Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 22:05, курсовая работа
В условиях общемирового кризиса экономики и, как следствие, государственных систем управления, обостряется проблема современной экономики России в целом и развитие агропромышленного комплекса в современных условиях происходит в условиях этих процессов. Данная проблема приобрела большую актуальность.
Особенности системы управления агропромышленным комплексом на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в его деятельности. Основными экономическими целями предприятия АПК в рыночных условиях являются повышение эффективности системы управления предприятием на всех уровнях, повышение эффективности производства, увеличение объёмов производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива предприятия.
Введение ……………………………………………………………………….
1 Современное состояние и проблемы агропромышленного комплекса РФ
1.1 Обзор состояния АПК в России в современных условиях……….……..
1.2 Состояние агропромышленного комплекса Тамбовской области ……..
1.3 Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на примере растениеводства)…………………………….…..
2Современные инструменты поддержки российских сельскохозяйственных производителей в области растениеводства ……...
2. 1 Инструментарий поддержки развития АПК РФ …………………..…...
2.2 Особенности организации сельскохозяйственного кредитования……
2.3Перспективы развития инструментов поддержки сельскохозяйственных производителей в области растениеводства России
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………...
Во многом, развитие аграрного сектора экономики, представляет собой результат совершенствования государственного управления. Развитие агропромышленного комплекса зависит от того, насколько обоснованными будут отношения между государством и хозяйственными формированиями отрасли. Если государство качественно решает эту задачу, то не менее 80 % предприятий и организаций агропромышленного комплекса работает эффективно.
Экономические предпосылки для преобразований в сельском хозяйстве должны быть созданы государством. Государственное регулирование должно осуществляться по таким важнейшим направлениям, как формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции, финансирование, кредитование, страхование и налогообложение, защита отечественного товаропроизводителя, развитие науки и социальной сферы.
В процессе формирования рыночных отношений на каждом этапе развития продовольственного рынка требуется определение приоритетов, материальное и финансовое обеспечение их реализации. Таковыми можно считать: повышение эффективности агропромышленного производства, качественное состояние и уровень использования производственного потенциала, использование достижений научно-технического прогресса [3].
Важнейшей задачей регулирования рынка и рыночных отношений в сельском хозяйстве является поддержка конкурентных отношений, устранение всяких препятствий для доступа на рынок и выхода из него предприятий с различными видами собственности и организационно-правовыми формами хозяйствования.
Государственное вмешательство требуется для сводного распространения достоверной информации о предложении, спросе и ценах на продукцию и услуги. Государство должно, прежде всего, обеспечить максимально высокую мобильность материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов в сельском хозяйстве.
Вместе с тем регулирование не должно отменять действие рыночных механизмов на экономику сельского хозяйства, способствующих повышению ее эффективности, а всячески развивать и поддерживать инициативу предпринимателей.
Основными задачами государственного регулирования сельскохозяйственного производства являются: [11].
-обеспечение населения страны доступными высококачественными продуктами питания;
-формирование и обеспечение экономической безопасности продовольственных рынков;
-обеспечение продовольственной безопасности;
-развитие конкурентоспособного и устойчивого сельскохозяйственного производства;
-восстановление и создание современной индустриальной базы агропромышленного производства;
-повышение финансовой устойчивости деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
-выявление нормативно-правовых и рыночных инструментов социально-экономического механизма государственной поддержки действенных сельхоз товаропроизводителей, а не посредников;
-определение путей рационального использования ресурсного потенциала сельскохозяйственного производства и необходимых сдвигов, как в отраслевой, так и в территориальной структуре производства [16].
Широкое развитие на сегодняшний день в сельском хозяйстве частной собственности и сочетание ее с множеством организационно-хозяйственных форм предпринимательства приводит к широкому распространению индивидуальных и коллективных форм собственности. В связи с этим важнейшим принципом государственного регулирования сельскохозяйственного производства выступает поддержка предпринимательских структур различных форм собственности.
Основными принципами государственного регулирования деятельности сельхоз товаропроизводителей (растениеводство) являются: [6].
-поддержка предпринимателей всех форм собственности;
-единство агропродовольственного рынка и ресурсов для сельскохозяйственного производства, равных условий конкуренции на агропродовольственном рынке на всей территории страны;
-последовательность и устойчивость мер государственного регулирования агропродовольственного сектора;
-адресность мер государственной поддержки и целевое программное использование бюджетных средств;
-гарантированность исполнения обязательств государства перед сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими субъектами агропродовольственного рынка;
-стимулирование эффективно работающих предприятий;
-развитие специализированного производства.
На практике реализация принципов государственного регулирования предполагает поиск эффективных форм и методов воздействия государства на экономику. Однако следует учесть, что неравномерность развития регионов Росси предопределяет необходимость дифференцированного подхода к использованию форм, методов и инструментов государственного регулирования развития сельского хозяйства. Несомненна роль государства в создании единого правового пространства в агропромышленной сфере и проведении эффективной внешнеторговой политики [11] .
Таким образом, государственное регулирование сельскохозяйственного производства осуществляется посредством разработки основных направлений развития аграрной отрасли экономики, определения государственной политики в области нормативного закрепления системы органов управления сельским хозяйством, финансирования, ценообразования, налогообложения, то есть в условиях рыночной экономики государство проводит сегодня новую аграрную политику в целях наилучшего удовлетворения потребностей граждан страны.
Принимаемые в последние годы меры по поддержке агропромышленного комплекса, такие как финансовое оздоровление предприятий, субсидирование процентов кредитной ставки, развитие лизинга, осуществление программы социального развития села, все же позволили несколько приостановить опасную тенденцию распада сельского хозяйства в целом.
Однако, сегодня по-прежнему остается актуальной проблема рационального распределения функций управления между федеральным центром и региональными органами власти, обеспечивающих развитие сельского хозяйства. В любой стране, при любой социально-экономической системе государство в той или иной степени посредством права регулирует общественные отношения в аграрном секторе экономики.
В новой Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг» в качестве инструментов будут использоваться: две закупочные и товарные интервенции на рынке сельхозпродукции; таможенно-тарифное и нетарифное регулирование (с учетом правил ВТО и договоренностей в рамках Единого экономического пространства); налоговые льготы; меры, предусмотренные Законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
Основным направлением поддержки отрасли остаются субсидии из федерального бюджета, предоставляемые на развитие сельскохозяйственного производства по всем основным направлениям [5].
Согласно новой государственной программе уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций должен достичь не менее 25 %. В настоящее время этот показатель в отрасли равняется 8,3 %, а без государственной поддержки — 5,4 %.
Уровень заработной платы в сельском хозяйстве к 2020г. должен составлять не менее 85 % от среднего по экономике страны.
Согласно требованиям ВТО, государственная поддержка отрасли должна быть сокращена равными долями с 9 млрд. долл. в 2013 г. до 4,4 млрд. долл. в 2020 г.
Ситуация складывается так, что в первые годы реализации Госпрограммы, когда еще разрешается выделять на поддержку сельского хозяйства до 9 млрд. долл., принятыми бюджетными проектами не предусматривается её рост. А в последующие годы, когда в соответствии с проектом Госпрограммы поддержку планируется повысить, этого уже будет сделать нельзя, поскольку начнут действовать более низкие ее предельные размеры.
Открыв свои рынки для стран — членов ВТО, российский сельхозтоваропроизводитель должен конкурировать с ведущими мировыми экспортерами продовольствия, использующими в производстве передовые технологии. Производительность труда конкурентов в разы превышает российский показатель, при этом уровень господдержки и тарифной защиты внутреннего рынка у них значительно выше, что служит дополнительный стимул для ускорения темпов освоения современных ресурсосберегающих технологий, техники и повышения конкурентоспособности российского АПК [6].
В настоящее время существует необходимость не столько получения государственной поддержки, сколько эффективного ее использования. Поэтому важно целесообразное использование форм государственной поддержки, которые реализуются через организационно-экономический механизм.
Организационно-экономический механизм государственной поддержки агропромышленного производства должен формироваться на основании следующих принципов:[16]
-достаточность, гласность и контроль выделяемых бюджетных средств и строгое планирование бюджетного финансирования;
-своевременность оказания поддержки и содействия в решении неотложных проблем агропромышленного комплекса;
-упреждающий, программно-целевой и адресный характер мер поддержки, предотвращающий дестабилизацию аграрного рынка;
-доступность, гибкость и прозрачность государственной поддержки для различных видов хозяйств;
-учет региональных особенностей при финансировании бюджетных программ и формировании единого рыночного пространства [12].
Формы государственной поддержки аграрного производства должны создавать благоприятные организационно-экономические условия функционирования.
В настоящее время сложилась многоканальная система государственной поддержки сельского хозяйства, включающая разделение форм поддержки на прямые, косвенные и опосредованные. При этом к прямым формам поддержки относят формы бюджетного финансирования, средства которого прямо или опосредованно влияют на финансовые результаты хозяйствующих субъектов села. Косвенная поддержка включает меры защиты внутреннего рынка продовольствия и его регулирования. Методы прямого воздействия являются наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.
К прямым формам можно отнести ресурсное обеспечение агропромышленного комплекса. Рассмотрим его на примере проведения Государственной программы развития сельского хозяйства РФ на 2008—2012 годы (см. табл. 1), что позволит нам представить полноту и эффективность использования указанных форм поддержки.
Таблица 1 - Ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства РФ на 2008 — 2012 годы, млрд. руб.
Основные направления |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего за 2008-2012 гг. |
Доля в общем объеме, % |
Устойчивое развитие сельских территорий |
7,34 |
19,03 |
25,12 |
29,60 |
31,28 |
112,37 |
20,38 |
Создание условий функционирования сельского хозяйства |
9,86 |
12,92 |
13,78 |
14,66 |
15,33 |
66,55 |
12,07 |
в том числе по поддержке почвенного плодородия |
8,17 |
10,67 |
11,40 |
12,20 |
12,98 |
55,42 |
|
Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства |
13,73 |
15,41 |
14,11 |
14,37 |
15,04 |
72,66 |
13,18 |
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства |
44,00 |
51,28 |
65,62 |
64,94 |
66,85 |
292,69 |
53,09 |
в том числе комплекс мер по повышению доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных предприятий |
25,28 |
36,46 |
46,90 |
50,54 |
52,08 |
211,26 |
|
Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия |
1,36 |
1,36 |
1,36 |
1,43 |
1,50 |
7,01 |
1,28 |
Итого |
76,30 |
100,00 |
120,00 |
125,00 |
130,00 |
551,30 |
100,00 |
Представленные данные показывают, что объем выделяемых средств согласно данной программе составляет 551,3 млрд. руб., из которых наибольшая доля средств 53,09 % или 292,69 млрд. руб. на достижение финансовой устойчивости за счет мер по повышению доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных организаций. Развитие сельскохозяйственных территорий занимает второе место по объему выделяемых средств и составляет 20,38 % или 112,37 млрд. руб. При этом объем средств в течение четырех лет возрастает на 53,7 млрд. руб. или в 1,7 раза.
Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. При их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами, а создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям государственной экономической политики.[9]
Примером косвенных форм являются льготное налогообложение, закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, защита экономических интересов товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности и пр.
Форма опосредованной поддержки на федеральном уровне представлена мероприятиями по обеспечению благоприятных организационно-экономических условий функционирования сельскохозяйственных производителей. Они включают в себя меры по реструктуризации задолженности производителей, участие в деятельности отраслевых союзов и пр.
К сожалению, в настоящее время прямая и косвенная формы государственной поддержки пока еще не достаточно развиты. А опосредованная поддержка практически отсутствует со стороны государства. Но, ведь только гармоничное сочетание всех трех форм поддержки придает механизму государственной поддержки, как части государственного регулирования устойчивость и эффективность, стабильность и обеспечение продовольственного безопасности страны. [9]
2 Современные инструменты
2. 1 Инструментарий поддержки развития АПК РФ
Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства обусловлена его низкой эффективностью по сравнению с другими отраслями экономики:
-длительный период окупаемости инвестиций, особенно направленных на основное средство производства - поддержание необходимого уровня плодородия почв;
Информация о работе Современные инструменты поддержки сельхозпроизводителей