идеи. Удобно  и практично писать каждую  из идей на отдельной карточке, а потом группировать их по  темам или направлениям деятельности.

      Существует  жесткое правило — во время  мозгового штурма категорически  запрещается обсуждать и комментировать  предлагаемые идеи. Важно собрать  их как можно больше, какими  бы нелепыми и абсурдными они  не казались на первый взгляд.

      После того, как время истекло, можно начинать  группировать идеи в зависимости  от их содержания. Вот на этом  этапе возможны дискуссии, обсуждения, привлечение экспертов и пр. После  того, как в зависимости от  содержания и формы идеи отобраны  и сгруппированы, дается оценка  групповой работе.

      Достоинства  метода:

         •  метод весьма прост, эффективен, даже если участники не очень  компетентны и малоопытны;

         •  не требует предварительного  обучения участников, кроме ведущего, который должен знать теорию  метода, методику проведения, знать  предмет обсуждения;

         •  это коллективный метод решения  задач, поэтому здесь срабатывает  системный эффект и увеличивается  сила решений от объединения  усилий многих людей (эффект  «коллективного ума») и возможности  развивать идеи друг друга;

         •  с помощью этого метода можно  наглядно показать, что у одной  и той же задачи есть много  разных решений и каждое из  них правильно, но только для  своих конкретных условий;

         • можно научить робких и застенчивых, снять страх у нерешительных и с низкой самооценкой сотрудников — они будут здесь говорить свое мнение, не боясь ошибиться;

         •  можно научить сотрудников слушать  своих коллег, уважать и свое, и чужое мнение, психологически  сблизить группу и сдружить;

         •  можно научить персонал позитивной  критике. Недостатки метода мозгового  штурма:

         •  он не пригоден для решения  сложных проблем и трудных  задач;

         •  не имеет критериев оценки  силы решений;

         •  отсутствует четкий алгоритм  целенаправленного движения от слабого к сильному решению;

         •  затруднительно определить авторство  лучших идей. Имеет смысл этот  щекотливый вопрос оговорить  до начала штурма;

         •  процессом решения необходимо  искусно управлять, чтоб он  шел по направлению к сильным  решениям, практичным идеям.

 

      Практикум.  Практическое занятие.

      Практика  дает возможность закрепить полученные  теоретические знания и навыки  в ситуациях, максимально приближенных  к тем, с которыми обучающимся  приходится сталкиваться в процессе  своей профессиональной деятельности. Без практического закрепления  знаний, умений и навыков, освоенных  в ходе учебы, трудно рассчитывать  на реальное улучшение рабочего  поведения и повышение отдачи  от работников. Для реализации  этого принципа наилучшие условия  создает использование методов  активного обучения.

      Распределенная  практика означает, что практика  перемещается с отдыхом или  другими видами деятельности. Исследования  показывают, что промежутки между  периодами практики должны постепенно  увеличиваться и по мере введения  нового материала необходимо  обеспечивать повторение старого  материала.

      Массированная  практика — это такая практика, когда периоды переключения на  другие виды деятельности практически  отсутствуют. Ясно, что массированная  практика требует меньше времени,  чем распределенная. В этом случае  процесс закрепления обеспечивается  высокой интенсивностью практической  отработки на рабочем месте  знаний, умений и навыков, полученных  в результате обучения.

      Преподавателю,  организующему практические занятия,  при выборе режима практики  необходимо учитывать следующее:

         •  при обучении конкретным рабочим  навыкам рассредоточенная практика  обычно оказывается более эффективной,  чем массированная, и с точки  зрения приобретения навыков,  и с точки зрения их закрепления;

         •  продолжительность занятий и  перерывы между ними должны  устанавливаться с учетом состава  группы обучающихся, их образовательного  уровня, а также исходя из характера  заданий или навыков, подлежащих  освоению. Слишком большой перерыв  между занятиями приводит к  забыванию материала, что влечет  за собой необходимость повторения  и повышает общую продолжительность  обучения. Слишком редкие и слишком  короткие перерывы между занятиями  могут вызвать накопление умственной  и физической усталости обучающихся,  что значительно снижает эффективность  усвоения;

         •  чем менее значимым для обучающихся  является материал, подлежащий изучению, тем менее подходит массированная  практика, более эффективной будет  серия кратких практических занятий.

      Для лучшего  переноса знаний, освоенных обучающимися в процессе обучения, на рабочие места следует обеспечить следующие условия:

         •  сходство между содержанием обучения  и содержанием профессиональной  деятельности, что позволяет уже  в ходе занятий теснее увязывать  изучаемый материал с практическим  опытом, установками и ценностями  слушателей;

         •  избы точность обучения, то есть  знания и навыки, освоенные в  ходе обучения, должны быть несколько  шире того, что потребуется в  реальной рабочей ситуации. Избыточное  обучение или избыточное освоение  новых знаний и навыков необходимы, если знания являются очень  важными, но применяются редко.  Другая ситуация, в которой избыточное  обучение оказывается полезным, — это переобучение сотрудников  или обучение новым навыкам,  которые будут использоваться  в уже хорошо освоенной деятельности.

      Ролевая  игра.

      Ролевые  игры относятся к методам активного  обучения. Это метод становится  все более популярным при обучении  руководителей разных уровней  и кандидатов (резерв) на занятие  руководящих должностей. Чаще всего  ролевые игры используют в  ходе тренингов различного рода.

      Особенно  полезны ролевые игры при обучении  навыкам межличностного общения,  поскольку предполагают воспроизведение  ситуаций, близких по своему содержанию  к тем, в которые слушатели  попадают в процессе межличностного  взаимодействия с коллегами, руководством  и подчиненными.

      Игровые  ситуации обычно моделируют или  воспроизводят реальные или типичные  рабочие ситуации, где несколько  обучающихся играют определенные  роли (например, начальника и подчиненного, сотрудника организации и клиента)  в определенных обстоятельствах,  стараясь добиться решения поставленной  учебной задачи. Участие в ролевых  играх может предваряться специальным  инструктированием со стороны  преподавателя (тренера), которое  задает основные условия, в  которых разворачивается игровая  ситуация.

      Возможности  ролевых игр:

         •  проигрывание ролей и последующее  обсуждение результатов ролевой  игры позволяют слушателям лучше  понять мотивы поведения и  того работника, чья роль проигрывается,  и мотивы противоположной стороны;

         •  участие в ролевых играх помогает  увидеть типичные ошибки, допускаемые  в ситуациях.

 

      Семинар.

      Как правило,  семинар завершает лекционное  предъявление некоторой логически  завершенной порции материала,  темы. Цель семинара — проверить  усвоение материала лекций и  помочь слушателям лучше разобраться  в содержании изучаемой темы.

      Главное  в семинаре — диалог между  обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных  сторон рассмотреть материал, соотнести  его с опытом и знаниями, уже  имеющимися у слушателей. Семинары  предполагают большую активность  слушателей и двустороннюю коммуникацию  во время семинарских занятий.

      Эффективность  семинара зависит, прежде всего,  от умения преподавателя создать  в ходе занятия такую обстановку, такой психологический микроклимат,  который побуждает слушателей  к активному участию в работе.

      Плюсы семинарских  занятий:

      Семинарские  занятия позволяют контролировать  степень понимания слушателями  пройденного материала. С этой  целью им задаются вопросы  или даются практические задания  по пройденному ранее материалу.

      Семинар  помогает обучающимся лучше понять непонятое на лекции или при чтении дополнительно рекомендованной литературы.

      Семинары  позволяют преподавателю за счет  двусторонней коммуникации в  процессе занятий установить  более прочные связи между  материалом, который слушатели получили  на лекции, и теми знаниями  и опытом, которым они располагают  в настоящий момент.

      Ограничения  семинаров:

         •  Семинары, в отличие от лекций, проводятся в относительно не  больших группах по 8-25 человек.

         •  Ведущий семинара должен быть  опытным и коммуникабельным человеком,  способным.

 

      Тренинг.

      Под тренингами  понимается такое обучение, в  котором теоретические блоки  материала минимизированы и основное  внимание уделяется практической  отработке навыков и умений. В  ходе проживания или моделирования  специально заданных ситуаций  обучающиеся получают возможность  развить и закрепить необходимые  навыки, освоить новые модели  поведения, изменить отношение  к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В  тренингах обычно используются  разнообразные методы и техники  активного обучения: деловые, ролевые  и имитационные игры, разбор конкретных  практических ситуаций и групповые  дискуссии.

      Тренинг  — тот метод, который способен  наиболее оперативно реагировать  на все внешние и внутренние  изменения. Он обеспечивает более  интенсивное и интерактивное  обучение и, кроме того, ориентирован  в первую очередь на получение  практических навыков, необходимых  в повседневной работе, на обмен  опытом между слушателями, что  позволяет получить результат,  обладающий высокой практической  ценностью, и экономит время  и ресурсы сотрудников и организации  в целом.

      Обычно в  ходе тренингов делового общения  рассматриваются следующие темы:

         •  структура процесса делового  общения;

         •  управление процессом группового  обсуждения проблем (групповая  дискуссия, круглый стол, совещание);

         •  установление и поддержание психологического  контакта. Пути повышения уровня  сотрудничества в деловом общении;

         •  деловая беседа. Методы убеждения  собеседника;

         •  умение слушать. Активное слушание;

         •  мотивация в деловом общении;

         •  конфликты в деловом общении.  Конструктивная стратегия разрешения  конфликтных ситуаций;

         •  выступление перед аудиторией (презентация  подготовленных предложений).

Информация о работе Совершенствование системы повышения квалификации персонала туристической компании ООО «Корал тур»