Способы устранения конфликтов и условия их применения в торговых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по предотвращению и разрешению конфликтов на исследуемом предприятии.
Для достижения цели решены следующие задачи:
Рассмотрены существующие понятия конфликта и способы его разрешения с точки зрения современной науки;
Рассмотрены новейшие психологические исследования в области разрешения конфликтов;
Проанализированы материалы современных зарубежных и отечественных ученых;
Рассмотрены существующие структурные классификации конфликтов;
Исследовано возникновение практики разрешения конфликтов на предприятии;
Проанализированы подходы к разрешению конфликтов на предприятии;
Изучены перспективы в изучении конфликтов и работа с ними;
Рассмотрены современные технологии разрешения и профилактики конфликтов;
Рассмотрены и проанализированы существующие методы разрешения конфликтов;
Произведен анализ деятельности исследуемого предприятия;
Выявлены проблемы деятельности предприятия в рамках темы курсовой работы;
Разработаны и предложены мероприятия по совершенствованию разрешения конфликтов на исследуемом предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………...……3
1. Сущность конфликтов и их влияние на организационное поведение
Персонала…………………………………………………………….5
1.1 Определение конфликта…………………………………………...5
1.2 Классификация конфликтов…………………………………….....10
1.3 Способы устранения конфликтов и их применение……………..16
2. Анализ деятельности и конфликтов ОАО «Магазин Одежда»…..27
2.1 Характеристика и анализ хозяйственной деятельности ОАО «Магазин
Одежда»…………………………………………………………….27
2.2 Рассмотрение конфликтогенных явлений в ОАО «Магазин
Одежда» …………………………………………………………31
2.3 Выявление проблем деятельности предприятия ОАО «Магазин
Одежда» …………………………………………………………….40
3. Разработка мероприятий по совершенствованию разрешения
конфликтов в ОАО «Магазин Одежда» …………………………..47
3.1 Разработка рекомендаций к разрешению конфликтов предприятия
ОАО «Магазин Одежда» ………………………………………….47
Заключение………………………………………………………….…52
Список литературы……………………………………………………56

Вложенные файлы: 1 файл

организационное поведение.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Названные методы поддержания и  укрепления сотрудничества, конечно  же, не являются исчерпывающими. Но все, что может способствовать сохранению нормальных деловых отношений между членами коллектива, укреплению их взаимного доверия и уважения, «работает» против конфликта, предупреждает его возникновение, а если он все-таки возникает, – помогает его разрешить.

Деятельность по предупреждению конфликтов может осуществлять сам руководитель организации. Она может вестись  по четырем основным направлениям:

1) создание объективных условий,  препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций; справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации. Если бы материальных благ хватало на всех работников, то конфликты, связанные с их распределением видимо, все равно были бы, но реже. Причиной сохранения конфликтов было бы возрастание потребностей людей и сама система распределения, существующая в российском обществе. К объективным условиям предупреждения межличностных конфликтов относится справедливое и гласное распределение существующих благ. Это условие в определенной степени одновременно и субъективно. Если дефицитные материальные блага распределять между работниками, во-первых, справедливо, во-вторых, гласно, чтобы исключить слухи, связанные с тем, что кому-то больше заплатили, то число и острота конфликтов, связанных с распределением материальных благ, заметно сократились бы;

2) разработка правовых и других  нормативных процедур разрешения  типичных предконфликтных ситуаций. Анализ конфликтов во взаимоотношениях работников показал, что существуют типичные проблемные ситуации социального взаимодействия и типичные предконфликтные ситуации, обычно приводящие к конфликту. Конструктивное разрешение таких ситуаций можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом;

3) успокаивающая материальная среда,  окружающая человека. К факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку рабочих помещений, оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других показателей, окраску помещений в спокойные тона, наличие комнатных растений, аквариумов, оборудование комнат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов.

Существует еще ряд объективных  условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. В конечном итоге на состояние организма и психику человека влияет вся материальная среда, с которой он взаимодействует. Следовательно, она опосредованно влияет и на его конфликтность.

 

 

 

Заключение

 

Понятие конфликта принадлежит как науке, так и обыденному сознанию, наделяющему его своим специфическим смыслом. Анализ определений конфликта, принятых в современной науке, обнаруживает их сходство: назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализированного в нем противоречия.

Проблема разрешения конфликта  выступает как поиск ресурса, средства для осуществления выбора; и в ситуации состоявшегося выбора – способа преодоления отвергнутой альтернативы. Иными словами, проблема вместо изучения явлений в его деталях, динамике и контекстах сводится исключительно к рассмотрению эффективности тех или вариантов работы с этой данностью.

Современные технологии разрешения и  профилактики конфликтов, базируются на определении конфликта как  противостоянии сторон, осознающих различие своих интересов. Подход, связанный с прекращением конфликта, обычно связывается с понятием регулирование (воздействие), а подход, связанный с компромиссом и сотрудничеством, – с понятием разрешение.

Таким образом, разрешение конфликта – это зачастую неюридическое воздействие на конфликт самих противоборствующих сторон (субъектов), нередко при участии третьей стороны, с целью совместного полного или частичного удовлетворения своих основных потребностей и интересов, снижения уровня конфронтации, а также локализации конфликта и сокращения материальных и моральных издержек, с ним связанных.

Современная практика использует разные формы работы с конфликтами. Среди  способов урегулирования конфликтов отчетливо  доминирующее положение сегодня занимают переговоры. Особое место занимает практика привлечения третьей стороны к разрешению конфликтов. Однако, несмотря на это, многие вопросы по разрешению конфликтов нельзя считать решенными. Наибольшие сложности возникают в эффективной работе с психологическими факторами разрешения конфликтов.

В торговом предприятии ОАО «Магазин Одежда» методы управления персоналом построены на прямом, оперативном воздействии на управляемый объект и основаны на авторитете власти руководителя, его полномочиях и правах управления отдавать распоряжения; на принципе обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Возникающие столкновения в области трудовых правоотношений часто включает столкновение интересов, что может привести к развитию трудового конфликта.

Одной из важнейших причин возникновения  конфликтов является низкий уровень  организации труда и управления, который может иметь как объективные, так и субъективные основания. Руководители постоянно сталкиваются с довольно сложными управленческими ситуациями, среди которых конфликтные ситуации занимают особое место. В некоторых организациях руководители затрачивают 50% своего рабочего времени на изучение и улаживание различных конфликтных взаимоотношений.

В зависимости от характера конфликтной ситуации, стратегии поведения, избираемой участниками конфликта, и методов урегулирования, конфликт может иметь как негативные, так и позитивные последствия.

Считаю необходимым особенно отметить, что экономическая система трудовой организации является основным механизмом совмещения общеорганизационных целей с целями каждого члена. Внося свой вклад в достижение целей организации, сотрудник, прежде всего преследует свои личные цели, в первую очередь, социально – экономические. Распределение ресурсов и финансов между подразделениями и отдельными членами организации в наибольшей степени чревато возникновением конфликтов.

Так как деятельность персонала  на предприятии – это сложное взаимодействие работников между собой, а предприятие является социальной системой и единицей в мировом разделении труда; в конечном счете, эффективность разрешения конфликтных ситуаций определяется тем, насколько обеспечен баланс интересов самого персонала и интересов собственно предприятия, носителями которых выступают собственники и высший менеджмент предприятия.

Таким образом, главной проблемой  на предприятии является так называемая текучесть кадров, вызванная периодически возникающими конфликтными ситуациями между администрацией и работниками.

На основании данных исследований необходимо сделать следующее:

Построить процесс разрешения конфликтов на положениях оптимистического подхода;

Разработать программу разрешения конфликтов посредством переговоров;

Определить планы воздействия  на конфликт в соответствии с выбранными стратегиями разрешения;

Разработать программу по профилактике и предупреждению конфликтов.

Предложенные мероприятия позволяют  своевременно реагировать на напряженные  ситуации в коллективе, а также  своевременно и адекватно предотвращать  их. В случае возникновения конфликта, данные меры помогут безболезненно выйти из сложившейся ситуации.

Так как конфликт является особой формой взаимоотношений между людьми, следовательно, требует тщательного  и детального рассмотрения. Особенно если речь идет о взаимоотношениях в трудовом коллективе. Поэтому наиболее важно, прежде всего, учитывать личные и деловые качества каждого сотрудника и коллектива в целом.

 

Список  литературы

 

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2000
  2. Еропкин А.М. Организационное поведение. Учебник. - М.: Издательство ПРИОР, 1998
  3. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001
  4. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. - М.: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2001
  5. Литвинюк А.А. Организационное поведение: учеб. пособие. М.: МГУК, 1998
  6. Организационное поведение/ Под ред. Г.Р.Латфулина, О.Н. Громовой - СПБ.: Питер, 2004.



Информация о работе Способы устранения конфликтов и условия их применения в торговых организациях