Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Разработка
научно обоснованной системы стратегий
фирмы как ключевого успеха её
конкурентоспособности и
Исходя
из результатов анализа
Таблица 3.1 – Факторы, определяющие конкурентную стратегию ИП Шкурдода А.Н.
Фактор |
Описание воздействия |
Жизненный цикл рынка Стадия роста |
Рост рынка продуктов питания в г. Находка прогнозируется на уровне 10 % ежегодно. Привлекательность рынка приводит к появлению все большего числа конкурентов и ужесточения конкуренции между ними. В надежде привлечь большее число потребителей торговые предприятия снижают цены и расширяют ассортимент товаров и дополнительных услуг, повышается качество товаров, покупатели становятся более избрательными. |
Доля рынка предприятия |
8% на узком сегменте рынка г. Находка |
Сегмент покупателей |
Покупатели с уровнем доходов до 25 тыс.р. (средний и ниже среднего уровень доходов), преимущественно женщины в возрасте от 35 лет. Чувствительны к цене, основной мотив выбора места покупки продовольственных товаров - уровень цен, широта ассортимента, время работы, и комплекс дополнительных услуг. Факторы средней значимости - уровень обслуживания и атмосфера магазина. |
Степень доминирования предприятия на рынке |
Средняя конкурентная позиция,
что определяет основными методами
конкурентной борьбы удешевление или
дифференциацию товаров и услуг,
сохранение существующей доли рынка, реинвестиции
на уровне достаточного минимума для
получения краткосрочных |
Потенциал предприятия |
Положительные стороны: низкий уровень издержек обращения среди конкурентов, прочные взаимосвязи с поставщиками, 30% поставщиков – сами производители; возможность некоторого давления на поставщиков. Минусы: недостаточность ресурсов менеджмента и кадровых ресурсов |
Исходя из данных таблицы и модели Портера, определяющей базовые конкурентные стратегии, предприятие должно выбрать стратегию концентрации на узком сегменте либо на основе лидерства по издержкам, либо на основе дифференциации. В пользу первой стратегии говорит низкий уровень издержек обращения предприятия среди конкурентов, целевой сегмент потребителей и слабая конкурентная позиция предприятия [58].
Стратегия
дифференциации предполагает повышение
цены на товар, но при условии обеспечения
высокой потребительской
Таким образом, конкурентную стратегию предприятия можно определить как стратегия фокусирования на узком сегменте рынка на основе низких издержек.
Исходный момент формирования стратегии – определение миссии и постановка глобальных качественных целей и параметров деятельности, которые фирма должна достичь в будущем.
Таблица 3.2 – Миссия и цели ИП Шкурдода А.Н.
Миссия и цели предприятия |
Описание |
Миссия |
«Свою миссию мы видим в
том, чтобы жестко закрепиться на
рынке продуктов питания в
г. Находка. Мы гарантируем своим
потребителям широкий выбор качественных
продуктов по ценам ниже конкурентов
и высокий уровень |
Главная цель предприятия |
Обеспечение максимально возможного объема прибыли в процессе купли-продажи, при которой удовлетворение спроса и достижение превосходства на рынке является фактором достижения цели. |
Промежуточные цели |
|
Миссия - это главная цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью; она включает в себя как внутренние (например, повышение производительности), так и внешние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности, выражая таким образом суть того успеха, которого должна добиться организация. В таблице 3.2 представлены миссия и цели исследуемого предприятия.
Следующим этапом является построение «дерева целей», то есть определение долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей предприятия.
Цели - результаты и последствия, желательные для организации; критерии оценки деятельности организации и ее развития.
Стратегия
доминирования в издержках
С учетом выбранной конкурентной стратегии, требований, которые она предъявляет к торговому предприятию, и, основываясь на поставленные ранее цели и проведенный анализ деятельности ИП Шкурдода А.Н., разработаем управленческие решения по повышению конкурентоспособности предприятия в каждом из восьми ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели (приложение К).
Результатом
выполнения указанных решений по
повышению конкурентоспособност
Необходимо определить те мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия, которые потребуют единовременных затрат на их осуществление:
1)
внедрение АСУ для управления
товарными запасами и
2) обучение персонала;
Рассмотрим формирование затрат по каждому из выделенных направлений (табл. 3.3).
Таблица 3.3 – Затраты на повышение конкурентоспособности предприятия
Мероприятия |
Расчет затрат |
Итоговая сумма |
Внедрение АСУ для анализа
товарооборота в части |
Модернизировать 1 компьютер = 20 тыс.р. Установить программу = 2 тыс.р. |
22 тыс.р. |
Обучение персонала. |
До разработки собственной системы обучения необходимо будет провести 3 тренинга для персонала. Стоимость группового тренинга = 8 тыс.р. |
24 тыс.р. |
ИТОГО |
46 тыс.р. |
С
учетом достижения безубыточной деятельности
предприятия на основе экономического
анализа хозяйственной
Таблица 3.4 - Основные показатели деятельности ИП Шкурдода А.Н. на 2011 год, обеспечивающие безубыточную деятельность предприятия
Показатель |
Фактически за 2010 год |
План на 2011 год |
Отклонение от 2010года |
В % к 2010 году |
Товарооборот, тыс.руб. |
73280 |
81340 |
8060 |
111,0 |
Валовой доход, тыс.руб. |
18320 |
21962 |
3642 |
119,9 |
Уровень валового дохода, % |
25 |
27 |
2 |
108,0 |
Средняя торговая надбавка, % |
25 |
28 |
3 |
112,0 |
Издержки обращения, тыс.руб. |
8537 |
7914 |
-623 |
92,7 |
Уровень издержек обращения, % |
11,65 |
9,73 |
-1,92 |
83,5 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс.руб. |
9783 |
14048 |
4265 |
143,6 |
Следует отметить, что средняя торговая надбавка на предприятии не слишком высокая - 25%. При этом известно, что средняя торговая надбавка по г. Находка составляет не менее 28%. Запланируем рост торговой надбавки на 2011 год до среднего уровня по городу, т.е. до 28%, что позволит предприятию получить прибыль. Тогда при плановой сумме товарооборота 81340 тыс. руб. валовой доход составит по сумме 21962 тыс.руб. и 27% по уровню к обороту.
Все меры
по повышению
При данных плановых показателях предприятие войдет в разряд прибыльных, прибыль от продаж на 2011 год составит 14048 тыс.руб., а ее рентабельность 17,3% к обороту. Запланирована эффективная деятельность предприятия. Даже с учетом дополнительных издержек общения за счет единовременных затрат темпы роста товарооборота превышают темпы роста издержек обращения.
Достижение
конкурентоспособности
Решение
этой задачи напрямую зависит от уровня
управления конкурентоспособности
каждого хозяйствующего субъекта. По
мнению автора, применение его теоретических
уточнений и методологических рекомендаций
в сфере оценки и разработки мер
по повышению
В
настоящее время
Особенностью конкурентоспособности торговой фирмы является тот факт, что результатом её функционирования выступает не создание продуктов, а удовлетворение покупательского спроса, оказание услуг, а также то, что эффект проявляется не только в сфере обращения, но и за её пределами.
Следовательно,
конкурентоспособность
Оценка
конкурентоспособности
Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия