Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 19:28, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – на основе анализа развития реформы жилищно-коммунального хозяйства в МО г. Радужный и в России выявить проблемы и определить направления совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть основные направления и этапы развития ЖКХ в России;
2) изучить особенности современной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства России;
3) охарактеризовать современное состояние жилищно-коммунального хозяйства в России;
4) дать оценку состояния жилищно-коммунального хозяйства г. Ра-дужный;
5) определить направления развития реформирования жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО "Жилищно-эксплуатационный сервис" г. Радужный;
6) выявить проблемы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и определить направления их решения в системе реформирования ЖКХ в России.
Введе-ние………………………………………………………………….
Глава 1. Государственная политика в области
Реформирования ЖКХ………………………………………………...
1.1. Основные направления и этапы развития ЖКХ в России
1.2. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства в России………………………………………………………
1.3. Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Рос-сии……………………………………………………………...
Глава 2. Исследование развития жилищно-коммунального хозяйства на примере ООО «Жилищно-эксплуатационный сервис» г. Радужный…………………………………………………
2.1.Организационно- экономическая характеристика деятельности ООО"Жилищно-эксплуатационный сервис" г. Радужный……………………………………………………....
2.2. Оценка состояния жилищно-коммунального хозяйства г.Радужный ………………………………………..........................
Глава 3. Проблемы и направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства ООО «Жилищно-эксплуатационный сервис» г. Радужный…………………………………………………..
3.1. Направления развития реформирования жилищно-коммунального хозяйства г. Радужный………………………….
3.2. Проблемы финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и направления их решения в системе реформирования ЖКХ в России……………...
Заключение……………………………………………………………...
Список использованных источников………………………………..
Приложение……………………………………………………………...
Бесспорно, наивысшим достижением в деле государственной поддержки реформы ЖКХ за последнее десятилетие является выделение финансовых средств из федерального бюджета беспрецедентно большого объема - 250 млрд. руб. на 2008-2012 гг., однако насколько доступна и достаточна эта мера для решения проблем реформирования ЖКХ? По мнению большинства экспертов, на модернизацию и реформирование ЖКХ требуется до 10-13 трлн. руб., в то время как из всех источников предусмотрено чуть более 4 трлн. руб. Причем подразумевается, что основным источником финансового обеспечения реформы будут граждане, т. е. осуществлять реформу снова предлагается за счет населения. Такой подход представляется принципиально неверным.
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития РФ в соответствии с распоряжением Правительства РФ 02 февраля 2010г. № 102-р была принята и одобрена концепция целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020гг.» [43].
В целях выявления проблем, препятствующих развитию жилищно-коммунального хозяйства, проведен анализ преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, на основании которого определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. На сегодняшний день 81,3 % жилья находится в частной собственности, что способствует более ответственному отношению к управлению жилищным фондом.
Форму управления этим фондом уже выбрали собственники более чем 1 миллиона многоквартирных домов. Созданы и заработали необходимая рыночная инфраструктура и институты функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в частности Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и открытое акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства.
Третьим направлением является завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства. Эти меры направлены на внедрение механизмов рыночной экономики в этой отрасли и повышение ответственности перед населением предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
Четвертым направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль над объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета[43].
Следует отметить, что эффективное развитие жилищной сферы возможно лишь на основе общественной поддержки и привлечения населения к непосредственному участию в данной работе. Речь идет, прежде всего, об информировании горожан о содержании проводимых мероприятий и принимаемых направлений развития. Важным элементом деятельности федеральных органов власти, органов субъектов РФ, а также органов муниципальных образований является развертывание инновационно-инвестиционной деятельности.
1.2. Современное состояние
жилищно-коммунального
Жилищно-коммунальное хозяйство России (ЖКХ России) — совокупность отраслей российской экономики, обеспечивающих работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов. В ЖКХ входят жилищное хозяйство (капитальный и текущий ремонт зданий), теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, ремонт инженерных коммуникаций, а также благоустройство территорий, утилизация мусора и уборка.
ЖКХ России занимает существенное место в экономике страны. Доля основных фондов составляет более 26 % от общего объёма основных фондов экономики. [17, с. 89]
С начала экономических реформ в России 1990-х годов инвестиции в основные фонды были резко сокращены. По состоянию на 2013 год в целом по ЖКХ нормативный срок отслужили более 60 % основных фондов Только на приведение изношенных фондов до нормативного состояния требуется более 6 трлн. руб., по признанию властей, «этих средств на сегодня у государства нет».
В отрасли с каждым годом увеличивается аварийность. Так, за отопительный сезон 2010—2011 годов в ЖКХ зафиксировано более 18,7 тысяч технологических нарушений и мелких аварий, по сравнению с прошлым годом рост составил 27 %. Их основные причины носили техногенный характер, в основном из-за ветхости основных фондов, и только 15% произошли из-за, так называемого «человеческого фактора». [19, с. 117]
В советский период после войны устойчиво росли объёмы вводимого жилья вплоть до 1990 года. В 1990-е годы объёмы строительства нового городского жилья упали до уровня 1950-х годов.
В 2011 г. на территории Российской Федерации за счет всех источников финансирования построено 716,9 тыс. новых благоустроенных квартир общей площадью 58,4 млн.кв. метров.
Современный уровень жилищного строительства по количеству введенного жилья составляет около 80% от наибольшего ввода, достигнутого в 1987г. (72,8 млн.кв. метров).
С 2001г. по 2008г. объемы строительства жилых домов ежегодно увеличивались. В 2009г. было отмечено снижение ввода общей площади жилья по сравнению с предыдущим годом, в 2011г. падение объемов строительства жилья продолжилось (на 2,4% меньше по сравнению с 2009г.).
Ввод общей площади жилья в расчете на 1000 человек населения вырос с 207 кв. метров в 2000г. до 409 кв. метров в 2011г., однако по сравнению с 2010г. он уменьшился на 13 кв. метров. Улучшилась обеспеченность населения жильем, в жилищном фонде в 2011г. в среднем на одного жителя приходилось 22,6 кв. метра общей площади жилых помещений против 22,4 кв. метра в 2009г. и 19,2 кв. метра в 2000 году.
В январе-мае 2012 г. введено 177,3 тыс. новых квартир общей площадью 15,3 млн.кв. метров, что составило 93,1% к январю-маю 2012 года. (Таблица 1).
Таблица 1
Динамика ввода в действие жилых домов
2005 |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. | |
Введено в действие жилых домов, млн.м2 общей площади |
41,0 |
43,6 |
50,6 |
61,2 |
64,1 |
59,9 |
58,4 |
62,3 |
в % к предыдущему году |
112,6 |
106,1 |
116,1 |
121,1 |
104,6 |
93,5 |
97,6 |
106,6 |
Таким образом, по данным Таблицы 1 видно, что, за 2012 год введено в эксплуатацию в России 788,2 тыс. квартир общей площадью 62,3 млн.кв.метров, Это на 6,6% больше чем в 2011 – тогда было введено 58,4 млн.кв.метров жилья.
Среди субъектов Российской Федерации в 2013 г наибольшие объемы жилищного строительства осуществлялись в Московской области, где введено 13,2% от сданной в эксплуатацию общей площади жилья по России в целом, Краснодарском крае – 5,9%, Санкт-Петербурге – 4,3%, Республике Татарстан – 3,8%, Республике Башкортостан – 3,4%, Тюменской области – 3,3%, Ростовской области – 3,0%, Москве и Свердловской области – по 2,9%, Нижегородской и Новосибирской областях – по 2,4%. В этих субъектах Российской Федерации построено чуть меньше половины введенной общей площади жилья в России. Для обеспечения нормативного срок службы домов необходим их регулярный и своевременный ремонт. В СССР объёмы капитального ремонта жилья полностью соответствовали нормам технического содержания жилых домов, обеспечивая их сохранность на период не менее 100 лет эксплуатации.
В постсоветский период из-за резкого сокращения ремонта произошло нарастание объёма ветхого и аварийного жилья.
В настоящее время в Российской Федерации эксплуатируется жилищный фонд в размере 3,2 млрд.кв. метров, из него 85,6% находится в частной собственности.
В 2010 г. выбыло по ветхости и аварийности 2,6 млн.кв. метров общей площади жилых помещений, или 2,6% от ветхого и аварийного жилищного фонда. (Рис. 1)
Рис. 1. Динамика ветхого и аварийного жилищного фонда в России
Исходя из данных Рис. 1 следует, что общая площадь жилых помещений, размещенная в аварийных и ветхих строениях, в 1,7 раза превышает объем введенного в 2010г. жилья и составляет 99,4 млн.кв. метров, что на 33,8 млн.кв. метров больше, чем в 2000 году.
В 2013 году отремонтировано 8,7 млн.кв. метров жилья, что на 4,9 млн.кв.метров (прирост в 1,3 раза) больше, чем в 2000 году.
По официальным данным Министерства регионального развития, большинство мощностей ЖКХ полностью выработало свой ресурс. В среднем по стране изношено 63% канализации и тепловых сетей, 58% электрических сетей, 55% котельных, 65% коммунальных сетей водопровода, 65% водопроводных насосных станций, 54% очистных сооружений водопровода. В некоторых городах коммунальная инфраструктура износилась в целом до 70-80% и продолжает активно эксплуатироваться.
При таких условиях вероятность техногенных катастроф увеличивается с каждым годом. Более того, крупные аварии в различных регионах страны вынуждают к реформированию ЖКХ, чтобы предотвратить опасность, реально существующую для миллионов россиян. [20, с. 70]
Начало девяностых годов прошлого века рассматривается в истории как период начала реформирования российской экономики в целом и ЖКХ, в частности. Рыночные механизмы были приведены в действие, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Концепция реформы ЖКХ была утверждена Указом Президента РФ 28 апреля 1997 года. Положения ее получили развитие в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации», рассчитанной на 2002-2010 годы. Она являлась частью целевой федеральной программы «Жилище», утвержденной постановлением Правительства РФ в ноябре 2001 года [43].
Реформа ЖКХ подразумевает под собой модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны и решения таких задач, как:
Реформа нужна для преодоления возникшего в стране жилищного и коммунального кризиса, вызванного длительным недофинансированием и неэффективным управлением жилищным фондом, проявляющемся в быстром увеличении количества ветхого и аварийного фонда, с реальной угрозой здоровью и жизни многих людей.
Жилищный кризис, как правило, преодолевается или путем строительства нового и доступного по ценам большинству нуждающихся жилья, или путем восстановления и сохранения существующего жилья либо одновременным использование этих двух направлений жилищной политики [19, с. 11].
Формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере сопровождалось высокими темпами роста расходов населения на оплату жилищных и коммунальных услуг, поэтому программа реформирования в качестве важнейшей своей составляющей содержала систему социальной защиты в виде адресных жилищных субсидий, т.е. частичного возмещения за счет бюджетных средств расходов низкодоходных семей на квартплату.
До недавнего времени имело место негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения.
Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, требующих незамедлительного решения.
1.3. Проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства в России
Решение задачи создания эффективной системы финансирования и функционирования сферы жилищно-коммунальных отношений требует особого внимания. В значительной мере организация функционирования жилищно-коммунального хозяйства входит в сферу ведения местного самоуправления и напрямую влияет на уровень и качество жизни большинства жителей муниципальных образований. В настоящее время эта сфера отношений является источником постоянного социального напряжения и социальных конфликтов, связанных с: