Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 22:05, курсовая работа
В условиях общемирового кризиса экономики и, как следствие, государственных систем управления, обостряется проблема современной экономики России в целом и развитие агропромышленного комплекса в современных условиях происходит в условиях этих процессов. Данная проблема приобрела большую актуальность.
Особенности системы управления агропромышленным комплексом на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в его деятельности. Основными экономическими целями предприятия АПК в рыночных условиях являются повышение эффективности системы управления предприятием на всех уровнях, повышение эффективности производства, увеличение объёмов производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива предприятия.
Введение ……………………………………………………………………….
1 Современное состояние и проблемы агропромышленного комплекса РФ
1.1 Обзор состояния АПК в России в современных условиях……….……..
1.2 Состояние агропромышленного комплекса Тамбовской области ……..
1.3 Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на примере растениеводства)…………………………….…..
2Современные инструменты поддержки российских сельскохозяйственных производителей в области растениеводства ……...
2. 1 Инструментарий поддержки развития АПК РФ …………………..…...
2.2 Особенности организации сельскохозяйственного кредитования……
2.3Перспективы развития инструментов поддержки сельскохозяйственных производителей в области растениеводства России
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………...
При многоцелевом управлении при государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием финансово-кредитного механизма усиливается роль процесса кредитования.
В целях развития финансово-кредитного механизма в аграрной сфере экономики необходимо, прежде всего, определить положительные и негативные стороны сложившейся системы кредитования, а также кредитоспособность сельских товаропроизводителей.
Проведенный анализ различных подходов к определению роли государства в системе кредитования сельского хозяйства позволяет автору сделать вывод о том, что подавляющее большинство как зарубежных, так и отечественных исследователей признают объективную необходимость участия в ней государства.
При этом отечественные ученые в основном выступают за активное участие государства в кредитовании сельского хозяйства в качестве полноправного участника, а западные ученые отводят государству в основном роль регулятора рынка сельскохозяйственного кредита.
Следовательно, рынок сельскохозяйственного кредита иллюстрирует собой пример тесного взаимодействия государства, банковского сектора и сельскохозяйственных производителей в вопросе обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики и достижения продовольственной безопасности страны. При этом оптимальным для кредитования сельского хозяйства признается сочетание специализированного сельскохозяйственного банка с государственным участием и универсальных коммерческих банков, занимающихся кредитованием сельского хозяйства на общих основаниях.
Перспектива кредитования сельского хозяйства видится во взаимодействии инструментов государственного регулирования и саморегулирования рынка сельскохозяйственного кредита.
Государство на современном этапе призвано сыграть роль организатора будущей полноценной системы кредитования сельского хозяйства, отделенной от прямой государственной поддержки АПК и развивающейся на рыночных принципах взаимодействия банковского сектора и сельского хозяйства. Именно поэтому первостепенной задачей государства должно стать формирование комплексной национальной системы кредитования сельского хозяйства с учетом объективно присущих ему особенностей. При этом при разработке кредитных продуктов, наиболее полно соответствующих потребностям сельскохозяйственных заемщиков в кредитах на их текущую и инвестиционную деятельность должны в максимальной степени учитываться специфические особенности сельскохозяйственного производства, которые были классифицированы автором в зависимости от их отраслевого или внутриотраслевого характера.
Рисунок 4 - Специфические особенности сельского хозяйства, влияющие на организацию его кредитования
Выделяемые отраслевые и внутриотраслевые особенности сельского хозяйства (см. рис. 4), влияющие на организацию его кредитования, в концентрированном виде могут быть сведены к таким важным для банков характеристикам, определяющим доступ организаций к кредитным ресурсам, как уровень кредитоспособности сельскохозяйственных организаций и степень обеспеченности кредита залогом.
В целом, на основе анализа факторов, влияющих на организацию кредитования сельского хозяйства, можно сделать вывод о том, что в настоящее время специфические условия хозяйствования в аграрном секторе экономики и уникальность имеющегося в распоряжении имущества, которое может выступать обеспечением по кредиту, играют не в пользу последнего.
Так, уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в России на протяжении многих лет остается самым довольно в сравнении с другими отраслями экономики, что делает его абсолютно неконкурентоспособным на рынке кредитных ресурсов. Кроме того, сельское хозяйство на современном этапе развития не в состоянии в полной мере обеспечить необходимый банкам в качестве обеспечения по кредиту ликвидный залог.
Изучение характера влияния выделенных групп факторов позволило установить, что особую роль в обеспечении доступа сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам играют формы прямой и косвенной государственной поддержки. В то же время, учитывая высокие общественные издержки, связанные с вовлечением в значительных объемах бюджетных средств на развитие отрасли на фоне слабой финансовой устойчивости значительной части хозяйствующих субъектов, в диссертации предлагается увеличить вклад других источников средств и усилить участие иных субъектов.
В частности, предлагается создать негосударственный фонд поддержки сельхозпроизводителей в форме государственно-частного партнерства, средства которого будут формироваться на паритетной основе: за счет средств государства и социальноответственных инвесторов. В дипломной работе установлены и другие факторы, сдерживающие спрос сельхозпроизводителей на кредитные ресурсы, связанные с недостаточным уровнем развития институциональной и инфраструктурной среды, макро и микроэкономические причины.
Выделяя особую роль форм государственной поддержки в развитии кредитования предприятий аграрной отрасли экономики, одновременно подчеркивается противоречивое влияние прямых субсидий, направляемых конечному пользователю кредита. В исследовании подчеркивается, что ограниченный объем выделяемых в соответствии с государственными программами субсидий является одновременно сдерживающим фактором спроса на доступные по стоимости кредитные ресурсы и фактически является проявлением политики кредитной рестрикции в отношении предприятий малых форм хозяйствования.
Субсидирование процентной ставки по существу представляет собой способ перераспределения дохода между одними производителями в пользу других, затрагивая одновременно интересы налогоплательщиков.
Субсидирование процентной ставки по кредиту затрудняет перераспределение кредитных ресурсов, негативно отражается на рентабельности производства, закрепляет низкий уровень дохода и способствует решению проблем в сельском хозяйстве. Этот вывод обусловил потребность в более подробном исследовании форм государственной поддержки как условия развития кредитования.
Изучение международного опыта показало, что отличие государственного регулирования и поддержки сельхозпроизводителя в России от зарубежной практики состоит, во-первых, в том, что существующие формы поддержки не нацеливают сельхозпроизводителя на конечный результат; во-вторых, созданная система остается неповоротливой и не в состоянии, например, в случае неурожая или перепроизводства продукции, гарантировать сельхозпроизводителю позитивный результат.
Правительство России должно создавать специальные фонды для осуществления государственной поддержки кредитования в агропромышленном производстве. Правительству предоставлено право определять порядок использования средств этих фондов. Самое главное в этом порядке состоит в применении практики кредитования, при котором за счет средств указанных фондов с организаций агропромышленного производства должно взыскиваться не более 25 % учетной ставки Центробанка. С учетом же аналогичной поддержки из региональных бюджетов процентные ставки реально могут снизиться до 5-7 % годовых.
В аграрной сфере экономики кредит должен стать не только формой пополнения финансовых ресурсов предприятия или организации на возвратной основе, но и инструментом эффективного использования агроклиматического потенциала, земельных угодий, трудовых и материальных ресурсов в системе ведения сельского хозяйства.
Традиционный механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей включал приемы и методы воздействия на осуществление кредитных отношений в целях достижения наивысших конечных результатов с наименьшими затратами. При этом не учитывались кредитные риски, экономические угрозы, как самой системе кредитования, так и сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В настоящее время действующие экономические инструменты государственной поддержки сельского хозяйства и отраслей АПК не обеспечивают получение прибыли в основных отраслях сельского хозяйства, что не позволяет развивать сельскохозяйственное производство.
2.3 Перспективы развития инструментов поддержки сельскохозяйственных производителей в области растениеводства России
Фактически текущая поддержка АПК России направлена на компенсацию произведенных затрат сельскохозяйственным товаропроизводителем (растениеводство), что делает ее недостаточно эффективной в силу следующих причин:
-ежегодно колеблющаяся бюджетная обеспеченность и отсутствие единого источника информации, из которого сельхозтоваропроизводители узнавали бы обо всех изменениях объемов субсидий, не позволяют долгосрочно планировать свою работу. Провозглашенный в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» принцип равной доступности государственной поддержки для всех аграриев, выполнивших требования, установленные законом, госпрограммами, постановлениями правительства и т.п., не всегда соблюдаются в силу превышения заявок над бюджетным лимитом и отсутствия механизма перераспределения остатков финансовых ресурсов по другим мероприятиям, заложенным в бюджете.
-отсутствие целевых показателей для сельхозтоваропроизводителей и механизм предоставления субсидий, основанный на предоставлении документов, подтверждающих объем произведенных затрат, превращает аграриев в неэффективных собственников и приводит к злоупотреблениям при получении субсидий. Так, 50%-е субсидирование затрат на страхование урожая уже используется рядом нечистых на руку аграриев и страховыми компаниями путем заключения фиктивных полисов страхования для получения субсидий и очередного «распила» бюджетных средств – что будет в случае наступления страхового случая, при этом стараются не думать.
Да, в настоящее время не решена основная проблема финансового кризиса сельского хозяйства – имеющийся диспаритет рыночных цен и себестоимости производства, возникший в годы либерализации экономики и вызванного ею насыщения продовольственного рынка товарами в основном импортного производства, но при этом успешно осуществляется техническое перевооружение аграрного сектора и рост производства по ряду направлений.
Новая программа по поддержке АПК России на 2013-2020, в основном содержит принципы, требования и методы предыдущей программы, но с учетом вступления России в ВТО:
-обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
-повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
-обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
-воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;
-устойчивое развитие сельских территорий.
Для достижения этих целей государство предусматривает решение следующих задач, реализуемых в федеральных целевых программах, подпрограммах, основных мероприятиях:
1)стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции;
2)создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;
3)повышение эффективности регулирования внутренних и внешних рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
4)поддержка малых форм хозяйствования;
5)техническая и технологическая модернизация, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
6)рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание организационно-экономических условий для расширенного воспроизводства;
7)совершенствование системы информационного обеспечения в сфере АПК;
8)научное обеспечение реализации мероприятий по развитию агропромышленного производства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
9)совершенствование управления в сфере агропромышленного комплекса.
10)повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.
Вместе с тем, перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.
За счет средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на цели поддержки определенных подотраслей сельского хозяйства, предполагается снизить затраты и повысить уровень рентабельности, что позволит ежегодно увеличивать объемы производимой продукции, наращивать производство, вытеснять экспортную продукцию и формировать благоприятную среду для привлечения инвесторов.
Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2013-2020 годы составит за счет средств федерального бюджета 3 573 379 866,50 тыс. руб.
Информация о работе Современные инструменты поддержки сельхозпроизводителей