Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 12:10, курсовая работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
Введение 5
Глава 1. Теоретические и организационно-экономические условия развития конкурентоспособности малых предприятий на современном этапе 9
1.1 Конкурентоспособность как важнейшая характеристика рыночных отношений в экономике 9
1.2 Методика оценки конкурентоспособности современного торгового предприятия 15
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.1 Объективная основа развития конкурентоспособности ИП Шкурдода А.Н. 29
2.2 Оценка конкурентоспособности малого торгового предприятия 39
Глава 3. Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия 57
3.1 Проблемы повышения конкурентоспособности малого предприятии и пути их решения 57
3.2 Разработка конкурентной стратегии торгового предприятия и мероприятия по ее реализации 63
Заключение 70
Список использованной литературы 74
Конкурентный
статус фирмы представляет собой
произведение трех сомножителей: уровня
капиталовложений, стратегического
норматива и норматива
(3) |
где,
— уровень стратегических капиталовложений фирмы;
— критическая точка объема капиталовложений, находящаяся на границе прибылей и убытков;
— точка оптимального объема
капиталовложений, после которой
увеличение капиталовложений
- соответственно действующая и «оптимальная» стратегия фирмы;
— соответственно имеющиеся и «оптимальные» возможности фирмы.
Для
определения степени
Номера требований |
Бальная оценка | |||
| 1 |
2 |
3 |
4 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. |
А |
В | ||
|
Рисунок 2. Профиль требований (1 — высшая оценка, 4 — низшая оценка, А, В — сравниваемые организации)
Таблица 1.1 - Возможный профиль полярностей
Позитив |
Негатив |
У нас имеется четкая организационная структура |
У них более рациональная организационная структура |
У нас продумана система |
У них система управления позволяет оперативнее решать вопросы и проблемы |
У нас хорошо поставлено планирование |
У них информация о состоянии рынка поступает оперативнее |
7)
матричный метод — при
Сущность
приведенных методов оценки конкурентоспособности
можно определить следующим образом.
Методологическая незавершенность
имеющихся подходов в рамках теории
сравнительных преимуществ, теории
равновесия и теории эффективной
конкуренции явилась
Оценка конкурентоспособности на базе качества продукции поднимает вопрос: не синонимы ли понятия «качество» и «конкурентоспособность». Однако между данными понятиями существуют принципиальные отличия: если качество товара это просто совокупность свойств, то конкурентоспособность — это отношение людей, потребителей товара, к его свойствам, товару как таковому. В основе формирования этого отношения лежит оценка товара и его свойств потребителем, которая зависит от нескольких моментов. Во-первых, от уровня свойств, которыми обладает изделие; во-вторых, от цен; в-третьих, от наличия конкурентов; в-четвертых, от времени, поскольку потребитель хочет получить свой товар в определенное время; в-пятых, от конкретных обстоятельств, связанных с использованием данного товара.
Таблица 1.2 - SWOT-анализ конкурентоспособности предприятия
Сильные стороны: |
Слабые стороны: | |
Внутренняя среда Внешняя среда |
узкая специализация; малые транспортные расходы |
нехватка денежных средств для расширения производства |
Возможности: сохранение старых позиций на завоеванном рынке |
Направленность стратегии: повышение конкурентоспособности предприятия |
Направленность стратегии: использовать преимущества узкой специализации |
Внешние факторы: ввоз импортных продуктов |
Направленность стратегии: воздействие внешних факторов возможно нейтрализовать посредством уменьшения затрат на транспортировку |
Направленность стратегии: быстрая доставка продукции до потребителя |
9)
построение «гипотетического
-
концепция товара и услуги, на
которой базируется
-
качество, выражающееся в соответствии
продукта высокому уровню
-
цена товара с возможной
- финансы - как собственные, так и заемные;
-
торговля — с точки зрения
коммерческих методов и
-
послепродажное обслуживание, обеспечивающее
предприятию постоянную
-
внешняя торговля предприятия,
позволяющая ему позитивно
-
предпродажная подготовка, которая
свидетельствует о его
Оценка возможностей предприятия по этим факторам позволяет построить «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» (рис. 3).
Рисунок 3. Многоугольник конкурентоспособности.
Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей предприятий, то, накладывая схемы друг на друга, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому.
Необходимо
отметить, что вышерассмотренные
методы оценки конкурентоспособности
предприятия однонаправлены: один метод
учитывает резервы в
В
качестве одного из вариантов оценки
конкурентоспособности
1)
выбор критериев для оценки
конкурентоспособности
2)
расчет коэффициентов
3)определение
количественных значений
4)
расчет коэффициентов
5)
расчет количественных
6) расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия [15].
Как правило, выделяют следующие группы показателей, характеризующих тот или иной критерий конкурентоспособности:
Как
правило, для обеспечения
Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия производится по формуле:
(4) |
где,
- коэффициент
— значение критерия
— значение критерия
— значение критерия
— значение критерия
— значение критерия деловой активности предприятия,
, , , , - коэффициенты весомости критериев.
Расчет
критериев
(5) |
где,
— критерий конкурентоспособности предприятия,
— коэффициент весомости i-гo единичного показателя, раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия,
— значение i-гo единичного показателя (в баллах), раскрывающего n-й критерий конкурентоспособности предприятия.
По
сравнению с ранее
Важнейшая
составная часть
Информация о работе Современные способы повышения конкурентоспособности малого предприятия