Современные инструменты поддержки сельхозпроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

В условиях общемирового кризиса экономики и, как следствие, государственных систем управления, обостряется проблема современной экономики России в целом и развитие агропромышленного комплекса в современных условиях происходит в условиях этих процессов. Данная проблема приобрела большую актуальность.
Особенности системы управления агропромышленным комплексом на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в его деятельности. Основными экономическими целями предприятия АПК в рыночных условиях являются повышение эффективности системы управления предприятием на всех уровнях, повышение эффективности производства, увеличение объёмов производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
1 Современное состояние и проблемы агропромышленного комплекса РФ
1.1 Обзор состояния АПК в России в современных условиях……….……..
1.2 Состояние агропромышленного комплекса Тамбовской области ……..
1.3 Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на примере растениеводства)…………………………….…..
2Современные инструменты поддержки российских сельскохозяйственных производителей в области растениеводства ……...
2. 1 Инструментарий поддержки развития АПК РФ …………………..…...
2.2 Особенности организации сельскохозяйственного кредитования……
2.3Перспективы развития инструментов поддержки сельскохозяйственных производителей в области растениеводства России
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Современные инструменты поддержки сх производителей.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80-100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами. По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

Выделим пути совершенствования государственного регулирования в области растениеводства в период до 2020  года:

1.Прямое субсидирование отдельных мероприятий за счет средств федерального бюджета, как правило, с софинансированием из бюджетов субъектов Российской Федерации.

 К таким мероприятиям можно отнести:

-развитие селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур;

-компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями основных видов материально-технических ресурсов, включая новую технику, минеральные удобрения и средства защиты растений, энергоресурсы, на отдельные мероприятия, в том числе на страхование посевов сельскохозяйственных культур;

-государственная поддержка (в виде субсидий) уплаты процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными и другими товаропроизводителями АПК в коммерческих банках.

2.Прямые финансовые вложения на осуществление мероприятий капитального характера, в том числе на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения, развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, социальное развитие сельских территорий;

3.Таможенно-тарифное регулирование с учётом конъюнктуры внутреннего и мирового рынка.

Подводя итог можно сказать, что подпрограммы и включенные в них основные мероприятия, а также федеральные целевые программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий, позитивное влияние на макроэкономические показатели страны.

В новой программе в очередной раз не предусмотрено механизма поддержки рыночной стоимости продукции: закупочные и товарные интервенции на рынке зерновых не помогут производителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На сегодняшний день АПК России не может обеспечить весь внутренний рынок продовольствием, т.к. государство не оказывает достаточной поддержки данной отрасли, а также основные фонды сильно изношены. Хотя государство и субсидирует сельское хозяйство, но это недостаточно из-за изношенности основных фондов и слабого притока инвестиций. Таким образом, общая экономическая оценка АПК России довольно низкая и он объективно не выдерживает конкуренции с подобными отраслями в развитых странах. Кроме того, эффективность АПК обеспечивает продовольственную безопасность страны, а значит и обеспечивает и экономическую безопасность, поэтому отказаться от этой отрасли, как от неконкурентоспособной, просто невозможно.

Для того чтобы повысить конкурентоспособность АПК, необходимо провести модернизацию всех сфер его деятельности. В частности следует разработать стратегическую модель развития АПК, которая будет отражать его развитие в долгосрочной перспективе.

В России агропромышленный комплекс, безусловно, является сложной многофункциональной структурой макроэкономики, в которой тесно связаны между собой промышленное и сельскохозяйственное производство.

Государственная поддержка сельских товаропроизводителей представляет собой методы воздействия государства на экономический механизм в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства, обеспечения расширенного воспроизводства, развития социальной и экологической сфер сельских территорий, а также обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации и  защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Традиционный механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей включал приемы и методы воздействия на осуществление кредитных отношений в целях достижения наивысших конечных результатов с наименьшими затратами. При этом не учитывались кредитные риски, экономические угрозы, как самой системе     кредитования, так и сельскохозяйственным товаропроизводителям.

В настоящее время действующие экономические инструменты государственной поддержки сельского хозяйства и отраслей АПК не обеспечивают получение прибыли  в основных отраслях сельского хозяйства, что не позволяет развивать сельскохозяйственное производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ
  2. Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 23 мая 2008 г.
  3. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
  4. Отраслевая целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009-2012 годы».
  5. Областная государственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и поддержка развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Иркутской области на 2009-2012 годы» от 22 ноября 2008 г.№ 3/65-ЗС.
  6. Правила предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений.
  7. Положение о порядке и условиях предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку сельскохозяйственного производства в 2009 году от 9 апреля 2009 г.
  8. Адуков Р. Х. Качество государственного управления как фактор оценки прогнозов и развития АПК // АПК: экономика, управление. -  2006 г. - №8.
  9. Алигаджиев М.М. Формирование организационно-экономического механизма формирования агропромышленного комплекса региона. – Махачкала, 2004.
  10. АПК России в 2008 г. (экономический обзор) // АПК: экономика и управление.- 2009. - № 3 – с.71-76.
  11. Ахмедзияутдинов М.Т. Совершенствование организационно-экономического механизма регулирования рыночных отношений в региональном АПК. – Махачкала, 2009.
  12. Басалаева Е. В. Об эффективности государственного финансирования АПК// Финансы, 2006, № 7.
  13. Бауэр Д. и др. Экономика сельскохозяйственного предприятия: Учебно-методическое пособие. – М.: ЭкоНива. 2009.-282с.
  14. Боробов В.Н. Аграрная экономика. -М.: РГАЗУ, 2010.
  15. Буянов А. Становление аренды в России в современных условиях // Международный сельскохозяйственный журнал, 2004, №6. –с.13-17.
  16. Быковская Н.В. Основные проблемы государственного регулирования молочного скотоводства
  17. Гетман, А. Аграрная политика Швеции: роль государства в регулировании рыночных отношений / А. Гетман // АПК: экономика, управление. –2008 - №8. – С. 41-47.
  18. Иванов, В.А. Интенсификация сельскохозяйственного производства: проблемы развития и эффективности / В.А. Иванов – М.: Наука, 2008. – 200 с.
  19. Канев, Г.В. Экономические проблемы сельского хозяйства Европейского Севера. / Г.В. Канев – М.: Наука, 2010. – 142 с.
  20. Кошолкина Л. Инвестиционная политика в агропромышленном комплексе // Экономист, 2006, № 12.
  21. Кузьмин, И.Н. Государственное субсидирование сельского хозяйства в странах с развитой экономикой / И.Н. Кузьмин: Автореф. Дис. канд. экон. наук. – М., 2010 – 22 с.
  22. Кундиус В. А. Организационно-экономический механизм государственного регулирования АПК.
  23. Летунов И., Смирнова М. Повышение эффективности и конкурентоспособности производства молока// АПК: экономика, управление, 2007. -  №8.-с. 34-40.
  24. Литвинова Е., Дубровина З., Совершенствование механизма субсидирования молочной продукции // АПК: экономика и управление.- 2008. - № 3 – с.57-59.
  25. Ломидзе Ю. Основы программно-целевых методов управления АПК // АПК: экономика и управление.- 2009. - № 2 – с.37-42.
  26. Макаров В. Влияние размеров ферм на экономические показатели в скотоводстве // Молочное и мясное скотоводство, 2006 -  №6.-с.2-4.
  27. Малахов С.Н., Шкляр М.Ф. Основные направления повышения эффективности молочного скотоводства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007, №9.-с.20-21.
  28. Минасов М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса// АПК: экономика, управление, 2009, № 9.
  29. Михалев А. Курсом новой агропродовольственной политики // АПК: экономика, управление, 2007 -  №5.-с.3-13.
  30. Морозов Н. Алиев Р. Направления научно-технического прогресса в животноводстве // АПК: экономика, управление, 2008 -  №10.-с.22-30.
  31. Организация сельскохозяйственного производства/ Ф.К. Шакиров, В.А. Удалов, С.И. Грядов и др.; Под ред. Ф.К. Шакирова. – М.: Колос, 2008. – 504с.
  32. Поздеев, П.И. Экономические проблемы развития АПК Республики Коми / П.И. Поздеев, В.А. Иванов – Сыктывкар: СЛИ, 2009. – 317 с.
  33. Попов Н.А. Экономика отраслей АПК. Курс лекций.- М.: ИКФ «ЭКМОС», 2008.-368с.
  34. Предпринимательство: Социально-экономическое управление: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Н.В. Родионовой, О.О. Читанавы. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2010.-383с.
  35. Рылакова Л. Регулирование ценовых отношений сельхозпредприятий Сибири // АПК: экономика и управление.- 2009. - № 4 – с.40-47.
  36. Савицкая Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учеб. – 3-е изд., испр. – Мн: ИП «Экоперспектива, 2008.-494с.
  37. Сельское хозяйство Российской Федерации в 1996-2001 годах (экономический обзор)// АПК: экономика, управление, 2009, №11. –с.8-20.
  38. Советов, П.М. Аграрная реформа на Европейском Севере России: проблемы переходной экономики / П.М. Советов – Апатиты: Изд-во Кольского НЦ РАН, 2008 – 195 с.
  39. Сушкова С.Н. Экономика сельского хозяйства: Учебное пособие. – Ульяновск, УГСХА, 2007.-223с.
  40. Ушачев И. Основные направления аграрной политики Российской Федерации// АПК: экономика, управление, 2010, № 6.
  41. Формирование системы государственного регулирования АПК северного региона, В.А. Иванов, В.В. Терентьев, А.А. Мустафаев, Т.Ю. Микушева и др. – Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2010. – 272 с.
  42. Ходос Д. Ресурсный потенциал и развитие сельскохозяйственного производства // АПК: экономика и управление.- 2009. - № 4 – с.84-88.
  43. Шарипов Ш. Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий: реальность и механизмы совершенствования // АПК: экономика и управление.- 2009. - № 2 – с.48-55.
  44. Шутьков А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса // АПК: экономика, управление, 2009. -№1.
  45. Экономика предприятий и отраслей АПК: Учебник /Под ред. П.В. Лещиловского, Л.Д. Догиля, В.С. Тонковича-Мн.: БГЭУ, 2008. –575с.
  46. Экономика предприятия (фирмы): Учебник // Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. -М.: ИНФРА-М, 2009.
  47. Экономика предприятия: учеб. пособие для вузов/ под ред. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова.- М.: Инфра-М, 2007.-602с.
  48. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.-367с.
  49. Экономика сельского хозяйства /И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др.; Под ред. И.А. Минакова.-М.: Колос, 2009.-328с.

 


 



Информация о работе Современные инструменты поддержки сельхозпроизводителей