Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 22:05, курсовая работа
В условиях общемирового кризиса экономики и, как следствие, государственных систем управления, обостряется проблема современной экономики России в целом и развитие агропромышленного комплекса в современных условиях происходит в условиях этих процессов. Данная проблема приобрела большую актуальность.
Особенности системы управления агропромышленным комплексом на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в его деятельности. Основными экономическими целями предприятия АПК в рыночных условиях являются повышение эффективности системы управления предприятием на всех уровнях, повышение эффективности производства, увеличение объёмов производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива предприятия.
Введение ……………………………………………………………………….
1 Современное состояние и проблемы агропромышленного комплекса РФ
1.1 Обзор состояния АПК в России в современных условиях……….……..
1.2 Состояние агропромышленного комплекса Тамбовской области ……..
1.3 Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства (на примере растениеводства)…………………………….…..
2Современные инструменты поддержки российских сельскохозяйственных производителей в области растениеводства ……...
2. 1 Инструментарий поддержки развития АПК РФ …………………..…...
2.2 Особенности организации сельскохозяйственного кредитования……
2.3Перспективы развития инструментов поддержки сельскохозяйственных производителей в области растениеводства России
Заключение …………………………………………………………………….
Список использованных источников ………………………………………...
Кредитование сельхозпроизводителей в зарубежной практике является элементом сложной комплексной системы мер поддержки сельхозпроизводителей. Причем действие данного комплекса стимулов и механизмов направлено не столько на увеличение валового выпуска продукции, сколько на обеспечение доходности производства предприятий.
Имеются существенные страновые отличия в институциональной структуре и практике кредитования по видам кредита, объектам кредитования, критериям отбора заемщиков, а также порядка и механизма установления льготных процентных ставок.
По набору предлагаемых продуктов, их разнообразию и условиям кредитования российский рынок банковских продуктов в целом развивается в русле международных тенденций. В то же время условия кредитования, к сожалению, не ориентированы на вовлечение в хозяйственную деятельность молодых сельхозпроизводителей, не привязаны к природно-климатическим условиям, не стимулируют приобретение более совершенной техники и технологий, чему отдается предпочтение в последнее время в зарубежной практике кредитования и может быть учтено в российских условиях. Слабо развита система страхования в сельском хозяйстве, которая может решить проблемы обеспечения возвратности кредита, расширить доступность большему кругу сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам. Однако внедрение системы страхования требует соответствующего законодательного обеспечения, которое, к сожалению, пока не создано.
Выделяют четыре основные особенности в развитии кредитования: [21]
а) специфика воспроизводственного процесса отрасли;
б) наличие и эффективность форм государственной поддержки как условия развития кредитования;
в) статус основного кредитора отрасли, вытекающий из определенного Правительством Российской Федерации кругом решаемых;
г) недостающие элементы инфраструктуры кредитного рынка.
Концептуальными основами построения кредитных отношений банковского сектора РФ с сельским хозяйством, на современном этапе стало: [11]
На современном этапе в РФ формируется трехуровневая система кредитования сельского хозяйства, которая призвана обеспечить доступность кредитных ресурсов для всех категорий сельскохозяйственных производителей.
Первый уровень системы кредитования (см. табл. 3) сельского хозяйства занимается специализированный государственный сельскохозяйственный банк. Основными функциями этого института является представление интересов сельскохозяйственных производителей как потребителей кредитных ресурсов; выработка политики кредитования сельского хозяйства как специфического сегмента банковского кредитования; разработка финансового обеспечения государственных программ развития сельского хозяйства совместно с отраслевыми органами управления с учетом увязки с возможностями финансового сектора по их реализации; рефинансирование коммерческих банков второго уровня; участие в различных международных проектах и ассоциациях.
Надо отметить, что на современном этапе все большее значение в деле содействия развитию сельскохозяйственного кредита приобретает сотрудничество специализированных сельскохозяйственных банков различных стран в рамках создаваемых международных организаций.
Второй уровень системы кредитования сельского хозяйства формируют универсальные коммерческие банки страны, в рамках которых необходимо предусмотреть разработку специальных кредитных продуктов для всех категорий сельскохозяйственных производителей. Для сельскохозяйственных организаций следует предусмотреть разнообразные кредитные продукты кратко- и среднесрочного кредитования, разрабатываемые как можно большим числом коммерческих банков с учетом рекомендаций банка первого уровня, что позволит создать необходимые конкурентные условия на рынке сельскохозяйственного кредита. Для личных подсобных хозяйств и крестьянских фермерских хозяйств следует также предусмотреть различные по условиям предоставления кредитные продукты.
Третий уровень системы кредитования сельского хозяйства составляет система кредитной кооперации на селе, которая призвана удовлетворить потребности малых форм сельскохозяйственных производителей в кредитных ресурсах. Для этого имеются объективные предпосылки, среди которых действующая разветвленная сеть потребительских обществ на селе, которая находится в тесной взаимосвязи с непосредственными получателями кредитов, что делает возможным наиболее полное удовлетворение этой категории сельскохозяйственных производителей в необходимых им средствах производства.
Таблица 3 - Многоуровневая система кредитования сельского хозяйства [16]
Уровень |
Кредитно-финансовые институты |
Направления деятельности |
1-ый уровень |
специализированный государственный сельскохозяйственный банк |
1. представление интересов 2. выработка вопросов финансового обеспечения основных направлений аграрной политики; 3. взаимодействие с Национальным
Банком РФ в области 4. рефинансирование коммерческих
банков и кредитных 5. инвестиционное кредитование сельского хозяйства (в т.ч. синдицированное); 6. развитие земельно-ипотечного кредитования. |
2-ой уровень |
универсальные коммерческие банки, лизинговые компании |
1. кратко- и долгосрочное кредитование
крупнотоварных 2. специальные кредитные 3. лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования. |
3-ий уровень |
система кредитной кооперации на селе |
1. кратко- и долгосрочное кредитование личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств. |
Следовательно, система кредитования сельского хозяйства в РФ сформирована на базе сочетания различных кредитных продуктов, учитывающих специфику каждой категории сельскохозяйственных производителей, а именно сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и хозяйств населения. Между тем, должна сохраняться ориентация системы кредитования сельского хозяйства РФ на крупнотоварных сельскохозяйственных производителей, которые играют главную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны.
Таким образом, кредитные отношения сельскохозяйственных предприятий имеют исключительно большое значение для успешного развития хозяйствующих субъектов АПК. Без банковских кредитов подавляющая часть сельскохозяйственных организаций не сможет нормально осуществлять даже текущую деятельность (посевные и уборочные работы), не говоря об инвестиционной деятельности.
В нашей стране определен достаточно строгий и четкий порядок кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий, отраженный в основополагающих законах по развитию агропромышленного производства России и банковской сферы страны. Особое значение имеет федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», вступивший в силу с 11 января 2007 г.
Кредитные отношения отражаются в финансовом бухгалтерском учете предприятий-ссудозаемщиков. Для этого применяется ряд специальных регистров бухгалтерского учета и система бухгалтерских записей (проводок), позволяющих четко обобщать содержание всех операций, связанных с получением и выплатой кредитов, включая расходы на их обслуживание (процентные платежи и другие расходы).
Коммерческие банки современной России стали неотъемлемыми контрагентами сельхозпредприятий в процессе их экономических взаимоотношений с внешней средой. Банки стали финансовыми посредниками предприятий АПК в их отношениях с инвесторами, поставщиками ресурсов, строительными и иными организациями, определяющими успешное развитие отрасли.
В настоящее время в стране, кроме центрального банка, играющего функции эмитента денег и банка банков, действует более 1000 коммерческих банков, а также ряд специализированных финансовых учреждений (страховых, сберегательных, ипотечных и иных). Наиболее близок к интересам предприятий АПК находится созданный в 2001 г. и увеличивающий масштабы своей кредитной деятельности ОАО «Россельхозбанк». Не утратил своей роли главного кредитора АПК и Сбербанк России.
Указанные и другие банковские учреждения создали большое количество финансовых инструментов, с помощью которых они мобилизуют огромные денежные ресурсы с тем, чтобы предоставлять их в кредит юридическим и физическим лицам, формируя на этой основе свои прибыли. В немалой мере банковская прибыль направляется на цели расширения кредитных ресурсов, снова предоставляемых заемщикам на началах возвратности, платности и на последовательно целевой основе.
Банки разработали и применяют большой набор кредитных операций, предоставляя ссуды для финансирования, как основного, так и оборотного капитала предприятий. При этом выдача кредитов обусловливается рядом условий и процедур, обеспечивающих возвратность кредитов и уплату процентов по ним, а также максимально возможную эффективность использования кредитных денег. Одно из этих условий - определение кредитоспособности соответствующих заемщиков.
В целях обоснования наиболее эффективной системы государственной поддержки в процессе исследования обобщен зарубежный опыт методов и форм кредитования сельских товаропроизводителей. Обобщение опыта кредитования аграрной сферы экономики Германии позволяет отметить следующие наиболее важные элементы, обеспечивающие тесную связь кредитного процесса с сельскохозяйственным производством. [22]
Во-первых, кредитные отношения между кредитором и заемщиком устанавливаются непосредственно в местах производства сельскохозяйственной продукции.
Во-вторых, на региональном уровне кредитование ведется по основополагающим сферам, таким как крупное производство основных видов сельскохозяйственной продукции, перерабатывающие предприятия, торговые организации, связанные с сельским хозяйством.
В-третьих, высший уровень кооперативной банковской системы осуществляет координацию деятельности по кредитованию региональных банков, представляя в основном средне - и долгосрочные кредиты для развития агропромышленного производства.
Кредитные союзы формируются в сельских районах и других стран центральной Европы. Риски сельских фермеров и малых предприятий столь велики, что кредиторы опасаются предоставлять кредиты для их экономической деятельности. Выход из такой ситуации был найден в создании кооперативного кредитования, что позволило включить в такую систему кредитования значительное число заемщиков. В основе таких кредитных отношений находится доверие и неограниченная ответственность всех членов союза.
В настоящее время наметился новый этап российских экономических реформ, поскольку они проходят в условиях, заметно отличающихся от первого, «шокового» этапа, а также от этапа относительной стабилизации экономики. Экономика России находится под влиянием мирового финансового кризиса, в сельском хозяйстве продолжается спад и снижение эффективности производства.
Экономически ориентированная стратегия формирования системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей должна быть направлена на достижение приоритетных целей развития сельского хозяйства России. Это, прежде всего, модернизация сельскохозяйственного производства, рациональное использование природных и трудовых ресурсов, улучшение социальных условий сельского населения, повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, поддержание экономической стабильности сельских товаропроизводителей, финансовой устойчивости кредитных организаций, создание реальных условий для воспроизводственных процессов и роста доходов. Многоцелевая направленность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает и формирование эффективного механизма управления этими процессами.
Многоцелевое управление системами позволяет отслеживать состояние, риски и угрозы объекта управления и принимать управляющие воздействия для достижения поставленных целей одновременно или в определенной последовательности. Системы с таким управлением принято называть многоцелевыми системами управления.
Информация о работе Современные инструменты поддержки сельхозпроизводителей