Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;

Содержание

Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Шкурдода вар 2.docx

— 169.11 Кб (Скачать файл)

Конкурентный  статус фирмы представляет собой  произведение трех сомножителей: уровня капиталовложений, стратегического  норматива и норматива возможностей:

 

 

(3)


 

где,

 — уровень стратегических  капиталовложений фирмы;

 — критическая точка объема  капиталовложений, находящаяся на  границе прибылей и убытков;

 — точка оптимального объема  капиталовложений, после которой  увеличение капиталовложений приводит  к понижению дохода;

- соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы;

 — соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы.

Для определения степени соответствия действующей стратегии оптимальной, имеющихся возможностей оптимальным  возможностям приводятся факторы, влияние  которых предлагается оценить в  баллах. Выражения - являются среднеарифметическими бальной оценки;

  1. профиль требований - сущность данного метода заключается в том, что с помощью шкалы экспертных оценок определяется степень продвижения организации и наиболее сильный конкурент. В качестве критерия используется сопоставление профилей. Основным преимуществом данного метода оценки конкурентоспособности предприятия является его наглядность. Профиль требований приведен на рисунке 2.

Номера требований

Бальная оценка

 

1

2

3

4

 1.

 2.

3.

4.

5.

6.

7.

 8.

 9.

А

 

В

 

   



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Профиль требований (1 — высшая оценка, 4 — низшая оценка, А, В — сравниваемые организации)

 

  1. профиль полярностей - в основе данного  метода лежит определение показателей, по которым фирма опережает или отстает от конкурентов, т. е. ее сильных и слабых сторон. В качестве критерия используется сопоставление параметров опережения или отставания. В таблице 1.1 приведен возможный профиль полярностей.

Таблица 1.1 - Возможный профиль полярностей

Позитив

Негатив

У нас имеется четкая организационная  структура

У них более рациональная организационная  структура

У нас продумана система управления

У них система управления позволяет  оперативнее решать вопросы и  проблемы

У нас хорошо поставлено планирование

У них информация о состоянии рынка  поступает оперативнее


 

7) матричный метод — при использовании  данного метода конкурентоспособность предприятия рассматривается в динамике. В качестве критерия оценки конкурентоспособности предприятия используется сравнение показателя конкурентоспособности с табличным значением [63].

Сущность  приведенных методов оценки конкурентоспособности  можно определить следующим образом. Методологическая незавершенность  имеющихся подходов в рамках теории сравнительных преимуществ, теории равновесия и теории эффективной  конкуренции явилась предпосылкой для разработки иных способов решения  проблемы (оценка на базе качества, профили  требований и полярностей, матричный  метод).

Оценка  конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями  существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность  — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как  таковому. В основе формирования этого  отношения лежит оценка товара и  его свойств потребителем, которая  зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель  хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара.

  1. SWOT-анализ — данный метод позволяет проанализировать слабые и сильные стороны внутренней среды предприятия, потенциальные опасности внешней среды и на основе анализа выявить существующие возможности для развития предприятий. SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия представлен в таблице 1.2.

 

 

Таблица 1.2 - SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия

 

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Внутренняя среда

Внешняя среда

узкая специализация;

малые транспортные расходы

нехватка денежных средств

для расширения производства

Возможности:

сохранение старых позиций на завоеванном  рынке

Направленность стратегии:

повышение конкурентоспособности  предприятия

Направленность стратегии:

использовать преимущества узкой  специализации

Внешние факторы:

ввоз импортных продуктов

Направленность стратегии:

воздействие внешних факторов возможно нейтрализовать посредством уменьшения затрат на транспортировку

Направленность стратегии: быстрая доставка продукции до потребителя


 

9) построение «гипотетического многоугольника  конкурентоспособности» — данный метод предполагает оценку конкурентоспособности предприятия по восьми факторам:

- концепция товара и услуги, на  которой базируется деятельность  предприятия;

- качество, выражающееся в соответствии  продукта высокому уровню товаров  рыночных лидеров и выявляемое  путем опросов и сравнительных  тестов;

- цена товара с возможной наценкой;

- финансы - как собственные, так  и заемные;

- торговля — с точки зрения  коммерческих методов и средств  деятельности;

- послепродажное обслуживание, обеспечивающее  предприятию постоянную клиентуру;

- внешняя торговля предприятия,  позволяющая ему позитивно управлять  отношениями с властями, прессой  и общественным мнением;

- предпродажная подготовка, которая  свидетельствует о его способности  не только предвидеть запросы  будущих потребителей, но и убедить  их в исключительных возможностях  предприятия удовлетворить эти  потребности [53].

Оценка  возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» (рис. 3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Многоугольник конкурентоспособности.

Если  подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные  стороны одного предприятия по отношению  к другому.

Необходимо  отметить, что вышерассмотренные  методы оценки конкурентоспособности  предприятия однонаправлены: один метод  учитывает резервы в использовании  факторов производства, другой - стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. Однако, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

В качестве одного из вариантов оценки конкурентоспособности предприятия  можно рассмотреть следующий метод, в основе которого лежит оценка основных групповых показателей и критериев конкурентоспособности предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия по данному методу включает следующие этапы:

1) выбор критериев для оценки  конкурентоспособности предприятия;

2) расчет коэффициентов весомости  выбранных критериев;

3)определение  количественных значений единичных  показателей конкурентоспособности  предприятие для каждой группы  критериев и перевод показателей  в относительные величины (для  перевода показателей в относительные  величины производится их сравнение  с базовыми показателями. В качестве  базовых показателей могут выступать:  среднеотраслевые показатели, показатели  любого конкурирующего предприятия  или предприятия-лидера на рынке,  показатели оцениваемого предприятия  за прошлые отрезки времени;

4) расчет коэффициентов весомости  выбранных единичных показателей; 

5) расчет количественных значений  критериев конкурентоспособности  предприятия;

6) расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия [15].

Как правило, выделяют следующие группы показателей, характеризующих тот или иной критерий конкурентоспособности:

  • в первую группу входят показатели, характеризующие эффективность управления производственным процессом, экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию труда на производстве;
  • во вторую группу объединены показатели, отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия в будущем;
  • в третью группу включены показатели, позволяющие получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке средствами рекламы и стимулирования;
  • в четвертую группу - показатели конкурентоспособности товара: качество товара и его цена, доля на рынке и т. д.;
  • в пятую группу входят показатели, характеризующие деловую активность предприятия: быстрота реакции на заказы, инвестиционная привлекательность и т. д.

Как правило, для обеспечения репрезентативности оценки конкурентоспособности критерии и показатели, входящие в вышерассмотренные группы, имеют коэффициенты весомости. Определение этих коэффициентов проводится методом экспертных оценок [1].

Расчет  коэффициента конкурентоспособности  предприятия производится по формуле:

 

 

(4)


 

где,

- коэффициент конкурентоспособности  предприятия, 

  — значение критерия эффективности  производственной деятельности  предприятия,

  — значение критерия финансового  положения предприятия, 

  — значение критерия эффективности  организации сбыта и продвижения  товара на рынке,

  — значение критерия конкурентоспособности  товара,

  — значение критерия деловой  активности предприятия, 

, , , , - коэффициенты весомости критериев.

Расчет  критериев конкурентоспособности  предприятия производится по формуле:

 

 

(5)


 

 

где,

  — критерий конкурентоспособности предприятия,

 — коэффициент весомости  i-гo единичного показателя, раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия,

 — значение i-гo единичного показателя (в баллах), раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия.

По  сравнению с ранее рассмотренными методами предложенная методика оценки конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной  деятельности торгового предприятия, исключает дублирование отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке. Использование в ходе оценки сравнения показателей одного предприятия за разные промежутки времени дает возможность применить этот метод как вариант оперативного контроля отдельных служб. Проведенный анализ методов конкурентоспособности предприятий и продукции подтверждает необходимость решения задачи оценки конкурентоспособности предприятий в условиях рынка.

Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н.

 

2.1 Объективная основа развития  конкурентоспособности ИП Шкурдода  А.Н.

Важнейшая составная часть потребительского рынка - розничная торговля традиционно  относится к пяти базовым отраслям экономики и занимает одно из ведущих мест в экономике, что определяет важность, которую она играет в народнохозяйственном комплексе страны, став во многих городах и регионах структурообразующей отраслью хозяйства.

Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия