Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:05, курсовая работа
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги ,которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества".
Основными целями сертификации персонала являются:
- подтверждение
соответствия сертифицируемых
- уточнение
и определение через систему
сертификации потребности в
Кроме того, учитываются следующие аспекты качества:
- мотивация;
- подготовка и обучение;
- требования к поставщикам;
- требования к потребителям;
- стандарты.
С точки зрения западных фирм персонал всех уровней должен быть в достаточной степени подготовлен для того, чтобы соответствовать стремлению организации обеспечивать требуемое качество своей продукции (услуги) в быстро меняющейся рыночной ситуации, когда требования потребителя и его ожидания постоянно повышаются.
На стремление организации к качеству и эффективности ее персонала может воздействовать целый ряд внешних и внутренних факторов, таких как изменение конъюнктуры рынков, уровня технологии, инновации, а также требования заказчиков и владельцев. Такие изменения могут потребовать от организации проанализировать свои потребности, связанные с уровнем компетентности и подготовки (образование, обучение) персонала.
При определении потребности в подготовке и ее проведении как внутренними, так и внешними специалистами необходимо на каждом этапе осуществлять контроль работ.
1. Определение
и анализ потребности в
Целями этой стадии являются:
- определение
необходимости в подготовке
- анализ
несоответствий между
- формулирование
и оформление документально
Факторы, влияющие на уровень компетентности:
- изменения
организационного или
- данные,
полученные в процессе
- оценка компетентности служащих для выполнения определенных задач;
- текучесть
кадров или сезонные колебания,
- внутренняя
аттестация или внешняя
- индивидуальные
запросы от служащих, определяющих
служебные перспективы,
- жалобы
со стороны заказчиков, указывающие
на невыполнение его
- законодательные,
нормативные документы,
- отчеты о несоответствии и запросы о корректировках (исправлениях) инспектирующих организаций.
Методы, используемые для проверки компетентности:
1) аттестация:
- опросы (анкеты) для служащих и менеджеров;
- наблюдения;
- групповые дискуссии (обсуждения);
- информация от экспертов.
2) сертификация:
- тесты;
- квалификационные экзамены.
Необходимо особо отметить, что мы ведем речь о добровольной подготовке и сертификации персонала, так как в России существует утвержденный перечень специальностей, подлежащих обязательной сертификации (пожарники, сварщики и др.).
2. Разработка и планирование подготовки
1. Разработка и планирование мероприятий по проведению обучения.
2. Разработка
критериев для оценки
Факторы, препятствующие процессу подготовки:
- любые
требования нормативного
- требования,
накладываемые в связи с
- ограничения
экономического характера (
- ограничения, связанные с иными доступными ресурсами;
- пригодность
и мотивация персонала,
3. Методы подготовки
- курсы,
семинары или конференции, как
внутрикорпоративные, так и
- ученичество (наставничество);
- тренировки и консультации на рабочем месте, а также дистанционное обучение.
Критерии выбора метода подготовки:
- дата и размещение;
- средства обучения (оборудование);
- стоимость;
- цели подготовки;
- характеристики
группы обучаемых (текущая или
перспективная должность,
- продолжительность обучения и последовательности получения определенных знаний и навыков, а также формы оценки, аттестации и сертификации.
Зачастую при выборе методов подготовки руководители фирм основываются только на стоимости учебных мероприятий, забывая при этом принцип "я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи", ведь, как правило, хорошие специалисты российского уровня стоят дорого. При выборе внешнего партнера по образовательным программам особенно тщательно необходимо оценивать как историю самой организации, так и конкретного мероприятия.
4. И, естественно,
необходимо контролировать
В настоящее
время у стандартов серии ISO-9000 уже
есть новые направления развития.
В конце 90-х годов приняты
Кроме того, развивается новое семейство стандартов: TQM (всеобщий менеджмент качества), основные задачи которого:
- всеобщее управление качеством;
- обеспечение качества;
- политика качества;
- улучшение системы качества.
Одним из
краеугольных камней современного управления
качеством является стандартизация.
По определению Международной
Стандартизация выполняет следующие функции:
Международная стандартизация:
Основополагающими принципами международной стандартизации являются:
1. комплексность стандартизации;
Принцип комплексности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации (НД).
2. опережающее развитие стандартизации;
Принцип
опережающего развития стандартизации
— это развитие стандартизации с
учетом изменения во времени показателей
качества объектов стандартизации. Опережающая
стандартизация заключается в установлении
повышенных по отношению к уже
достигнутому на практике уровню норм,
требований к объектам стандартизации,
которые согласно прогнозам будут
оптимальными в последующее время.
С момента утверждения
3. классификация.
Принцип
классификации заключается в
выделении у объекта
Существуют
две разновидности
Фактическая
стандартизация отражает некоторые
исторически сложившиеся
Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия.
Итак, в заключение можно отметить тенденцию развития западных фирм и направлений менеджмента, которые вместе с получением прибыли нацелены и на стандартизацию процедур обеспечения качества продукции, на тотальное управление качеством, причем одним из важнейших элементов этой структуры являются человеческие ресурсы и их подготовка. Думается, что все больше и больше российских фирм будут следовать этим управленческим стандартам и методикам, постоянно обучая и развивая свой персонал.
Объектами управления качества продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца (рис. 1.4) жизненный цикл продукции, включающий следующие основные этапы: маркетинг; проектирование и разработку технических требований, разработку продукции; материально-техническое снабжение; подготовку производства и разработку технологии и производственных процессов; производство; контроль, испытания и обследования; упаковку и хранение; реализацию и распределение продукцию; монтаж; эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание; утилизация.
Рис. 1.3 – Цикл Деминга
Нужно иметь
в виду, что в практической деятельности
в целях планирования, контроля,
анализа и пр. эти этапы могут
разбивать на составляющие. Наиболее
важным здесь является обеспечение
целостности процессов
Рис. 1.4 – Петля качества
С помощью петли качества (рис. 1.4) осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем и со всеми объектами, обеспечивающими решение задач менеджмента качества продукции.
Менеджмент качества продукции осуществляется циклически и проходит через определенные этапы, именуемые циклом Деминга. Реализация такого цикла называется оборотом цикла Деминга.
Понятие цикла Деминга не ограничивается только управлением качества продукции, а имеет отношение и к любой управленческой и бытовой деятельности. Последовательность этапов цикла Деминга показана на рис. 1.3 и включает: планирование (PLAN); осуществление (DO); контроль (CHECK); управление воздействием (ACTION).
В круговом цикле, который мы подсознательно используем в повседневной жизни, заключается сущность реализации, так называемых, общих функций управления, рассмотренных ранее, имея в виду, что эти функции направлены на обеспечение всех условий создания качественной продукции и качественного ее использования.
Таким образом,
при управлении качеством в целях
обеспечения системности этого
процесса необходимо объединить петлю
качества с циклом (кругом) Деминга,
что будет характеризовать
Выполнение мероприятий по обеспечению качества продукции требует затрат, которыми и являются по сути затраты на обеспечение качества услуг предприятий гостиничного бизнеса (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Факторы организации производства, способствующие обеспечению качества продукции и направления их реализации
Факторы организации производства |
Меры организации производства, обеспечивающие качество продукции |
Материалы и комплектующие изделия |
Входной контроль |
Создание надлежащих условий хранения и транспортировки | |
Оборудование |
Оценка параметров точности оборудования |
Мероприятия, направленные на устранение выявленных отклонений в работе оборудования | |
Технологическая оснастка и инструментарий |
Оценка соответствия технологическим требованиям |
Мероприятия, направленные на устранение выявленных отклонений в техоснастке и инструментарии | |
Мерительный инструмент |
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к мерительным инструментам |
Мероприятия, направленные на устранение выявленных отклонений | |
Производственные условия, организация и условия труда |
Создание условий обеспечения качественной среды |
Соблюдение санитарно- | |
Организация рабочих мест | |
Организация трудового процесса | |
Аттестация персонала | |
Обучение персонала | |
Создание условий для материального стимулирования | |
Контроль |
Осуществление всех видов контроля (текущий, промежуточный и т.д.) и на всех этапах жизненного цикла продукции |