Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 13:05, курсовая работа
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги ,которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества".
Исследование содержания
категории затрат на обеспечение
качества продукции позволило
Для определения эффективности вложений в процесс обеспечения качества продукции необходимо анализировать как затраты, возникающие в производстве, так и потери вне него. В связи с этим можно выделить классификационный признак - степень управляемости (табл. 1.2). Под управляемыми ЗОКП понимают затраты на определенные процессы обеспечения качества, поддающиеся корректирующему воздействию, а неуправляемыми - группа затрат, не обладающая чувствительностью к управляющему воздействию в ходе производственного процесса.
Таким образом, совокупные затраты на обеспечение качества продукции представляют собой сумму управляемых и неуправляемых затрат на обеспечение качества.
Таблица 1.2 Состав затрат на обеспечение качества продукции
Элемент затрат на обеспечение качества продукции |
Значение |
1 |
2 |
| |
1 Затраты на предупреждение дефектов |
Зпред |
1.1. Предупредительные действия
(поддержание оборудования в |
Зпред1 |
1.2. Корректирующие действия
(предотвращение повторения |
Зпред2 |
Итого |
åЗпредi |
2. Затраты на проведение оценки (контроль) качества |
Зконт |
2.1. Контроль процесса
обеспечения качества (выявление
несоответствий в процессе |
Зконт1 |
2.2 Аудит входных объектов |
Зконт2 |
2.3. Проверка и испытания
(выявление дефектов после |
Зконт3 |
Итого |
åЗконтi |
3. Затраты, связанные с внутренним браком |
Звнут |
3.1. Затраты на переделки и ремонт |
Звнут1 |
3.2. Затраты, связанные с проведением анализа потерь |
Звнут2 |
Итого |
åЗвнутi |
Всего управляемых затрат |
(Зпред + Зконт + Звнут)=Зуправ |
| |
1.Затраты, связанные с внешним браком |
Звнеш |
1.1. Гарантийные обязательства |
Звнеш1 |
1.2 Затраты, связанные
с проведением анализа |
Звнеш2 |
1.3. Затраты, связанные со снижением сортности |
Звнеш3 |
1.4. Затраты на юридические споры и выплату компенсаций |
Звнеш4 |
Итого |
åЗвнешi |
Всего неуправляемых затрат |
Знеуправ=åЗвнешi |
Всего затрат на обеспечение качества продукции |
Зуправ +Знеуправ=ЗОКП |
Примечание: i-вид продукции
Для решения задач эффективности организации производства проблема обеспечения качества продукции является ключевой, вследствие чего появляется необходимость управления затратами на его достижение. Н.Л.Володина, базируясь на классических функциях управления, выделяет особенности содержания управления затратами на обеспечение качества продукции в процессе производства (табл. 1.3). В целом с данной классификацией функций и действий по их реализации можно согласиться.
Сущность управления ЗОКП
в процессе производства состоит
в осуществлении непрерывного и
направленного процесса воздействия
на производственные затраты с целью
выявления и создания необходимых
условий, соблюдение которых обеспечивает
заданный уровень качества продукции
при оптимальном размере
Многоаспектность системного подхода позволила выделить ключевые аспекты системы управления ЗОКП. Такими аспектами являются элементный, функциональный, организационный, коммуникационный, процессный и средообразующий.
Таблица 1.3 Функциональный подход к управлению затратами на обеспечение качества продукции
Функция |
Действия по реализации функции |
Планирование |
Составление бюджета затрат на обеспечение качества продукции; Оценка влияния и вклада каждого решения в отношении обеспечения качества выпускаемой продукции Доведение бюджета до конкретного исполнителя |
Учет |
Фиксирование количественных данных для оценки результатов работ по обеспечению качества продукции |
Организация |
Построение организационной структуры, позволяющей эффективно управлять ЗОКП |
Регулирование |
Выявление отклонений фактических результатов от запланированных; увеличение доли управляемых ЗОКП, в частности затрат на предупреждающие мероприятия, и снижение неуправляемых ЗОКП |
Мотивация |
Стимулирование сотрудников к обеспечению качества и участию в процессе управления затратами на его достижение |
Контроль |
Изучение выявленных отклонений в обеспечении качества и связанными с ним затратами и причин их возникновения |
Состав и характеристика методов управления представлены в табл. 1.4.
Таблица 1.4 Методы управления затратами на обеспечение качества продукции
Метод управления |
Целевые направления |
Экономический |
Планирование, анализ ЗОКП, экономическое стимулирование персонала за достижение заданных (улучшенных) показателей качества продукции |
Организационно- |
Организация процесса управления ЗОКП, определение прав и обязанностей работников структурных подразделений, их взаимосвязей и взаимодействия, организация технологии управления ЗОКП, включая информационное обеспечение |
Социально-психологический |
Поддержка и развитие культуры
производства в области обеспечения
качества, социализация персонала в
системе философии качества, разработка
программы нематериального |
Элементный аспект определяет
структурный состав системы управления
затратами на обеспечение качества
продукции. Функционирующая система
управления предполагает наличие специализированных
кадров, технических средств, информационного
обеспечения, а также использование
соответствующих методов
Коммуникационный аспект исследует различные виды связей в системе управления ЗОКП, организацию их осуществления. Однако рассмотрение внутренних связей системы недостаточно для ее полной характеристики. Система управления ЗОКП является открытой, и на нее действует ряд наиболее значимых факторов, которые способны предопределить организацию работ различного рода подразделений.
Функциональный аспект системного
подхода характеризуется
Организационный аспект предполагает выделение основных структурных подразделений – участников управления ЗОКП. Затраты на обеспечение качества определяются при помощи установления релевантных для конкретного предприятия элементов затрат. Затраты формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания и во всех звеньях.
Процессный аспект системного
подхода рассматривается с
Средообразующий аспект системного подхода к управлению представляет собой группировку ЗОКП по местам их возникновения.
Таким образом, разработанные
в современной управленческой науке
теоретические положения
Этап диагностического обследования проводится на базе системы показателей и функциональной модели оценки системы управления ЗОКП.
Для получения объективных результатов анализ всей системы показателей необходимо производить в динамике.
Функциональная модель оценки состояния и степени развития системы управления ЗОКП базируется на оценочных категориях, представляющих собой управленческие функции. В рамках этих функций необходимо выделение направлений деятельности предприятия в области управления ЗОКП, содержание которых определяется экспертным путем.
В условиях
становления российского
Сегодня общая мировая тенденция – повышенное внимание к клиенту, персонификация бизнеса. Конкурентоспособность отеля определяется в первую очередь эффективностью управления характеристиками гостиничного продукта. Качество услуг в гостиничном бизнесе – это ощущения гостя, мера того, как уровень предоставляемой услуги удовлетворяет его ожидания. Уровень качества зависит от степени совпадения представлений клиента, менеджеров и персонала о реальном и желаемом обслуживании. Менеджеры должны понимать качество так же, как его понимают клиенты. Интервальная модель качества услуги описывает пять разрывов (интервалов), которые являются причиной неудовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами.
В гостиничном
менеджменте управление осложняется
тем, что адекватная "рациональным
менеджерам" организационная культура,
ставящая во главу угла рациональность
и контроль, коренным образом отличается
от предпринимательской культуры, свойственной
эффективным руководителям. Коренные
изменения, произошедшие в деловой
среде, которая стала высоко конкурентной,
изменчивой, неопределенной, порождает
потребность бизнеса в
Управленческий
состав гостиничного предприятия разделен
на три основные звена. Критерии и
факторы эффективности
Рис. 1.5 – Пирамида Парсонса уровней гостиничного менеджмента
Насущная
потребность современной
Возрастает
научный интерес к исследованию
эмоциональных способностей (умения
управлять собой и регулировать
взаимоотношения с другими
В сфере
гостеприимства обозначилось новое
требование – воодушевление. Основанное
на креативности и положительных
эмоциях, оно в корне меняет принципы
управления и взаимодействия с клиентами.
Акцент на эмоциональный интеллект
– способность управлять