Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 14:18, дипломная работа
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что мотивация персонала является важным фактором повышения производительности труда, которая, в свою очередь, оказывает прямое и непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности любого предприятия.
На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда (как основной компонент мотивационной сферы компании), побуждающую каждого конкретного работника (рабочего, техника, инженера, менеджера) работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели.
Разработка системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ………………………………………………………..
1.1 Понятие мотивации и стимулирования………………………………….
1.2 Производительность труда: понятие, значение, показатели……………
1.3 Заработная плата, стимулирование и мотивация персонала как факторы, оказывающие влияние на производительность труда………………
6
6
10
16
2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ООО «НАВКРАТИС»……………………………………………………………………………
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Навкратис».………….
2.2 Финансовое состояние предприятия…………………………………….
2.3 Анализ производительности труда ООО «Навкратис»…………………
2.4 Анализ мотивации и стимулирования персонала……………………..
27
27
33
37
44
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА……………………………………
3.1 Улучшение системы мотивации на предприятии………………………
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на основе мотивации персонала………………….
3.3 Совершенствование управления кадрами и учета заработной платы…
3.4 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий…………
49
49
51
55
64
Выводы и предложения……………………………………………………….
68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
72
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кубанский государственный университет физической культуры,
спорта и туризма
Факультет экономики и менеджмента
Заочная форма обучения
Кафедра экономики и менеджмента
на тему: Совершенствование системы мотивации деятельности предприятия
(на примере ООО «Навкратис»)
Краснодар 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ…………………………………………………… 1.1 Понятие мотивации и стимулирования…………………………………. 1.2 Производительность труда: понятие, значение, показатели…………… 1.3 Заработная плата, стимулирование и мотивация персонала как факторы, оказывающие влияние на производительность труда……………… |
6 6 10
16 |
2 ОЦЕНКА СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ООО «НАВКРАТИС»………………………………………………… 2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «Навкратис».…………. 2.2 Финансовое состояние предприятия……………………………………. 2.3 Анализ производительности труда ООО «Навкратис»………………… 2.4 Анализ мотивации и стимулирования персонала…………………….. |
27 27 33 37 44 |
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА…………………………………… 3.1 Улучшение системы мотивации на предприятии……………………… 3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на основе мотивации персонала…………………. 3.3 Совершенствование управления кадрами и учета заработной платы… 3.4 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий………… |
49 49
51 55 64 |
Выводы и предложения………………………………………………… | 68 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… | 72 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… | 76 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что мотивация персонала является важным фактором повышения производительности труда, которая, в свою очередь, оказывает прямое и непосредственное влияние на финансовые результаты деятельности любого предприятия.
На современном этапе развития экономики становится очевидным, что ни одна система управления не сможет успешно функционировать, если не будет включать в себя эффективную систему мотивации труда (как основной компонент мотивационной сферы компании), побуждающую каждого конкретного работника (рабочего, техника, инженера, менеджера) работать производительно и качественно для достижения конкретно поставленной цели.
Разработка системы мотивации труда, позволяющей в наибольшей степени соединить интересы и потребности работников со стратегическими задачами предприятия, является ключевой задачей кадровой службы.
К настоящему времени, прежде всего, зарубежными фирмами, но также и российскими предприятиями накоплен значительный опыт в разработке систем мотивации. Но, несмотря на наличие значительного количества различных мотивационных систем, выбрать из них единственную и механически внедрить ее принципы на конкретном российском предприятии практически невозможно. Это объясняется тем, что нельзя переносить зарубежный опыт на российскую действительность не учитывая социально-экономические и культурные особенности развития страны.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности является одной из центральных как в психологии, социологии, педагогике, так и в управлении. Вопрос мотивации труда продолжает быть главной темой организационной психологии и организационного поведения.
Прогресс в исследовании трудовой мотивации привел к получению широкого диапазона результатов как по факторам и процессам поведения, так и по результатам выполнения работы на рабочем месте. Этот рост новых идей и концепций из смежных областей психологии сопровождается все возрастающим беспокойством по поводу того, что влиятельные теории и концепции трудовой мотивации не являются достаточными для решения соответствующих проблем в организациях.
Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих точек зрения и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению процесса мотивации, вследствие чего любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.
Так, до настоящего времени основные теории трудовой мотивации не способны объяснить, почему знание не преобразуется в действие во многих сферах деятельности организаций. Они не вносят существенного вклада в установление различий между результатами мотивационных процессов в случае простых и сложных работ, в понимание действия мотивации во взаимосвязи между трудом и внетрудовой деятельностью, не объясняют, как мотивация функционирует в рабочих группах и командах и т.д. Поэтому менеджерам важно и необходимо знать ключевые аспекты мотивации персонала организации для создания оптимальных условий для реализации потенциала работников предприятия.
В каждой компании действует та или иная система мотивации персонала. Основной задачей мотивационной системы является идентификация целей личности с целями организации. Однако каждая из таких систем, как правило, имеет определенные недостатки или «узкие места», которые препятствуют реализации как целей фирмы, так и удовлетворению самих работников.
Поэтому исследование и анализ каждой конкретной системы мотивации персонала компании позволяют определить достоинства этой системы, а, самое главное, выявить ее недостатки, которые в последствии можно устранить.
Повышение эффективности управления трудовыми ресурсами является важным условием повышения эффективности управления предпринимательской структурой в целом. Повышение эффективности управления трудовыми ресурсами как фактора повышения конкурентоспособности предпринимательских структур требует от них осознания и необходимости проведения анализа хозяйственной деятельности.
В связи с тем, что для Российской Федерации наиболее важна проблема роста благосостояния, особую актуальность приобретает вопрос совершенствования управления производительностью труда, определения метода измерения производительности труда, определения приоритетных направлений роста с учетом отраслевых особенностей, разработки эффективных мер по управлению данными приоритетами.
Объектом исследования являются трудовые ресурсы предприятия.
Предмет исследования – мотивация и стимулирование труда в ООО «Навкратис» и способы ее совершенствования.
Цель дипломной работы – совершенствование системы стимулирования труда работников предприятия на примере ООО «Навкратис».
Для достижения указанной цели необходимо решение задач:
- исследовать теоретические основы мотивации и стимулирования труда работников;
- провести анализ показатели деятельности ООО «Навкратис»;
- исследовать структуру персонала;
- провести факторный анализ производительности труда ООО «Навкратис»;
- разработать мероприятия по повышению производительности труда (по улучшению системы мотивации на предприятии и по улучшению социально-психологического климата в коллективе);
- обосновать экономическую эффективность предлагаемых мероприятий.
Методы исследования: анализ, прогнозирование.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, список литературы, представленный 50 источниками и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ
ТРУДА РАБОТНИКОВ
1.1 Понятие мотивации и стимулирования
Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Основные задачи мотивации:
- формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
- обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
- формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации [17, С. 178].
Для решения этих задач необходим анализ:
- процесса мотивации в организациях;
- индивидуальной и групповой мотивации, если таковая имеется в зависимости между ними;
- изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.
Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.
Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания [33, С, 210].
С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более детализированное определение мотивации. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий. Мотивационная структура человека обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, В.В. Глухов выделяет два основных типа мотивирования [7, С. 187]:
Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: «Я даю тебе что ты хочешь, а ты даешь мне что я хочу». Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия то и процесс мотивирования не сможет состояться.
Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действии человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективном управлению человеком.
Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Однако и его результаты в целом существенно превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членами.
Информация о работе Совершенствованние системы мотивации деятельности предприятия "Навкратис"