Совершенствование системы управления предприятием на примере ОАО «АВТОВАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Социально-экономическое значение кадровой работы в условиях рыночной экономики существенно изменяется, и она перестает быть только организационно-административной работой. Управление персоналом приобрело новое экономическое и социальное значение.
Целью курсового проекта является совершенствование организации и управления деятельности ОАО «АВТОВАЗ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...6
1 Теоретические основы организации управления на предприятии…………..7
1.1 Управление как процесс реализации взаимосвязанных функций…….7
1.2 Организация как объект управления…………………………………..11
1.3 Экономическая эффективность управления предприятием…………18
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………...20
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ»…………….20
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей
за 2007- 2008 гг……………………………………………………………..24
2.3 Определение миссии и формулировка целей функционирования предприятия ОАО «АВТОВАЗ»…………………………………………...26
2.4 Анализ системы управления предприятием…………………………..31
3 Мероприятия, направленные на совершенствование деятельности ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………….……..

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсовой менеджмент.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

Информационные  системы. Информационные системы организации могут быть как сильной, так и слабой стороной организации. Они являются очень важной частью внутренней среды организации, их назначение – обеспечивать и поддерживать информационный поток в организации с целью улучшения продуктивности и принятия решений. Информация должна быть собрана, сохранена, и синтезирована таким образом, чтоб реагировать на запросы деятельности и стратегии. Информационные системы могут не только помочь в анализе окружающей среды, но и быть стратегическим оружием в достижении конкурентоспособных преимуществ. Они достигают четыре важные цели:

1. Предупреждают  о внутренних и внешних проблемах  организации. Информационная система  представляет собой базу данных, в которой информация собирается, разбивается на категории и храниться для использования сотрудниками всех отделов.

2. Автоматизируют  рутинные операции (платежные ведомости,  инвентарь и т.д. могут быть  написаны автоматически).

3. Помогают менеджерам  всех уровней принимать рутинные повседневные решения (например, решать проблему расписания заказов).

4. Предоставляют  информацию для принятия стратегических решений.

 

1.3 Экономическая  эффективность управления предприятием

Экономическая эффективность управленческой деятельности предприятия характеризуется не только количественными показателями (экономический эффект), но и качественными (социальная эффективность), характеризующимися только результирующими составляющими основных показателей: завоевание общественного доверия, управляемость системы, удовлетворенность трудом и др. .

В качестве основных показателей эффективности производства и управления используются следующие частные показатели отдельных видов ресурсов: материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда, характеризующей экономическую деятельность персонала, и обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации путей роста экономической эффективности управления.

Эффективность менеджмента это  сложная многогранная категория, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений. Эффективность управления - это результативность данной деятельности, степень рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Эффективность бывает:

    • потенциальная – оценивается предварительно,
    • реальная - определяется полученными на практике результатами.
    • тактическая - отражает получение эффекта в ближайшем времени;
    • стратегическая - отражает получение эффекта в будущем.

В достижении высокой эффективности  менеджмента большую роль играют характеристики системы, механизма  и процесса (технологии) менеджмента. Однако, эффективность менеджмента всегда изменчива и определяется не только внутренними факторами, но и внешними – состоянием экономики, конкуренцией, социально политической обстановки и др. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Общая  характеристика предприятия

АвтоВАЗ — автомобилестроительная компания России, крупнейший производитель  легковых автомобилей в России и  Восточной Европе. Находится в  городе Тольятти Самарской области. Официальное наименование: полное —  Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ», краткое — ОАО «АВТОВАЗ». Предыдущее название — Волжский автомобильный завод (ВАЗ). Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара», «Ока». В настоящее время производит автомобили под торговой маркой «Lada» («Лада»), которые продавцы и потребители по-прежнему часто именуют ВАЗами. Кроме того, поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марок ВАЗ, «Lada» и «Ока».

ВАЗ проектировался отечественными проектными институтами  при самом тесном сотрудничестве со специалистами ФИАТа, заложившего в его базис систему управления и организации производства, способную работать в рыночных условиях. За короткие сроки АВТОВАЗ стал лидером российского автопрома, крупнейшим предприятием автомобильной отрасли Восточной Европы. В настоящий момент время завод производит более 700 тысяч автомобилей, из которых около 100 тысяч отправляются на экспорт. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию, предприятие остается крупнейшим производителем автомобилей в России и главным действующим лицом на внутреннем рынке. По данным экономистов, проект «ВАЗ-ФИАТ» активизировал экономический климат стран Европы на протяжении пятнадцати лет, а в СССР - фактически до момента начала реформ 90-х годов. С этой точки зрения, ВАЗ всегда, даже в условиях фактически закрытого государства, являлся полигоном для новаций как в области технологий, так и в сфере организации производства.

В настоящее  время АВТОВАЗ - это единственное отечественное предприятие, способное  ответить на вызовы зарубежных автопроизводителей выпуском конкурентоспособных автомобилей под известной и достойной российской маркой. По объему производства АВТОВАЗ входит в двадцатку ведущих мировых автомобильных компаний. Его годовой оборот колеблется ежегодно вокруг отметки 3 млрд. долларов. В системе дочерних производств АВТОВАЗа - 250 предприятий. В целом. С учетом смежных предприятий, на АВТОВАЗ работает около 2 млн. человек. Совместно с АВТОВАЗом и за счет его заказов на территории Самарской области работает 262 предприятия. По итогам 2003 года сумма налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в объеме 30 млрд. рублей. В отличие от многих других предприятий, которые сбросили на муниципальные власти всю социальную политику, на балансе АВТОВАЗа еще состоит значительная часть детских садов, объектов культуры и спорта, оздоровительных лагерей и баз отдыха.

География экспорта - это 26 стран дальнего зарубежья  и 9 стран СНГ. В структуре экспорта основная доля приходится на поставки в страны СНГ. Крупнейший потребитель российских автомобилей - Украина - три года назад уменьшила ввоз вазовской продукции. Однако АВТОВАЗ имеет крупные сборочные производства на Украине. Стабильными потребителям остаются Белоруссия, Казахстан и центрально-азиатские республики. Возможные потери рынков в Европе предполагается компенсировать расширением экспорта в страны Ближнего востока и Африки (Ливан, Тунис, Алжир, Марокко, Ливия) и в Афганистан.

Учитывая, что  потенциал устойчивого развития ОАО «АВТОВАЗ» зависит от притока  квалифицированных и компетентных молодых работников, акционерное общество постоянно проводит политику, направленную на создание рабочих мест для молодых работников. Проводится работа, направленная на сочетание трудовых обязанностей молодых работников с возможностью продолжения образования, повышения квалификации и профессионального развития. Проводятся конкурсы по профессиональному мастерству среди молодых работников.

Предприятие по-прежнему остается лидером продаж на российском рынке и главным экспортером  автомашин, однако постепенно вынужден сдавать позиции, главным образом и в первую очередь, из-за нехватки ресурсов.

Волжский автозавод  уже в следующем году может  уступить лидерство по продажам на российском рынке иностранным автопроизводителям. Как сообщают "Ведомости", за последний год доля "АВТОВАЗ" упала с 33,5 процента (в 2006 году) до 28 процентов. А еще через год эта цифра может снизиться до 20 процентов.

Несмотря на большую конкуренцию со стороны зарубежных производителей, "АВТОВАЗ" надеется удержать собственную рыночную долю на уровне 25 процентов. По словам представителей автозавода, это вполне реально - к концу 2008 года "АВТОВАЗ" сумел выровнять объемы продаж, сократить запасы готовых автомобилей почти в три раза, а также удержать стоимость своей продукции на том же уровне, что и в начале 2007 года. Кроме того, у некоторых региональных дилеров возник даже небольшой дефицит - хорошим спросом пользуется и модель Kalina, и новая Priora.

История

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных  площадок, Центральным Комитетом КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти.

Подготовка  технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну Fiat. Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

14 января 1967 года  был вынут первый кубометр  земли под строительство первого  цеха. В этот же год стройка  завода была объявлена Всесоюзной  ударной. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта.

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. продолжился  монтаж производственного оборудования, произведенного на 844 отечественных заводов, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Англии, США и др. стран.

Январь1970 - выпущена первая пробная партия вазовских  товарных знаков.

19 апреля 1970 года  с главного конвейера ваз сошли  первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 "Жигули", имевшее конструктивные аналогии с итальянской моделью ФИАТ-124, на собранное из оригинальных комплектующих. Таким образом, при расчетном сроке строительство в шесть лет, завод был пушен в эксплуатацию досрочно за три года, что позволило СССР сэкономить более одного миллиарда советских рублей.

Официально  завод был принят государственной  комиссией с оценкой отлично 21 декабря 1973 года - после выпуска миллионного автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ  основных технико-экономических  показателей за 2007- 2008 гг.

Наименование показателя

2007 г.

2008 г.

Отклонение 2008/2007, +/-

Темп роста 2008/2007 %

  1. Объем выпуска продукции, шт

765 627

735 897

-29730

96,1%

Объём произведённой  продукции в действующих ценах, млн. руб

146 028,2

148 926,0

2 897,8

101,98%

в том числе автомобилей LADA Kalina, шт.

76 261

93 172

1 6911

122,18%

Отгружено – всего, шт.

764 846

734 137

-3 0709

95,98%

Произведено запасных частей

ОАО «АВТОВАЗ» в действующих  ценах, млн. руб

3 669,4

4 252,9

583,5

115,90%

  1. Объем реализованной продукции, млн.р.

159 071,9

153 177,1

-5 894,8

96,29%

  1. Себестоимость продукции, млн.р.

155 766,6

147 978,4

-7788,2

95%

  1. Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.

0,979

0,966

-0,0129

97,36%

  1. Прибыль от реализации продукции, млн.р.

3 305,3

5 198,7

1893,7

157,3%

         
  1. Налог на прибыль (24%), млн.р.

793,3

1247,7

454,4

157,3%

  1. Чистая прибыль, млн.р.

2 512

3 951

1439

157,3%

  1. Рентабельность производства, %

206,96

159,697

- 47,269

77,16%

  1. Рентабельность продаж, %

1,579

2,579

- 1,55

163,33%

  1. Численность персонала, чел.

111 328

106 197

-5131

95,4%

  1. Среднегодовая выработка на 1 работника, тыс.р.

1,429

1,442

0,013

1,009%

  1. Среднемесячная заработная плата 1 работника, руб.

12 850

15 685

2835

122,06%

  1. Фонд заработной платы, млн.р.

19 062,3

20 192

1129,7

105,9%

  1. Среднегодовая стоимость основных средств, млн.руб

14 753,8

16 062,5

1308,7

108,87%

  1. Среднегодовая стоимость оборотных средств, млн.р.

1 199

2 458

-3,657

205%

  1. Коэффициент оборачиваемости, об. в год

132,67

62,32

-70,35

46,98%


Таблица 1 – Технико-экономические показатели.

 

В 2008 году было произведено 735 897 автомобилей, что составляет 102,1% от плана. В декабре 2008 года обеспечен 100% переход на выпуск автомобилей, удовлетворяющих нормам токсичности Евро-3.

При утвержденном плане экспорта автомобилей на 2008 год в объеме 106 000 шт. было отгружено на экспорт 106 893 шт., что составляет 100,8 % от плана и больше, чем в 2007 году на 7 797 шт.

В целом 2008 год характеризовался освоением и наращиванием производственных мощностей автомобиля LADA Priora до 434 шт. в сутки. Объем выпуска этой модели составил 72917 шт., из них 8454 автомобиля на экспорт.

В течение 2008 года проводилась работа по освоению производства новых комплектаций автомобилей с улучшенными потребительскими свойствами:

 • автомобили LADA Kalina с кузовом «универсал» в объеме 200 шт.

• автомобили LADA Kalina с двигателем 1,4 л. 16-кл. в объеме 4 147 шт.

• автомобили LADA Kalina в исполнении «люкс» в объеме 8 224 шт.

• автомобили LADA Priora с АБС в объеме 1205 шт.

• установочная серия автомобиля LADA Priora с кузовом «хетчбек» в объеме 15 шт. По итогам 2008 года рынок новых легковых автомобилей в России в количественном выражении составил порядка 2,398 млн. автомобилей, что на 36,7% выше предыдущего года.


 

Что касается отзывов  о продукции потребителями, то по результатам опросов, в 2008 году по сравнению с 2007 годом существенно выросла лояльность владельцев автомобилей семейств LADA 110 и LADA Kalina: на 15% и на 64%, соответственно.

Производительность труда в рублевом исчислении в 2007 году относительно плана составила 103,1%.

 

2.3 Определение  миссии и формулировка целей  функционирования предприятия ОАО «АВТОВАЗ»

ОАО «АВТОВАЗ»  – крупнейший российский автопроизводитель, доля участия которого в ВВП (внутренний валовой продукт) России составляет более 1%. Компания создает для своих клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль собственным акционерам, улучшая благосостояние своих сотрудников и повышая ценность своего бизнеса. Главным стратегическим рынком для бренда LADA является Россия. 1. Миссия компании ОАО «АВТОВАЗ» заключается в создании автомобилей по доступным ценам, удовлетворяющих требованиям своих клиентов, принося стабильную прибыль своим акционерам, улучшая благосостояние своих сотрудников и повышая ценность своего бизнеса во благо Отечества.

. Качество – наша продукция отличается высоким качеством удовлетворяющее требования по безопасности, комфортности, внешним данным, токсичности и другим параметрам, с целью поддержания имиджа марки и конкурентоспособности продукции.

Информация о работе Совершенствование системы управления предприятием на примере ОАО «АВТОВАЗ»