Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;

Содержание

Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Шкурдода вар 2.docx

— 169.11 Кб (Скачать файл)

Конкурентные  преимущества имеют различные формы  проявления, которые можно представить  в виде следующей классификационной  структуры:

  • конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах- оно определяется лучшим общеэкономическим состоянием рынков, объективными факторами, стимулирующими спрос (большая и растущая емкость рынка);
  • конкурентное преимущество, основанное на нормативно-правовых актах (льготы, иные привилегии, которые предоставляются региону или отдельному предприятию, органов власти и управления, исключительные права на интеллектуальную собственность);
  • конкурентное преимущество структурного характера определяется высоким уровнем производства и реализации на предприятиях, возможностью быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка;
  • конкурентное преимущество, связанное с административными мерами, определяется ограничениями со стороны органов власти (выдачи лицензий, патентов);
  • конкурентное преимущество, определенное уровнем развития инфраструктуры предприятия. Они возникают в разной степени развития необходимых средств коммуникации, организованности и открытости рынков труда и капитала;
  • конкурентное преимущество техническое (технологическое) определяется уровнем развития прикладной науки и техники в отрасли;
  • конкурентное преимущество, определяемое хорошей информированностью, базируется на наличии обширного банка данных (о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка);
  • конкурентное преимущество, основанное на географических факторах – выгодное географическое положение, недоступность транспортных средств для перемещения товаров;
  • конкурентное преимущество, основанное на демографических факторах;
  • конкурентное преимущество не правового порядка, достигаемое в результате недобросовестной конкуренции, недобросовестного выполнения представителями органов власти своих обязанностей.

Главным элементом конкуренции на любом  рынке является продукция, с помощью  которой потребитель удовлетворяет  имеющиеся у него потребности, а  продавец получает требуемую ему прибыль, следовательно, конкурентоспособность именно продукции, а не предприятия или отрасли, является базовым понятием конкуренции [39].

Термин  «конкурентоспособность продукции (товара)»  не имеет сегодня однозначного и  общепринятого определения. Большинство  авторов согласны с тем, что это  совокупность качественных и экономических  характеристик изделия. Таким образом, канонические путеводители по экономике  и менеджменту рассматривают  конкурентоспособность продукции  в двухмерной плоскости, где главенствующее место занимает производство товара и его реализация без учета  социальной психологии потребителей.

Однако  теоретическое исследование рынка  показывает, что на конкурентоспособность  изделия влияют не только его реальное качество, которое при обилии товаров  становится все менее доступным  для понимания покупателей, и  стоимостные показатели, но и такая  характеристика, как имидж этого  товара, который нельзя отнести ни к качественным, ни к стоимостным  характеристикам, а также престижность владения данной продукцией.

С целью уточнения сущности конкурентоспособности  розничных торговых предприятий  автором были обобщены позиции различных ученых к понятию «конкурентоспособность» и выявлено, что имеющиеся понятия конкурентоспособности не в полной мере отвечают требованиям системности и комплексности, так как характеризуют только один из множества аспектов конкурентоспособности в определенной области исследования.

Кроме того, автором уточнено содержание данного понятия. Под конкурентоспособностью розничного  торгового предприятия автор понимает способность розничного торгового  предприятия занимать преимущественное положение на рынке по сравнению с другими аналогичными торговыми предприятиями за  счет  обеспечения  покупателя необходимыми товарами высокого качества, требуемого ассортимента, в удобное для него время, создавая наиболее привлекательные условия в процессе купли-продажи  товаров.

Приведенное определение  отражает сущность розничного торгового  предприятия, связанную с удовлетворением  потребностей покупателей в процессе «купли-продажи» товаров.

 

 

 

1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия

 

Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых  можно было бы повысить свою конкурентоспособность и обеспечить успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности реализовывать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Предприятие, имеющее более низкие издержки обращения, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический уровень, экономическую эффективность и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта.

Оценка конкурентоспособности предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе технологических, производственных, финансовых и сбытовых возможностей предприятия, она призвана определить потенциальные возможности предприятия и мероприятия, которые предприятие должно предпринять для обеспечения конкурентных позиций на конкретном рынке [67].

Анализ  деятельности предприятия по повышению  его конкурентоспособности предполагает оценку достигнутого уровня использования  имеющегося потенциала (организационного, научно-технического, производственно-технологического, социального, финансово-экономического), общих результатов хозяйственной  деятельности, финансовых результатов  и платежеспособности, эффективности  производственной деятельности. Следует  подчеркнуть, что анализ конкурентоспособности  предприятия имеет много общего с анализом его хозяйственной  деятельности. Дело в том, что при  анализе конкурентоспособности  невозможно обойтись без многих показателей, используемых при проведении анализа  производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Вместе  с тем анализ конкурентоспособности  имеет свои специфические черты  и задачи:

Во - первых, оценка конкурентоспособности, т. е. определение показателей конкурентоспособности  предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной  деятельности в условиях рыночной экономики;

Во - вторых, изучение конкурентоспособности  должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла  продукта. Такой подход позволяет  своевременно принимать решения  об оптимальных изменениях товарного  ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых  производственных мощностей, разработке новых либо модернизации выпускаемых  товаров;

В-третьиx, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль [48].

Проблема  оценки конкурентоспособности предприятия  является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как: выработка основных направлений по реализации продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособность обусловливается многообразие подходов к ее оценке.

Так, Лобанов М. М. считает, что основными задачами, которые решаются при анализе конкурентоспособности предприятия, являются:

— определение состояния конкурентоспособности  на момент обследования;

— выявление тенденций и закономерностей  в повышении конкурентоспособности  предприятия за исследуемый период;

— определение «узких мест», отрицательно влияющих на конкурентоспособность  предприятия;

— выявление резервов, которые предприятие  может использовать для повышения  своей конкурентоспособности.

В зависимости от поставленной задачи анализ может иметь разную степень  детализации и глубину исследования, но проводиться он должен по всем направлениям.

М. И. Баканов предлагает процедуру  проведения комплексной сравнительной  оценки, состоящей из следующих этапов:

    • конкретизация целей и задач комплексной оценки;
    • выбор исходной системы показателей;
    • организация сбора исходной информации;
    • расчет и оценка значений частных показателей;
    • обеспечение сравнимости оцениваемых показателей;
    • выбор конкретной методики, т. е. разработка алгоритма и программы расчета комплексных сравнительных оценок;
    • расчет комплексных оценок;
    • экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;
    • анализ и использование комплексных сравнительных оценок [10].

Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

1) оценка с позиции сравнительных  преимуществ — сущность данного  метода заключается в том, что  производство и реализация предпочтительнее, когда издержки производства  ниже, чем у конкурентов. Основным  критерием, применяемым в данном методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки уровня конкурентоспособности;

2) оценка с позиции теории равновесия  — в основе данного метода  рассматривается положение, при  котором каждый фактор производства  рассматривается с одинаковой  и одновременно наибольшей производительностью.  При этом у фирмы отсутствует  дополнительная прибыль, обусловленная  действием какого-либо из факторов  производства и у фирмы нет  стимулов для улучшения использования  того или иного фактора. Основным  критерием является наличие факторов  производства, не используемых в  полной мере. Несомненным преимуществом  данного метода является возможность  определения внутренних резервов;

3) оценка исходя из теории эффективности  конкуренции — выделяют два  подхода при использовании данного  метода:

- структурный подход, сущность которого заключается в организации крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация производства и капитала;

- функциональный подход — оценка конкурентоспособности согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли;

4) оценка на базе качества продукции  - данный метод заключается в  сопоставлении ряда параметров  продукции, отражающих потребительские  свойства. Критерием конкурентоспособности  в данном случае является качество  продукции. Преимуществом данного  метода является возможность  учета потребительских предпочтений  при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых «параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности в рассматриваемом товаре [16]. Различают единичные, сводные и интегральные индексы.

Единичные индексы рассчитываются на основании  одной характеристики качества (одного параметра). Как правило, они исчисляются  как отношение величины параметра  рассматриваемого товара к той величине параметра, при которой потребитель  удовлетворяется на 100 % (или к  величине параметра товара-аналога). В данном случае расчет единичного показателя конкурентоспособности  может производиться по формуле:

 

 

(1)


 

где,

- единичный параметрический показатель  конкурентоспособности по i-му параметру;

— величина i-гo параметра для анализируемой продукции;

 — величина i-гo параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью.

 

Сводные индексы определяются по ряду параметров:

 

 

(2)


 

где,

 — удельный вес i-гo параметра (определяется экспертным путем);

- единичный параметрический индекс  i-гo параметра.

В качестве интегрального показателя конкурентоспособности И. Ансоффом для оценки позиции фирмы в  конкуренции предложен показатель «конкурентный статус фирмы».

Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия