Современные инструменты поддержки сельхозпроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

В условиях общемирового кризиса экономики и, как следствие, государственных систем управления, обостряется проблема современной экономики России в целом и развитие агропромышленного комплекса в современных условиях происходит в условиях этих процессов. Данная проблема приобрела большую актуальность.
Особенности системы управления агропромышленным комплексом на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в его деятельности. Основными экономическими целями предприятия АПК в рыночных условиях являются повышение эффективности системы управления предприятием на всех уровнях, повышение эффективности производства, увеличение объёмов производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива предприятия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….
1 Современное состояние и проблемы агропромышленного комплекса РФ
1.1 Обзор состояния АПК в России в современных условиях……….……..
1.2 Состояние агропромышленного комплекса Тамбовской области ……..
1.3 Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на примере растениеводства)…………………………….…..
2Современные инструменты поддержки российских сельскохозяйственных производителей в области растениеводства ……...
2. 1 Инструментарий поддержки развития АПК РФ …………………..…...
2.2 Особенности организации сельскохозяйственного кредитования……
2.3Перспективы развития инструментов поддержки сельскохозяйственных производителей в области растениеводства России
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Современные инструменты поддержки сх производителей.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

-влияние природных, климатических условий (большая часть территории Российской Федерации находится в зоне рискованного земледелия) связывает вероятность окупаемости капитала и получения прибыли большим риском;

-быстрый износ производственных фондов сельскохозяйственного назначения вследствие их работы в неблагоприятных условиях, в том числе в агрессивных средах (в животноводстве, птицеводстве, при работе с минеральными удобрениями и т. п.);

-научно-технический прогресс в сельском хозяйстве внедряется и проявляется медленнее, чем в промышленности;

-сельское хозяйство отличается консервативностью и неэластичностью, медленным реагированием на условия и требования рынка – так, при повышении спроса на сельхозпродукцию особенности сельскохозяйственного производства не дают возможности быстро отреагировать и увеличить выпуск продукции;

-в условиях нерегулируемой рыночной экономики, при свободной конкуренции цены в монополизированном секторе промышленности растут значительно быстрее, чем в демонополизированном аграрном секторе, что создает непреодолимый для сельскохозяйственного производства диспаритет цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов, необходимых для производства указанной продукции.

Совокупность этих факторов: сезонный характер производства и высокая фондоемкость; иммобильность материально-технических ресурсов, используемых в аграрной сфере; высокая зависимость от природно-климатических условий; наличие постоянного риска в получении стабильных доходов; ценовая неэластичность спроса на многие продукты сельского хозяйства; большой разрыв во времени между произведенными затратами и получением продукции и многие другие особенности приводят к неконкурентоспособности отраслей АПК и существенно снижают его привлекательность для инвесторов.

Повышение прибыльности сельскохозяйственного производства (растениеводства) в современных условиях достигается двумя путями:

-повышением цен на продукцию в целях окупаемости затрат товаропроизводителей;

- искусственным понижением себестоимости производства сельхозпродукции через прямые субсидии на произведенные затраты.

В настоящее время используются следующие механизмы господдержки:[16]

-налоговая политика, осуществляемая путем назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов, дифференциации в налогообложении производства отдельных видов продукции аграрного комплекса и т.д.;

-денежно-кредитная политика, посредством которой правительство воздействует на денежное обращение. Это меры по льготному и приоритетному кредитованию инвестиционных проектов, льготному страхованию урожая определенных видов сельскохозяйственных культур, особенно в регионах рискованного земледелия;

-бюджетная политика – государственные органы вправе распределять средства бюджета по различным направлениям, выделяя отраслям, социальным группам населения, признанным в данный промежуток времени приоритетными, большие бюджетные ассигнования. Государство осуществляет субсидирование процентных ставок по кредитам для агропромышленных предприятий, формирование федеральных и региональных продовольственных фондов, полное или долевое государственное финансирование, компенсирование затрат по договорам страхования, лизинг;

-ценовая политика в целом осуществляется путем регулирования цен, установления предельных цен на некоторые общественно значимые товары и услуги, предельных уровней рентабельности для предприятий – монополистов и параметров, определяющих величину цен.

-механизм гарантированных цен – в сельском хозяйстве его применяют путем устанавления органами власти цен на уровне, обеспечивающем хозяйствам минимальную рентабельность производства и получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства, пороговых (защитных) цен, если цены на внутреннем рынке существенно выше импортных, а сбыт отечественного продовольствия затруднен, мониторинга паритета цен и улучшения их соотношения, закупочных и товарных интервенций, дифференциации транспортных тарифов на перевозки сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

-планирование, которому принадлежит особое место в системе господдержки аграрного сектора. Инструментами при этом являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы, имеющие рекомендательный характер. Оно включает прогнозирование, разработку программ и планов различного назначения, позволяющих предсказать положительные последствия принимаемых решений и в необходимой и достаточной мере ограничивающих рыночные отношения;

-дотации из бюджета – ассигнования из государственного бюджета, выделяемые предприятиям за проданную продукцию для покрытия убытков, в том числе плановых, например, дотации к ценам на продукты питания для снижения расходов потребителей;

-поддержка сфер образования, здравоохранения, охрана окружающей среды, социальная политика – поддержка научных исследований по тематике, представляющей интерес для агробизнеса, содействие развитию социальной сферы села (регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда, меры по пенсионному обеспечению, помощь инвалидам, детям, страхование жизни и здоровья селян), меры по защите природы;

-государственный заказ, когда государство выступает крупнейшим прямым заказчиком продукции;

-механизм ограничений и запретов определенных видов экономической деятельности, государственное лицензирование и регистрация;

-внешнеэкономическая политика, предполагающая законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют, использование иностранных займов, инвестиций, валютных ограничений. Это, например, установление квот, таможенных пошлин на импорт или экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия в целях защиты отечественных товаропроизводителей и продовольственного рынка.

Налоговая поддержка, в виде льгот и пониженных налоговых ставок предоставляется организациям и предпринимателям в области сельского хозяйства. Эта поддержка может осуществляться в следующих формах:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшие на уплату ЕСХН (единого сельскохозяйственного налога) с доходов, уменьшенных на величину расходов, освобождает от налога на прибыль, на имущество, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией; НДС с операций по договорам о совместной деятельности, договорам инвестиционного товарищества, договорам доверительного управления имуществом или концессионным соглашениям на территории РФ), НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 35% и 9%).
  2. Организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, находящиеся на «традиционной» системе налогообложения уплачивают налог на прибыль с 2004 по 2012 год по ставке 0%, с 2013 по 2015 - 18% (3% - в федеральный бюджет, 15% - в бюджеты субъектов РФ), с 2016 - в общем порядке (20%, если ставка не изменится).
  3. Не являются объектом налогообложения транспортным налогом: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
  4. Совокупная ставка страховых взносов: 2012 год - 20,2%, 2013-14 – 27,1%.
  5. Налоговая ставка земельного налога не может превышать 0,3% в отношении земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства и 1,5% земель прочего назначения.
  6. Налог на имущество предприятия: налоговые ставки устанавливаются законами субъекта РФ, но не могут превышать 2,2%. (Приложение А)

Основной формой поддержки со стороны государства является бюджетная политика поддержки аграрного сектора. В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» государственная поддержка в форме субсидий предусмотрена по следующим направлениям:[17]

  1. обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, для крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  2. развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
  3. развитие племенного животноводства;
  4. развитие элитного семеноводства;
  5. обеспечение производства продукции животноводства;
  6. обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
  7. обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  8. обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
  9. обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог;
  10. предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
  11. информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики.

Предоставление субсидий осуществляется также в рамках реализации федеральных программ по развитию агропромышленного комплекса. При этом финансовая поддержка оказывается как за счет средств федерального или региональных бюджетов, так и на принципах софинансирования (федеральный бюджет выделяет субсидии на осуществление каждого мероприятия господдержки при условии, если из регионального бюджета будут предоставлены свои средства на софинансирование по каждому мероприятию). Ярким примером софинансирования является субсидирование процентных ставок по кредитам. Как правило, они возмещаются за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в региональный бюджет, в размере 80% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора, при условии возмещения указанных затрат за счет средств регионального бюджета в пределах 20% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора.

В заключение пункта рассмотрим основные меры поддержки сельскохозяйственных производителей Тамбовской области (см. табл. 2). 

Таблица 2  - характеристика механизмов финансового воздействия на аграрное производство (растениеводство)  в Тамбовской области

Группы финансовых мер воздействия

Направления финансового регулирования сельскохозяйственного производства

Поддержка

доходов

производителей

- прямые платежи в доход фермеров,

- компенсационные платежи  по различным основаниям,

- платежи за ущерб от  стихийных бедствий,

- платежи за ущерб, связанный  с реорганизацией производства.

Ценовое вмешательство на рынке продовольствия

- поддержка внутренних цен на  продовольствие,

- установление квот и  пошлин на импорт и экспорт  продовольствия.

Компенсации издержек производителей на приобретение средств производства

- субсидирование и льготное налогообложение  приобретения удобрений, кормов  и пестицидов,

- субсидирование выплат  процентов по полученным кредитам,

- субсидирование выплат  по страхованию имущества.

Содействие развитию рынка

- финансирование государственных  рыночных программ,

- субсидирование затрат  на хранение продукции,

- субсидирование затрат  по перевозкам продукции АПК.

Субсидирование производственной инфраструктуры

- финансирование мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства,

- субсидии на осуществление  проектов в области ирригации  и рекультивации земель,

- субсидии для создания  фермерских объединений.

Осуществление региональных программ

- финансирование государственных программ развития производства.

Макроэкономическая политика

- поддержка национальной валюты,

- льготная налоговая политика,

- регулирование внешнеторговой  деятельности.


 

 

2.2  Особенности организации сельскохозяйственного  кредитования

 

Основные преимущества кредитования сельскохозяйственных предприятий заключаются в следующем:

Во-первых, оно обеспечивает доступ сельскохозяйственных предприятий к приобретению новых и расширению используемых земельных участков.

Информация о работе Современные инструменты поддержки сельхозпроизводителей