Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:50, курсовая работа
Социально-экономическое значение кадровой работы в условиях рыночной экономики существенно изменяется, и она перестает быть только организационно-административной работой. Управление персоналом приобрело новое экономическое и социальное значение.
Целью курсового проекта является совершенствование организации и управления деятельности ОАО «АВТОВАЗ».
Введение…………………………………………………………………………...6
1 Теоретические основы организации управления на предприятии…………..7
1.1 Управление как процесс реализации взаимосвязанных функций…….7
1.2 Организация как объект управления…………………………………..11
1.3 Экономическая эффективность управления предприятием…………18
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………...20
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ»…………….20
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей
за 2007- 2008 гг……………………………………………………………..24
2.3 Определение миссии и формулировка целей функционирования предприятия ОАО «АВТОВАЗ»…………………………………………...26
2.4 Анализ системы управления предприятием…………………………..31
3 Мероприятия, направленные на совершенствование деятельности ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………….……..
В теории управления на основе исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и на содержание процесса мотивации. Так называемая содержательная теория мотивации, уделяет основное внимание тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными теориями являются следующие:
Процессуальные теории - анализирует как человек распределяет усилия для достижения целей. Как выбирает конкретный вид поведения. Эти теории не оспаривают существования потребностей. Но поведение людей определяется не только потребности. В этих теориях считается, что поведение личности зависит от ситуации, в которой он находится и ожиданий, связанных с этой ситуацией. Имеется три основных процессуальные теории мотивации:
КООРДИНАЦИЯ – это процесс создания условий для успешной реализации всех функций на предприятии. Главнейшей работой по осуществлению функций координаций по предприятию является создание коммуникаций – это процесс обмена информации между двумя и более людьми, обычно мотивирующий и влияющий на их поведение.
КОНТРОЛЬ. Технология контроля: выбор концепции контроля, цели контроля, нормы контроля, методы контроля, объем на область контроля.
Виды контроля:
1. Предварительный
осуществляется до
2. Текущий контроль
осуществляется в ходе
3. Заключительный
осуществляется после
Этапы контроля:
1. Определение стандартов контроля (качество, количество, сроки).
2. Соизмерение
фактически достигнутых результ
3. Корректировка действий.
Функциональные службы (финансовый отдел, отдел логистики) освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, вопросов учета и др. Функции управления – комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности. Функции управления характеризуют определенную сферу управленческой деятельности, осуществляемую на всех уровнях управления предприятием. Различают основные и конкретные функции управления.
Основные функции – это весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование, организация, планирование, мотивация, контроль, учет анализ, подготовка и принятие управленческих решений.
Конкретные функции управления как более обособленные, самостоятельные области профессиональной деятельности применительно к новым условиям хозяйствования занимают ключевые позиции. Именно на основе анализа конкретных функций формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают системы информации, организации делопроизводства. Конкретные функции управления позволят четко определить, что, кому и когда делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием).
1.2 Организация как объект управления
Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внутренняя среда организации – та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны — это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).
Основные виды деятельности организации подразделяются на:
Материально-техническое обеспечение. Факторы: прочность материальной системы и системы управления запасами; продуктивность складско-сырьевых действий; деятельность, относящаяся к получению, хранению и управлению вкладами. Обеспечение включает в себя функции складирования, управления запасами, поддержания, расписания поездок. Это производственный срез внутренней среды, относящийся к изготовлению продукта, снабжению и ведению складского хозяйства и обслуживанию технологического парка. Улучшение в любой деятельности, относящейся к материально-техническому обеспечению, отражается в снижении цен и увеличении продуктивности. Для анализы материально-технического обеспечения необходимо учитывать соответствие производственных мощностей конкурентным требованиям сегодняшнего дня, эффективность использования производственных мощностей (недозагрузка, возможность расширения производственной базы).
Процессы в организации. Факторы: производительность оборудования в сравнении с конкурентами; подходящая автоматизация производственных процессов; эффективность производственного контроля над продукцией с целью повышения качества и снижения цены; эффективность планировки завода и модели технологических процессов. Это вид деятельности, необходимый для превращения затрат в конечный продукт. Действия, относящиеся к обработке, упаковке, сборке, техническому обслуживанию и тестированию, относятся к процессам в организации. Улучшение в процессах организации позволяет повысить качество продукта, эффективность и быстроту отклика на меняющиеся условия рынка.
Отгрузка. Факторы: своевременность и эффективность перевозки конечных продуктов; эффективность складского хранения конечного продукта. Когда конечный товар уже произведен, он должен быть представлен клиентам организации. Здесь включены такие функции, как складирование, погрузочно-разгрузочные операции, деятельность средств доставки и обработка заказов. Улучшение в этих видах деятельности имеет следствием высокую эффективность и высокий уровень сервиса.
Маркетинг и продажи. Факторы: эффективность маркетинговых исследований для выявления потребительского сегмента и потребности; новые методы в продвижении товаров и рекламе; оценка каналов распределения; движущая сила и компетентность продавцов; разработка качественного имиджа и желаемой репутации; степень приверженности потребителя к данной марке товара; степень лидирующего положения на рынке в рамках сегмента и целого рынка. Вся маркетинговая деятельность организации включает в себя четыре основные вопроса: структуру продукции, цену, продвижение и способы распределения. Маркетинговый срез внутренней среды включает в себя всю деятельность организации, которая связана с реализацией продукта. К ней, по большему счету, относится стратегия продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения продукта на рынке и выбор рынков сбыта и систему распределения.
Служба работы с покупателями. Факторы: методы получения потребительского взноса в улучшение продукта; расторопность внимания на жалобы клиентов; соответствие гарантий и гарантийной политики; качество потребительского образования и воспитания; способность предоставлять сменные детали и бюро ремонта. Менеджеры считают, что служба работы с клиентами – важная деятельность организации. В нее включены установка, ремонт, обучение клиентов, снабжение запасными частями, сборка и монтаж продукции, также обходительность, учтивость и быстрый отклик на запросы и жалобы потребителей.
Управление трудовыми ресурсами. Факторы: эффективность процессов найма, подготовки и продвижения всех работников; соответствие компенсирующей системы для мотивации и стимулирования работников; отношения с профсоюзами; активное участие менеджеров и технического персонала в профессиональных организациях; уровень мотивации и удовлетворения работой у сотрудников. Это кадровый срез внутренней среды. Он охватывает взаимодействие менеджеров и рабочих, наем, обучение и продвижение кадров, оценку результатов труда и стимулирование, создание и поддержание отношений между работниками. Для анализа этого среза внутренней среды необходимо рассматривать стиль управления высшего руководства, соответствие квалификации персонала организации ее текущим и будущим задачам.
Развитие технологий. Факторы: успешность исследовательских и проектных действий; качество отношений между персоналом проектно-исследовательского отдела и работниками других отделов; своевременность разработок в соответствии с нужным моментом; качество лабораторий и другого оборудования; квалификация и опыт работников лабораторий и ученых; способность рабочей среды поощрять творчество и новые идеи. Технологии пронизывают всю важную деятельность организации. Они влияют на деятельность от развития продукта и процессов до заказов и представления конечного продукта. Развитие технологий лежит за пределами традиционного исследования и развития, и относится не только к продукту.
Снабжение. Факторы: развитие альтернативных источников вклада для минимизирования зависимости от отдельного поставщика; снабжение сырьем (своевременно, по возможно низкой цене, на допустимом уровне качества); процессы снабжения заводов, механизмов, зданий; развитие критерия аренды, а не покупки; крепкие, длительные отношения с надежными поставщиками. Снабжение относится к функциям приобретения вложений, которые упоминаются в цепочке ценностей организации. Это может быть сырье, поставщики, вложения в производительный процесс, оборудование (также машинное), здания. Приобретение этих вложений важно не только для основных видов деятельности, но и для поддерживающей деятельности.
Инфраструктура фирмы. Факторы: способность определить конъюнктуру рынка нового продукта и потенциальные угрозы среды; качество системы стратегического планирования для достижения целей деятельности фирмы; координация и интеграция всей деятельности, относящейся к цепочке ценностей между организационными частями; способность получать относительно недорогие средства для капзатрат и оборотных средств; уровень поддержки информационных систем при принятии стратегических и рутинных решений; своевременная и точная информация для управления об основной и конкурентной среде; отношения с выработчиками госполитики и группой заинтересованных лиц; имидж и корпоративный патриотизм. Инфраструктура организации может являться конкурентоспособным преимуществом.
Структура организации. Что касается структуры компании, то существует несколько вариантов организационных структур: линейно-функциональная, матричная, дивизиональная. А в последнее время предложены еще и такие виды структур, как сетевая и горизонтальная.
При формулировании
стратегии очень важно
Финансовый анализ. Факторы: возможность привлечения краткосрочного и долгосрочного капитала; отношение к налогам; гибкость структуры капитала; эффективный контроль над издержками и возможность их снижения, система учета издержек; составления бюджета и планирования прибыли. Финансовый срез включает процессы, которые связаны с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации, например поддержание должного уровня ликвидности, обеспечение прибыльности и создание инвестиционных возможностей. Для анализа финансового среза рассматриваются вопросы тенденций в изменениях финансовых показателей деятельности организации, процент прибыли, обеспечивающийся отдельными подразделениями, осуществление капитальных затрат в соответствии с будущими производственными потребностями и т.д.
Культура и руководство. Факторы: сознание идентичности и присоединения представленной организацией своим членам; прочность и постоянность культуры частей организации в соотношении друг с другом и со всей корпоративной культурой; способность культуры поощрять инновации, творчество и открытость новым идеям; способность адаптироваться и погружаться; совместимая с требованиями изменяющейся окружающей среды и стратегии; мотивация исполнительных, управленческих работников и сотрудников нижнего уровня (основана на денежных и нематериальных премиях). Анализ организационной культуры определяет отношения между людьми в организации, а также отношения организации с внешним окружением, со своим клиентами и методы ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явного проявления, то ее сложно изучать. Тем не менее есть несколько устойчивых признаков, которые помогают оценить те слабые и сильные стороны, которые организационная культура порождает в организации. Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существуют ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т. Качество руководства также имеет огромное влияние на формирование и развитие организационной культуры и также трудно оцениваемо.
Легальность и репутация. Факторы: отношения с активной группой потребителей, со средствами информации, с выработчиками политики и госчиновниками, способность получения правительственных грантов и субсидирования и степень защиты пошлинной торговли. Государственная стратегия, направленная на улучшение легальности и репутации организации, стремиться к благополучной законодательной деятельности и общественному мнению. Иногда общество может решить, что продукт или деятельность организации оказывают пагубное влияние на окружающую среду или потребителей, и это может привести к общественному или законному протесту, что, вероятно, повлияет на потенциал экономического роста и прибыли. Рекламная акция компании, сознательно обманывающая и вводящая в заблуждение потребителей, может иметь серьезное влияние на легальность и репутацию организации. Относительное положение организации в отношении легальности и репутации оценивать труднее, чем большинство основных и поддерживающих видов деятельности.
Информация о работе Совершенствование системы управления предприятием на примере ОАО «АВТОВАЗ»