Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 07:22, дипломная работа
Актуальность выбранной темы исследования заключается в необходимости подробного рассмотрения процесса совершенствования отбора и подбора персонала на предприятии. Работа любой российской организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата. Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОТБОРА
И ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………….…...…………6
1.1. Сущность технологичного подхода отбора и подбора персонала.…...…..6
1.2. Основные направления и этапы отбора и подбора персонала…...............12
1.3. Внутрифирменное планирование отбора и подбора персонала….....…...17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОТБОРА И ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА
В ООО «ГЕРАЛЬД»………………..……………………………………….…….31
2.1. Общая характеристика предприятия……………………….……..…….….31
2.2. Анализ численности и кадрового состава предприятия …...……….……42
2.3. Анализ и оценка системы отбора и подбора персонала в ООО «Геральд»........................................................................................................49
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОТБОРА И ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА НА ПРЕДПРИЯТИИ……..…........….67
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы подбора персонала ООО «Геральд»………………………………………….............…..67
3.2. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии отбора и подбора персонала........80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………….……………………………......……89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……..…………………………………....…….…….....93
- иные представители
аппарата управления, которые могут
быть предусмотрены
Основными задачами данной комиссии являются:
- определение того, отвечает
ли кандидат профилю
- определение потенциала
принимаемого на вакантную
- определение наиболее
сильных и слабых сторон
- определение степени
целевого обучения, устранения слабых
сторон принимаемого кандидата.
Технология подбора и отбора персонала имеет большое количество процедур и этапов подбора и отбора персонала. При этом имеются стандартные научно-методические принципы организации подбора и отбора персонала.
Научно-методически
Создание технологии
подбора и отбора персонала обусловлено
необходимостью получения с наибольшей
вероятностью предсказуемого результата.
Совершенная технология подбора
и отбора персонала призвана гарантировать
определение и выбор
Для каждой вакансии на предприятиях существуют различные критерии. Основные из них:
1. управляемость,
2. обучаемость,
3. адекватность. 16
Рассмотрим их более подробно.
Управляемость – это
критерий, при котором определяется
способность кандидата к
Обучаемость – критерий, который указывает на способность к адаптации сотрудника на предприятии. В данном случае, обучаемый сотрудник может сменить сферу деятельности, приобрести новые знания, навыки, быстро изучить новые технологии и незнакомый ассортимент продукции.
Адекватность – процесс, при котором можно судить о способности кандидата давать правильные ответы на поставленные вопросы, при этом поведение и эмоциональные реакции органичны сложившейся ситуацией.
Выделяют следующие основные этапы отбора и подбора персонала на предприятиях и организациях:
- планирование,
- набор (поиск),
- отбор персонала.
Планирование направлено на расчет потребности в персонале и определение требований к предполагаемому кандидату.
Поиск дает возможность сформировать список претендентов на вакантные должности.
Третий этап включает в себя определение критериев и методов отбора персонала предприятия.
Данная структура подбора и обора персонала дает возможность предприятиям оптимизировать внутренние ресурсы, сократить время на подбор и «качество» кандидатов. Эффективная технология подбора новых работников дает возможность предприятиям с высокой степенью вероятности предсказывать профессиональную успешность кандидатов, давая возможность отбирать наиболее перспективных претендентов.
Сам процесс отбора персонала предприятия основывается на кадровом планировании. Основная задача кадрового планирования состоит в определении потребностей предприятия в человеческих ресурсах, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. В процессе кадрового планирования выделяются четыре этапа. Рассмотрим их более подробно:
1. анализ стратегического
плана организации – на
2. прогнозирование потребности
организации в персонале –
происходит сравнение
Потребность и готовность предприятия к введению систематического кадрового планирования возрастает по мере увеличения размеров предприятия и масштабов, сложности ее производственной деятельности. Эти изменения выносят на первый план все новые требования к сотрудникам предприятиям, которые необходимо учитывать при их подборе и отборе. Чем выше качественный показатель персонала предприятия, тем выше затраты на его поиск, подбор и отбор.
3. проведение оценки
состояния внутренних трудовых
ресурсов предприятия, и
Менеджеры по персоналу анализируют значительный объем предоставленной региональным рынком кадровой информации. К ней относятся:
- демографические данные и образовательный уровень,
- результаты проведения опросов и тестовых испытаний,
- результаты периодической
оценки работы персонала (
- должностные требования,
реальный уровень производитель
На предприятиях проводится анализ кадровой ситуации в регионе. Это осуществляется с целью определения сегмента рынка рабочей силы. Источники информации о состоянии рынка труда могут быть следующие:
- обзоры зарплат,
- сайты по трудоустройству,
- газеты и журналы по подбору персонала.
4. подготовка планов,
определение временных
Набор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности предприятия, из которого фирма в дальнейшем отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа производится по всем имеющимся на предприятии специальностям:
- финансовым,
- производственным,
- техническим,
- административным.
Необходимый объем работы по набору и отбору персонала определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. Эту потребность фирма определяет на предшествующем этапе – на этапе планирования персонала.
Для осуществления набора кандидатов предприятие должно проводить формализацию требований к кандидату.
Формализация требований к кандидату представляет собой четкое и подробное описание профиля идеального кандидата.
Информационной базой для этого являются результаты работы, выполненной на этапе планирования, в том числе и предложения руководителя структурного подразделения. Руководители некоторых предприятий считают это необходимым условием успешного поиска квалифицированных кадров, другие - полагаются на собственную интуицию, пытаясь исключить формальный подход в решении данного вопроса. В целях обеспечения эффективности подбора персонала необходимо сочетание интуиции менеджера, и подробно изложенного профиля будущего кандидата. Это в определенной мере значительно облегчает процедуру подбора.
Набор и подбор персонала проводится из внешних и внутренних источников.
Наиболее популярный метод набора - размещение объявлений в средствах массовой информации. Это касается специализированных изданий.
Данный метод весьма экономичен из-за относительной дешевизны подачи объявлений в специализированные издания. Однако данный метод имеет один недостаток – на объявления отзывается большое количество претендентов явно не соответствующих предъявляемым требованиям.
Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, основывается:
- на полученном кандидатом образовании,
- уровне его профессиональных навыков,
- опыте предшествующей работы, личностных качествах.
Если вакантная должность
относится к разряду таких, где
определяющим фактором являются технические
знания, то наиболее важное значение будут
иметь образование и
Для руководящих должностей, большое значение имеют навыки налаживания межличностных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящим руководством и подчиненным составом организации.
Эффективный отбор кадров - это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов предприятия.
На практике в приеме и отборе кандидатов используют два подхода:
1. скрининг,
2. рекрутинг.
Скрининг – это поверхностный подбор, который осуществляется по таким формальным признакам, как:
- образование,
- возраст,
- пол,
- опыт работы. 18
Рекрутинг – представляет собой углубленный подбор, при котором учитываются личностные особенности и деловые качества претендента. 19
Содержание этапа подбора и отбора во многом зависит от традиций и специфики предприятия, принимающей новых сотрудников, а также характера должности, на которую подбирается кандидат.
Отбор и подбор нового кандидата на предприятии выглядит следующим образом:
- первичный отбор,
- собеседование с сотрудниками отдела кадров,
- справки о кандидате,
- собеседование с руководителем,
- испытание,
- решение о найме.20
До встречи с претендентом менеджер изучает представленные соискателем документы. Это его резюме, анкета, рекомендательные письма. К интервью желательно подготовиться:
- необходимо выделить темы, требующие особого внимания,
- записать важные вопросы,
которые планируется задать
Все это позволит не упустить из виду что-либо важное, заострить внимание на истине. В первую очередь к прохождению дальнейших отборочных процедур привлекают кандидатов, чьи данные и характеристики максимально соответствуют требованиям заявки. Таких кандидатов приглашают на первичное собеседование.
При первичном собеседовании менеджер по персоналу проверяет достоверность представленных кандидатом сведений, касающихся образования, предыдущего опыта работы, выясняет причины, по которым человек хочет сменить место работы. После первичного собеседования кандидаты приглашаются на отборочное интервью.
Отборочное интервью представляет собой процесс определения уровня квалификации кандидата, степень его соответствия требованиям вакансии. Также важно определить, насколько претендент мотивирован для работы в данной должности и в данной компании, оценить, насколько легко ему будет адаптироваться к условиям работы, сможет ли он вписаться в коллектив. Менеджер должен поставить в известность кандидата об особенностях его будущей работы, должностных обязанностях.
В настоящее время
при подборе и отборе персонала
очень популярны