Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:05, курсовая работа
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги ,которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества".
Возрастает интерес к исследованию персональной компетентности менеджера – конструкта, обобщающего знания и навыки, вовлеченные в процесс достижения целей и решения проблем. Агрегат специальных свойств его личности составляют управленческие навыки и способности.
1.3 Категории управления качеством продукции и услуг
Для эффективной организации
управления качеством продукции
и предоставляемых услуг
В отношении управления качеством продукции и услуг следует выделить как минимум следующие категории:
Управление качеством использует следующие четыре типа методов:
1) экономические методы,
обеспечивающие создание
2) методы материального
стимулирования, предусматривающие,
с одной стороны, поощрение
работников за создание и
3) организационно-
4) воспитательные методы,
оказывающие влияние на
Выбор методов управления качеством продукции (услуг) и поиск их наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, предоставлении услуг, то есть на мобилизацию человеческого фактора.
Средства управления –
включают оргтехнику (в том числе,
компьютеры), средства связи, словом, все
то, что используют органы и лица,
управляющие выполнением
Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества) также влияют на качество продукции.
Отношения субординации обычно
характеризуются вертикальными
связями от руководителя к подчиненным.
Содержание этих отношений определяется
степенью централизации и
Отношения координации характеризуются
горизонтальными связями между
отдельными работниками и организациями,
вступающими во взаимодействие ради
обеспечения определенного
При определении органов управления качеством продукции и услуг нужно исходить из того, что управление качеством – органическая составная часть общего управления производством, одна из его ветвей, одна из его функций. В силу этого оно не может противостоять ему. Поэтому, как правило, управление качеством развивается и выполняется в рамках действующего аппарата управления и заключается в более четкой и хорошо организованной деятельности по выявлению потребностей, созданию, изготовлению и обслуживанию продукции.
На уровне предприятия, объединения управление качеством организуется одним из двух способов. Первый заключается в четком распределении функций и задач управления качеством продукции между существующими подразделениями и работниками, периодическом пересмотре как самих функций и задач, так и их распределения ради улучшения деятельности. При этом не создается специализированный орган – отдел управления качеством.
Второй предполагает в дополнение к первому варианту выделение общей функции координации и создание специального органа – отдела управления качеством. На этот отдел и возлагаются многие специальные функции управления качеством продукции.
Каждый из этих двух вариантов имеет свои преимущества и свои недостатки.
Так, преимущества первого
варианта заключается в том, что
все участники
Второй вариант лишен указанного недостатка, но зато у работников предприятия нередко возникает чувство, что есть специально выделенные люди на предприятии, которые отвечают за качество, следовательно, они и должны решать все проблемы, связанные с качеством.
В любом варианте общее руководство системой управления качеством должен возглавлять руководитель предприятия, отвечающий за всю деятельность предприятия и за экономические результаты, которые в условиях рыночной экономики не могут быть высокими при плохом качестве продукции.
Анализ развития форм и методов организации работ по качеству, выявление возможности приложения к работам по качеству принципов общей теории управления, разработка схем механизма управления качеством, определение характера потребностей, состояние конъюнктуры рынка как исходного элемента управления качеством продукции, критическое рассмотрение определений основополагающих терминов свидетельствуют о следующем:
Влияние затрат на мероприятия, связанные с качеством, характеризуются отношением потребителей к продукции и услугам компании. Как отмечают специалисты, «ценности успеха» в рамках управления качеством выражаются в удовлетворенности клиентов в продукции компании и соответственно в увеличении выручки.
Есть критически важная граница, которая предопределяет возможность или невозможность совершения сделки. У каждого конкурентоспособного товара цена реализации ниже потребительской ценности. Для потребителя неоплаченная часть потребительской ценности равна полученной им от использования товара дополнительной прибыли. Для поставщика она соответствует «запасу конкурентоспособности» его продукции.
Компания, развивающая свою
систему управления качеством, главным
образом ориентируется на принятый
ею запас конкурентоспособности. Существуют
четыре ситуации продажи продукта и
услуг компании: продажа, когда обеспечивается
уменьшенный запас
Каждая ситуация выбирается в зависимости от уровня конкуренции: при монополии на рынке запас вообще не нужен; при жесткой конкуренции нужен большой запас.
Развитие системы управления
качеством должно иметь своей
целью создание необходимого по условиям
конкуренции запаса конкурентоспособности,
который бы формировался как при
создании потребительской ценности
(состав мероприятий обеспечивал
бы потребителю качество продукции
и услуг), так и при определении
цены реализации (что требует снижения
издержек при осуществлении
Таким образом, главная цель - обеспечение необходимого запаса конкурентоспособности; цели второго уровня - создание максимально возможной потребительской ценности и снижение цены реализации.
Управленческая рыночная идеология в области качества:
- в компании в отношении
к качеству должна
- ориентир не на контроль
за готовой продукцией и ее
разбраковку, а на наблюдение
и совершенствование делового
процесса; за качество отвечает
каждый на своем рабочем месте;