Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по предотвращению и разрешению конфликтов на исследуемом предприятии.
Для достижения цели решены следующие задачи:
Рассмотрены существующие понятия конфликта и способы его разрешения с точки зрения современной науки;
Рассмотрены новейшие психологические исследования в области разрешения конфликтов;
Проанализированы материалы современных зарубежных и отечественных ученых;
Рассмотрены существующие структурные классификации конфликтов;
Исследовано возникновение практики разрешения конфликтов на предприятии;
Проанализированы подходы к разрешению конфликтов на предприятии;
Изучены перспективы в изучении конфликтов и работа с ними;
Рассмотрены современные технологии разрешения и профилактики конфликтов;
Рассмотрены и проанализированы существующие методы разрешения конфликтов;
Произведен анализ деятельности исследуемого предприятия;
Выявлены проблемы деятельности предприятия в рамках темы курсовой работы;
Разработаны и предложены мероприятия по совершенствованию разрешения конфликтов на исследуемом предприятии.
Введение…………………………………………………………...……3
1. Сущность конфликтов и их влияние на организационное поведение
Персонала…………………………………………………………….5
1.1 Определение конфликта…………………………………………...5
1.2 Классификация конфликтов…………………………………….....10
1.3 Способы устранения конфликтов и их применение……………..16
2. Анализ деятельности и конфликтов ОАО «Магазин Одежда»…..27
2.1 Характеристика и анализ хозяйственной деятельности ОАО «Магазин
Одежда»…………………………………………………………….27
2.2 Рассмотрение конфликтогенных явлений в ОАО «Магазин
Одежда» …………………………………………………………31
2.3 Выявление проблем деятельности предприятия ОАО «Магазин
Одежда» …………………………………………………………….40
3. Разработка мероприятий по совершенствованию разрешения
конфликтов в ОАО «Магазин Одежда» …………………………..47
3.1 Разработка рекомендаций к разрешению конфликтов предприятия
ОАО «Магазин Одежда» ………………………………………….47
Заключение………………………………………………………….…52
Список литературы……………………………………………………56
Внутриличностный конфликт проявляется в ролевой (необходимость выполнения взаимоисключающих ролей) либо функциональной формах (несовпадение интересов личности и организации).
Межличностный конфликт выражается в противоречиях между интересами двух личностей в форме борьбы за ресурсы, вознаграждение, личной неприязни.
Личностно-групповой конфликт возникает, когда ожидания отдельной личности противоречат ожиданиям группы.
Межгрупповой конфликт - противоречия между интересами отдельных групп, которые могут выступать в четырех основных формах:
а) линейно-штабной форме - противоречия между целями и интересами линейного и штабного персонала;
б) как межгрупповая дискриминация - противоречия на основе установления привилегированного положения одной группы за счет ущемления интересов других, приводящее к эффекту "группового фаворитизма";
в) организационной форме - столкновение позиций и мнений вне зависимости от целей групп, которые могут и совпадать (например, по поводу средств достижения цели);
г) трансформационной форме - столкновения, возникающие в результате изменений поведения группы (например, иллюзия "ведущего звена", непогрешимости, эффект "группового эгоизма", внутренний конформизм, внешняя агрессивность).
Межорганизационный конфликт возникает между организациями, как правило, в силу конкуренции и соперничества на рынке.
В приведенной классификации разные виды конфликтов не являются взаимоисключающими и проявляются в организационном поведении взаимосвязано. Эта взаимосвязь выражается:
в статической форме - конфликт одновременно имеет характеристики (признаки) нескольких видов (например, открытое горизонтальное неконструктивное межличностное антагонистическое противостояние);
в динамической форме - конфликт в процессе развития разрастается и переходит из одного вида в другой (из служебной сферы переносится на почву личных отношений и т.д.).
Деятельность менеджера по управлению конфликтами должна быть направлена на выявление и изучение причин конфликтного поведения. Как показывают исследования, в 45% случаев конфликтные ситуации происходят по вине руководителя, в 33% - из-за несовместимости сотрудников, в 15% - из-за неправильного подбора кадров, примерно в 7% - по другим причинам.
Совокупность причин дифференцируется по следующим признакам:
1) по источнику проблемы - внешние (имеют источник за пределами организации) и внутренние (находятся в самой организации);
2) по основе - деловые (связаны
с выполнением
3) по характеру причин - объективные и субъективные;
4) по субъекту (инициатору конфликта) - инициированные руководителем или подчиненным.
Кроме того, причины можно классифицировать следующим образом:
а) материально-технические - работа на устаревшем оборудовании, в неприспособленных условиях;
б) ценностно-ориентационные - расхождение целей личности и общества, руководителя и группы, руководителя и личности;
в) финансово-организационные - высокие затраты труда при низкой оплате, одинаковая оплата труда при разной квалификации работников;
г) управленческие - неадекватная оценка менеджером профессиональной пригодности и моральных качеств специалиста;
д) социально-демографические - возраст, пол, национальность, социальное происхождение;
е) психологические - психологическая несовместимость сотрудников;
ж) коммуникативные - несоблюдение норм делового и неформального общения.
В зависимости от типа межличностных
отношений в коллективе причины
возникновения конфликтных
Таблица 2. Причины конфликтов в зависимости от типа межличностных отношений
Тип межличностных отношение |
Причины конфликтов |
Организационно-управленческие |
Ошибки руководителя, обусловленные нарушением либо невыполнением функций и принципов управления |
Правовые |
Нарушение законов, правовых норм, невыполнение обязанностей руководителем или подчиненными |
(Финансовые (материальные) |
Нарушение финансовой дисциплины, расточительное использование материальных ресурсов |
Коммуникативные |
Несоблюдение норм делового и неформального общения |
Оценочные |
Необъективная оценка труда, поведения отдельных лиц и групп |
Психологические |
Психологическая несовместимость, характерологические недостатки некоторых членов коллектива |
Нравственные |
Нарушение нравственных норм, низкая этическая культура |
Межнациональные |
Пренебрежение национальными чувствами, традициями, ущемление прав и непредоставление возможностей |
М. Мескон, М. Альберт и другие наиболее
существенными сочли такие
Российские специалисты
недостаточная согласованность и противоречивость организационных, групповых и индивидуальных целей;
несовершенство
ограниченность ресурсов организации;
недостаточный уровень профессионализма менеджмента и (или) персонала;
необоснованное публичное
противоречия между должностными обязанностями работка и предъявляемыми к нему требованиями;
неопределенность перспектив роста; различия в манере поведения и жизненном опыте;
неблагоприятные физические условия труда;
неблагожелательное отношение со стороны менеджера;
психологический феномен (чувство обиды, зависти).
В реальной конфликтной ситуации проявляется
одновременное сочетание
Динамика конфликта изменчива: усиление конфликта означает обострение противоречий и борьбы его участников, а затухание связано со снижением накала борьбы и постепенной гармонизацией взаимоотношений конфликтующих сторон. Изучение динамики конфликта обеспечивает эффективное управление конфликтом и своевременную разработку мер по его профилактике.
Несмотря на специфику и многообразие,
конфликты имеют общие
1) латентная стадия (предконфликт)
- намечаются противоречия, определяются
стороны конфликта и их
2) непосредственно конфликт - открытое выражение противоречий, разрыв отношений, столкновение участников конфликта;
3) разрешение конфликта - поиск
путей устранения противоречий,
проведение переговоров,
Наличие источника конфликта
В зависимости от эффективности управления конфликтом могут возникнуть функциональные и дисфункциональные последствия. Это, в свою очередь, повлияет на возможность появления последующих конфликтов: создаст, сохранит или устранит причины противоречий. Доминирующий характер последствий воздействует на дальнейшую динамику конфликтной ситуации.
Последствия конфликта могут быть:
а) позитивными - вызывают активизацию инновационных процессов, устранение "синдрома покорности", повышение качества принимаемых решений, улучшение количественных и качественных показателей работы, оздоровление и обновление организации;
б) негативными - приводят к снижению
уровня сплоченности коллектива, повышению
текучести кадров, ухудшению социально-
На протяжении всего процесса конфликта особая роль принадлежит руководителю. На каждом этапе требуются адекватные действия менеджера. Его задачи состоят в том, чтобы выяснять истинные мотивы поведения конфликтующих сторон, поддерживать постоянные контакты с подчиненными, изучать групповые мнения, анализировать позиции членов коллектива и принимать адекватные решения.
В целом оценка конфликта, отношение к нему со стороны менеджера должны формироваться по данным анализа последствий конфликта. При этом оценка конфликтов, как правило, лишена однозначности, поскольку имеет место сочетание положительных и отрицательных последствий.
Невнимание к конфликтам вызывает рецидив - усугубление конфликтной ситуации и повторение конфликтов обычно в более тяжелой форме с негативными последствиями. При этом происходит эскалация конфликта - его разрастание с углублением противоречий и увеличением состава участников. Из-за негативизма этих последствий конфликтами необходимо квалифицированно управлять.
Управление конфликтами - целенаправленная деятельность по устранению (минимизации) причин конфликта, корректировке поведения его участников либо поддержанию уровня конфликтности в контролируемых пределах.
Методы управления конфликтами - совокупность
приемов (способов) воздействия на конфликт
в целях его оптимального разрешения.
Под разрешением конфликта
Под разрешением (преодолением) внутриличностного
конфликта понимается восстановление
согласованности внутреннего
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
На процесс разрешения внутриличностных противоречий оказывают влияние половозрастные особенности личности. С увеличением возраста внутриличностные противоречия обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии - один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины - в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.
Преодоление внутриличностного конфликта обеспечивается образованием и действием механизмов психологической защиты (3. Фрейд, Ф. Бассин). Психологическая защита - нормальный, повседневно работающий механизм психики. Она является продуктом онтогенетического развития и научения. Развиваясь как средство социально-психологической адаптации, механизмы психологической защиты предназначены для контроля эмоций в тех случаях, когда опыт сигнализирует человеку о негативных последствиях их переживания и выражения.
Информация о работе Способы устранения конфликтов и условия их применения в торговых организациях