Стимулирование и мотивация как основа для развития партнерских отношений внутри организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала.
Целью курсовой работы является исследование управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности внутри организации.

Задачи исследования:
1. Дать определение понятию мотивации. Изучить формы, типы мотивации персонала.
2. Дать определение понятию стимулирования персонала. Рассмотреть основные формы стимулирования
3. Осуществить обзор основных теорий и концепций мотивации трудовой деятельности.
4. Выделить основные преимущества и недостатки мотивационных моделей.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………......
1.1 Понятие мотивации персонала организации. Основные формы и типы мотивации ………………………………………………………………………
1.2 Понятие и сущность стимулирования персонала организации. Система стимулирования труда……………….…………………………………………
1.3 Основные теории и концепции мотивации трудовой деятельности …
1.4 Преимущества и недостатки мотивационных моделей………………….
1.5 Мотивационные стратегии и методы……………………………………...
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНЗАЦИИ…………………………………………………………………
2.1 Зарубежный опыт по организации и стимулированию труда персонала организации……………………………………………………………………
2.2 Анализ система стимулирования и мотивации трудового персонала на примере социологического исследования в тур – фирме «Геваль» г.Витебска……………………………………………………………………….
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования деятельности персонала в современных организациях…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников …………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ НА 10 БАЛЛОВ!.docx

— 97.52 Кб (Скачать файл)

Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу, человек мотивируется последовательным удовлетворением  серии потребностей.

1. Физиологические, или  базовые, потребности (пища, вода, тепло, убежище, отдых, секс).

2. Потребность в безопасности: защита от лишений, угроз и  опасностей со стороны окружающего  мира, уверенность в удовлетворении  физиологических потребностей в  будущем.

3. Социальные потребности:  чувство принадлежности к кому  или чему-либо, дружеские отношения,  уверенность в том, что тебя  понимают другие, чувство социального  взаимодействия.

4. Потребность в уважении ("эго"): самоуважение и уважение  других, репутация, статус (личные  достижения, престиж, слава и т.д.).

5. Потребность в самовыражении:  реализация собственного потенциала  для непрерывного самосовершенствования.

Потребности образуют определенную иерархию, так как потребности  низшего уровня должны удовлетворяться, по мнению Маслоу, в первую очередь. Когда эти потребности будут (и  только после этого) удовлетворены, человек стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Неудовлетворенные потребности  побуждают человека к действию, удовлетворенные  – нет. Обычно человек ощущает  одновременно несколько различных  потребностей, находящихся между  собой во взаимодействии. Надо также  иметь в виду, что потребности  более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня. Иерархия потребностей представляет собой  обобщение, применимое к "среднестатистическому" человеку.

 

 

Тем не менее, иерархия потребностей может служить ориентиром для  понимания особенностей поведения  людей, их мотивов и использоваться менеджерами в целях анализа  возможных средств, которые могут  использоваться для корректировки/изменения  поведения их подчиненных.[

К. Альдерфер несколько  переработал иерархию потребностей Маслоу, предложив выделить три основные группы потребностей. Начальные буквы  названий этих групп потребностей (в  английском варианте) дали название этой теории – ERG-теория.

a. экзистенциальные потребности  (existence) – удовлетворение базовых  потребностей (у А. Маслоу –  физиологические потребности и  потребность в безопасности);

b. социальные потребности  (relatedness) – желание устанавливать  и поддерживать значимые межличностные  связи; лежат в сфере взаимодействия  с другими людьми и аналогичны  потребностям в аффилиации и  потребности в уважении со  стороны других людей по классификации  Маслоу;

c. потребности развития (growth) стремление к совершенствованию  и росту личности, по А. Маслоу, это потребности в самоуважении  и самоактуализации.

Различие теорий Маслоу и  Альдерфера состоит в том, что  если, по Маслоу, происходит движение только снизу вверх (удовлетворение одной  потребности и переход к другой), то Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны: вверх, если удовлетворена  потребность нижнего уровня, и  вниз, если не удовлетворяется потребность  более высокого уровня. В случае неудовлетворенности потребности  верхнего уровня усиливается степень  действия потребности более низкого  уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Например, если человек не смог удовлетворить потребности  роста, у него опять "включаются" потребности в принадлежности. Процесс  движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации, то есть поражения в стремлении удовлетворить  потребность.

 

 

 

Основные идеи Д. МакКлелланда:

1. Ведущая роль сознания  в определении поведения человека.

2. Человеку присущи 3 основные (важные) потребности:

a. Власть – желание  воздействовать на других людей  (уважение и самовыражение по  Маслоу). Как правило те люди, для  которых потребность власти критически  значима, – это хорошие ораторы,  требуют к себе повышенного  внимания со стороны других, энергичные, решительные.

b. Успех – доведение  работы до успешного завершения. Как правило, люди с ориентацией  на успех любят риск и берут  ответственность на себя.

c. Причастность – эти  люди готовы в компании обрести  новых знакомых, наладить дружеские  отношения, оказывать помощь другим.

Автор концепции полагает, что потребности достижения, соучастия  и властвования не исключают друг друга и не расположены иерархически. Проявление влияния этих потребностей на поведение человека в большой  степени зависит от их сочетания.

В 1950-1960 гг. Ф. Герцберг с коллегами  провел исследование факторов, оказывающих  мотивирующее и демотивирующее воздействие  на поведение человека и вызывающих его удовлетворенность и неудовлетворенность. Существует непрерывный и бесконечный  переход от неудовлетворенности  к удовлетворению, при этом две  группы факторов определяют, какие  чувства испытывает человек к  работе (приложение 2).

Процессы обретения удовлетворенности  и нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих  их факторов, являются двумя различными процессами, то есть факторы, вызывающие рост неудовлетворенности, при их устранении необязательно приводят к увеличению удовлетворенности. И, наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал  росту удовлетворенности, не следует, что при ослаблении влияния этого  фактора будет расти неудовлетворенность.

Процесс "неудовлетворенность  – отсутствие неудовлетворенности" определяется влиянием факторов, в  основном связанных с окружением, в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их отсутствие вызывает у работников чувство неудовлетворенности, но и наличие их необязательно  вызывает состояние удовлетворенности.

К этим поддерживающим факторам относятся: заработная плата, условия  труда, гарантия занятости, межличностные  отношения с непосредственным руководителем, с коллегами, с подчиненными, политика и стиль управления компании, техническое  руководство, частная жизнь, статус.

Процесс движения к удовлетворенности  в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием  работы (внутренние факторы). К мотивирующим факторам относятся: личный успех, признание, продвижение, работа, позволяющая в  полной мере проявить свои знания и  опыт (результат которой представляется исполнителю важным и значительным сам по себе), возможность карьерного роста, ответственность.

На основе разработанной  концепции Герцберг сделал вывод  о том, что при наличии у  работников чувства неудовлетворенности  менеджер должен обращать первостепенное внимание на факторы, вызывающие неудовлетворенность, и делать все для их устранения. После достижения "отсутствия неудовлетворенности" использовать поддерживающие факторы  бесполезно. Далее используются мотивирующие факторы для достижения работниками состояния удовлетворенности.

Человек вкладывает в свой труд определенные усилия, которые  зависят не только от его потребностей, но и от определенных аспектов рабочей  ситуации (человек распределяет усилия для достижения различных целей  и выбирает конкретный вид поведения). Процессуальные теории мотивации рассматривают  влияние этих двух факторов на поведение  человека и отвечают на вопрос: "Как  или каким образом можно мотивировать работника?"

Имеются три основные процессуальные теории мотивации:

Самая общая концепция  мотивации основана на том, что человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями и возможностями, настраивает себя на определенное поведение  и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату.

В соответствии с теорией  ожиданий В. Врума наличие активной потребности не является единственно  необходимым условием мотивации  человека на достижение определенной цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения  приведет к удовлетворению и приобретению желаемого. Следовательно, основной фактор, определяющий человеческое поведение, – это результат, ожидаемый вследствие определенного поведения.

Теория Врума утверждает: чтобы вознаграждение подтолкнуло  человека к деятельности, он должен верить, что его усилия увеличат вероятность получения вознаграждения.

Различают внешние (зарплата, положение в организации и  за ее пределами, дополнительные льготы, благоприятные рабочие условия, разнообразие в деятельности, похвала, продвижение по службе, перевод на другую работу, свободное время) и  внутренние (самоуважение, чувство  достижения, познание нового, выполнение чего-то нужного, внесение важного вклада в работу) вознаграждения.

Если люди не ожидают, что  поведение, которого ждет от них организация, приведет к достижению желаемых целей  или удовлетворению личных потребностей, они, вероятно, не будут работать эффективно.

Дж. С. Адамс, основатель теории справедливости, сформулировал концепцию, согласно которой люди субъективно  определяют отношение полученного  вознаграждения к затраченным усилиям  и соотносят его с вознаграждением  людей, выполняющих аналогичную  работу. Если человек считает, что  к нему подходят без дискриминации, то он ощущает справедливость отношения  к себе и чувствует себя удовлетворенным. Если сравнение показывает дисбаланс  и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. При этом неудовлетворенность может  наступить даже тогда, когда человек  получает высокое по отношению к  затратам его труда вознаграждение.

Дж. С. Адамс выделил шесть  возможных реакций человека на состояние  неравенства:

1. снижение уровня затрачиваемых  усилий;

2. попытка увеличить вознаграждение;

3. переоценка человеком  своих возможностей (снижение уверенности  в себе);

4. влияние на организацию  и сравниваемых лиц либо с  целью заставить последних увеличить  затраты, либо с целью уменьшить  их вознаграждение;

5. изменение объекта сравнения;

6. попытка перейти в  другое подразделение или покинуть  организацию.

 

Модель Портера-Лоулера  содержит в себе черты теории ожиданий и теории справедливости: Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную  процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, в основе которой  лежат пять переменных:

1. затраченные усилия;

2. восприятие;

3. полученные результаты;

4. вознаграждение;

5. степень удовлетворения.

Достигнутые результаты зависят  от приложенных усилий, способностей, характерных особенностей, осознанием своей роли.

Уровень усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень  вознаграждения.

В теории Портера-Лоулера  устанавливается соотношение между  вознаграждением и результатами, то есть человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.

Модель Портера-Лоулера  – одна и самых интересных теорий мотивации: мотивация не является простым  элементом в цепи причинно-следственных связей. Модель доказывает, почему важно  объединить понятия: усилия, способности, результаты, вознаграждение.

Один из наиболее важных выводов  данной  теории гласит: результативный труд ведет к удовлетворению.

Согласно теории Дж. Р. Хакмана, раскрытой  в   книге   И .Пономарева "Мотивация работы в организации", существуют три условия создания внутренней мотивации:

 Первое  – исполнитель  должен знать результат своей  работы. Иначе обрывается самовоспроизводящийся  мотивационный цикл.

Второе – исполнитель  должен чувствовать ответственность  за уровень выполнения работы, т.е. ощущать  личную персональную ответственность  за получаемый результат.

Третье – исполнитель  должен воспринимать свою работу, как  важную или необходимую, т. е. понимать, что результат работы влияет на жизнь других людей.

Если работа  носит  примитивный характер, то даже наличие  двух других факторов не будет способствовать развитию внутренней мотивации. Также  не способствует развитию внутренней мотивации ситуация, когда от работника  мало что зависит в работе, то есть для проявления внутренней мотивации  необходимо соблюдение всех трех условий.

Таким образом, отношение  между величиной мотивации работой  и наличием трех условий – мультипликативное.

При рассмотрении вопроса  о содержательных теориях мотивации, мы можем увидеть, что они в  чем-то схожи, а в чем-то отличаются друг от друга. Все авторы вели свои рассуждения от того, что все потребности  человека делятся на первичные и  вторичные. Но к единому мнению о  порядке их удовлетворения так и  не пришли. А. Маслоу считал, что потребности  в составленной им иерархии, должны удовлетворяться по очереди. Д. МакКлеланд говорил о том, что людям присущи  потребности власти, успеха и причастности. Они определяются чертами характера  человека и движут им не в определенной ситуации, а доминируют всегда. К. Альдерфер  распределял потребности так  же, как и Маслоу, но считал, что  движение от потребности к потребности  идет не только вверх, но и вниз. Ф. Герцберг считал, что гигиенические факторы, которые соответствуют физиологическим  потребностям по А. Маслоу, не являются мотивирующими. Обеспечение этих потребностей лишь устранит чувство неудовлетворенности  работой, но не обеспечит удовлетворения. Чтобы человек был доволен  своей работой, необходимо обеспечить удовлетворение потребностей, входящих в группу мотивирующих факторов. 
Задача менеджеров состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому работнику, разбудить спящую внутри него движущую силу и направить ее на пользу компании. Разная система ценностей предполагает разные подходы к стимулированию людей, и это также необходимо учитывать. Для одного сотрудника важен его статус, другому хочется чувствовать свою востребованность, третьему нужны широкие полномочия, а четвертому важнее всего экономическая безопасность его семьи в долгосрочной перспективе. В каждом из этих случаев мотивация должна быть ориентированна на то, что значимо для самого человека. Важность содержательных теорий мотивации, на мой взгляд, состоит в том, что они явились попыткой усовершенствовать процесс управление людьми, они служат пособием менеджерам в их работе.

Информация о работе Стимулирование и мотивация как основа для развития партнерских отношений внутри организации