Стимулирование и мотивация как основа для развития партнерских отношений внутри организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – основные методы и модели мотивации к труду, а также способы стимулирования персонала.
Целью курсовой работы является исследование управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности внутри организации.

Задачи исследования:
1. Дать определение понятию мотивации. Изучить формы, типы мотивации персонала.
2. Дать определение понятию стимулирования персонала. Рассмотреть основные формы стимулирования
3. Осуществить обзор основных теорий и концепций мотивации трудовой деятельности.
4. Выделить основные преимущества и недостатки мотивационных моделей.

Содержание

Введение …………………………………………………………….………
ГЛАВА 1 МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………......
1.1 Понятие мотивации персонала организации. Основные формы и типы мотивации ………………………………………………………………………
1.2 Понятие и сущность стимулирования персонала организации. Система стимулирования труда……………….…………………………………………
1.3 Основные теории и концепции мотивации трудовой деятельности …
1.4 Преимущества и недостатки мотивационных моделей………………….
1.5 Мотивационные стратегии и методы……………………………………...
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНЗАЦИИ…………………………………………………………………
2.1 Зарубежный опыт по организации и стимулированию труда персонала организации……………………………………………………………………
2.2 Анализ система стимулирования и мотивации трудового персонала на примере социологического исследования в тур – фирме «Геваль» г.Витебска……………………………………………………………………….
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования деятельности персонала в современных организациях…..
Заключение………………………………………………………………..
Список использованных источников …………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ НА 10 БАЛЛОВ!.docx

— 97.52 Кб (Скачать файл)

Выводы:

Теоретические  основы  мотивации  были  заложены   содержательными   и

процессуальными    теориями    мотивации.  Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу,  Мак Клелланда и Герцберга. Основными процессуальными  теориями  мотивации  являются   теория ожиданий,  теория справедливости,  модель  мотивации  Портера  –  Лоуера.  В современном  менеджменте   предпринимаются   активные   попытки   пересмотра классических  теорий  мотиваций  с  целью  их  приспособления  к    большего современной структуре потребностей.

Хотелось бы отметить, что все приведённые модели и концепции не совершенны, и каждая из них имеет свои плюсы и минусы, изучению которых и посвящена следующая глава курсовой работы.

 

[http://www.bestreferat.ru/referat-133375.html]

1. Д. МакКлелланд Мотивация человека, СПб.: Питер, 2007.

2. Дафт Р. Л. Менеджмент. 6-е издание. – Издл-во "Питер", 2004.

3. Джон О'Шонесси "Принципы  организации управления фирмой"

4. Егоржин А. П. Управление  персоналом. М., 2001. – 623 с.

5. Попов С.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. – 2-е изд., прераб. и доп. – М.: Ось – 89, 2007. – 144 с.

6. Управление персоналом: учебное пособие/ Под редакцией к.э.н., проф. О.И. Марченко. – М.: "Ось-89", 2004. – 224 с.

 

 

 

 

 

1.4 Преимущества  и недостатки  мотивационных моделей 

 

Разумеется, что приведенные  выше мотивационные модели не безупречны и их можно подвергнуть критике  за имеющиеся в них недостатки в теоретическом и практическом аспектах. Так, Дж. О'Шонесси со ссылкой  на Л. Портера приходит к выводу и  утверждает, что, например, модель Маслоу имеет следующие недостатки:

1.  Категории Маслоу  непригодны для решения практических  задач. Мы не можем безоговорочно  объяснить наблюдаемое поведение  тем или иным мотивом. Отсюда, рассматривая иерархию Маслоу  в качестве гипотезы, трудно уяснить,  какие наблюдения необходимо  провести, чтобы ее опровергнуть. Это критическое замечание относится  ко всем видам мотивов. Мотив  не всегда может быть логически  выведен из поведения, так как  между ними нет однозначного  соответствия: один мотив может  быть удовлетворен различными  действиями. Так, поведение согласованное  и поведение конкурируещее могут  вызываться одним и тем же  мотивом. 

2.  Можно указать на  поведение, которое не согласуется  с теорией Маслоу. Так, предполагая,  что долг принадлежит одному  из высших уровней, иерархия  игнорирует тот факт, что люди  готовы умереть, выполняя долг, и часто ставят гордость выше  безопасности или физиологической  потребности. 

3.  Хотя данная иерархия  имеет вид модели процесса, механизм  перехода с одного уровня на  другой не вскрывается [4, C. 130].

Теорию иерархии, возможно, лучше всего рассматривать как  организующую концепцию, а в известном  смысле ее расплывчатость способствовала широкому признанию этой теории. Есть основания считать, что подобные иерархии потребностей действуют среди  рабочих и руководящих работников, у последних потребности в  уважении и самовыражении часто  не удовлетворены.

Думается, критический взгляд Дж. О'Шонесси и Л. Портера на мотивационную  модель Маслоу касается лишь теоретических  и методологических аспектов и в  отрыве от производственного процесса и поведения человека в процессе труда. Зачем, например, люди должны, работая  на производстве, жертвовать своей  жизнью ради выполнения своего долга. В таких условиях человек часто  оказывается под воздействием или  несовершенства технологического процесса, или недостаточного внимания со стороны руководителя предприятия, стремящегося к экономии затрат на создание комфортных условий, ставя работника в экстремальные условия.

Не осталась вне критики  и мотивационная модель Д. Макклеланда, который начал с исследования не того, как человек действует, а  того, как он мыслит. При этом Макклеланд использует так называемую проектную  методику, основанную на том, что испытуемый словами описывает показываемый ему рисунок. Основная предпосылка  заключается в том, что чем  более двусмысленным, неясным является рисунок, тем с большей степенью вероятности в рассказе испытуемого  проявятся (спроецируются) его мотивы. Макклеланд утверждает, что мысли, выраженные в таких рассказах, можно сгруппировать  так, что они выразят три категории  человеческих мотивов. Это потребности:

-  в аффилиации (стремление  к принадлежности);

-  во власти;

-  в успехе или достижении  целей ;

Потребность в достижении целей может быть связана с  несколькими потребностями в  иерархии Маслоу; по существу, это потребность  делать что-либо (то, в чем индивид  сравнивает себя с другими) лучше, чем  делалось раньше.

Макклеланд утверждает, что  руководителю, для того чтобы быть лидером, следует иметь высокую  потребность в достижении целей. Она характерна для тех руководителей, которые предпочитают работать в  одиночку. Высокая потребность в  дружеских отношениях, близости и  взаимопонимании может в некоторых  случаях приводить к неэффективности  работника, вызываемой боязнью ухудшить отношения. Отдельные авторы считают, что руководитель должен подбирать  работу для подчиненных, учитывая мотивацию  последних. Существует мнение, однако, что этого еще не достаточно для  высокой эффективности, что система  вознаграждения (или компенсации) должна быть разработана с участием вознаграждаемых  и рассматриваться в непосредственной связи с эффективностью труда.

Хотя модель Макклеланда  может быть использована для улучшения  организационного климата, составной  частью которого является мотивация  персонала, в его теории можно  оспаривать многое, в том числе  методологию исследования и слишком  упрощенную классификацию мотивов.

 

К сказанному можно добавить, что сегодня нет такой мотивационной  модели, которую нельзя подвергнуть  критике, каждая из них имеет свои плюсы и минусы, и это естественный процесс. Нельзя, конечно, полностью  отрицать и отмеченные выше недостатки модели Д. Макклеланда.

Также подвергается критическому анализу и двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга, которая  отнесена к категории «мотивационно-гигиенической» и базируется на результатах исследований, в ходе которых осуществлялось выявление  факторов, положительно и отрицательно влияющих на отношение человека в  процессе труда. Ф. Герцберг сделал главный  вывод, который положен в основу мотивационной модели, а именно –  «людям присущи два вида потребностей: избежать страданий и психологического роста».

В мотивационной модели Ф. Герберга отмечают три основных недостатка:

1. Данный подход на  первый взгляд напоминает несколько  видоизмененный гедонизм (искать  удовольствия, избегать огорчений), где понятие удовольствия заменено  самовыражением. Традиционное возражение  гедонизму (например, то, что мы  не можем непосредственно искать  удовольствий или избегать огорчений,  а можем лишь определить курс  действий, следствием которого явились  бы огорчения или удовольствия) представляется в данном случае  менее уместным, так как Герцберг  точно определяет те условия,  которые вызывают «страдания»  или «психологический рост». 

2. Кинг утверждает, что  полемика по поводу двухфакторной  теории Герцберга во многом  вызвана недостаточно четкими  формулировками автора. По мнению  Кинга, наиболее вероятная версия  такова: «Все мотиваторы, вместе  взятые, вносят большой вклад  в удовлетворение работой, чем  совокупность гигиенических факторов, а все гигиенические факторы,  вместе взятые, вносят больший  вклад в неудовлетворенность  работой, чем совокупность мотиваторов».

3. Наконец, Д. Шваб и  Л. Камингс указывают на то, что доказательства, применявшиеся  для обоснования предпосылки  «удовлетворение ведет к действию»,  не являлись экспериментальными [4, C. 140].

Дж. О'Шонесси, проводя дальнейший анализ мотивационных моделей, довольно детально рассмотрел теорию «Х» и  теорию «У» Макгрегора.

 

Многое из теории и практики управления Макгрегор считал отражением взгляда на человека, характерного для теории «Х», а именно:

1. Средний человек от  природы ленив – он работает  как можно меньше.

2. Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности,  предпочитает чтобы им руководили.

3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации. 

4. Он от природы противится  переменам. 

5. Он доверчив, не слишком  сообразителен – легкая добыча  для шарлатана и демагога.

Такой взгляд на человека отражается в политике «кнута» (угроза безработицы) и «пряника» (деньги).

Теория «У» придерживается следующего взгляда на человека:

1. Люди не являются  от природы пассивными и не  противодействуют целям организации.  Они стали такими в результате  работы в организации. 

2. Мотивация, возможность  развития, способность брать на  себя ответственность, готовность  направлять свое поведение на  достижение целей организации  – все это есть в людях,  а не вкладывается в них  управлением. Обязанность управления  – помочь людям осознать и  развить в себе эти человеческие  качества.

3. Важная задача управления  состоит в том, чтобы создать  такие условия в организации  и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать  своих собственных целей наилучшим  образом лишь при условии направления  своих усилий на достижение  целей организации. 

Если администрация разделяет  взгляды теории «Х», она обращает особое внимание на методы внешнего контроля, тогда как при использовании  теории «У» особое значение придается  самоконтролю при периодических  отчетах об исполнении. Предполагается, что самоконтроль возникает, когда  рабочие воспринимают цели компании как свои собственные, и тогда  вероятность достижения целей компании высока. Макгрегор считает средством  достижения высокой степени вовлеченности  метод участия работников в принятии решений.

 

Теории «Х» и «У»  отражают полярные позиции и взгляды. Но из сказанного следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое  поведение, должен придерживаться положений  теории «Х» однако, такого однозначного соответствия между поведением и  взглядами нет [4, C. 152].

Макгрегор утверждает, что  люди становятся такими, какие они  есть, потому что к ним так относятся. Социолог не отрицает, что поведение  людей в промышленной организации  в настоящее время примерно такое, каким оно воспринимается руководством [4, C. 152].

Таким образом, противоречия, высказанные разными авторами в  части теоретических и практических аспектов действующих ныне мотивационных  моделей, отнюдь не приводят к их полному  отрицанию, наоборот, критические замечания, по нашему мнению, главным образом  направлены на их совершенствование. Эффективность  или жизненность той или иной модели можно проверить только путем  их апробации на практике с учетом той среды, где они будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных  моделей на наших предприятиях будет  снижать эффективность действующих  систем управления и социально-экономическую  деятельность трудовых коллективов.

Вместе с тем становится ясным, что мотивационные модели могут приводить как к положительным, так и отрицательным социально-экономическим  последствиям, особенно если в организации  действуют неформальные группы.

Для того чтобы устранить  негативные последствия мотивации  Б. Карлоф предлагает следующие подходы:

1. В драматической форме  демонстрировать группе бесперспективность  ее деятельности.

2. Показать группе невозможность  достижения поставленных целей. 

3. Посеять недоверие между  людьми, и прежде всего к их  лидеру.

4. Образовать «раскольнические»  группки, стимулировать перебежчиков, лучше всего превратить лидера  группы в перебежчика. 

5. Объединить чувство  принадлежности к группе с  недовольством, усталостью и ущербностью.

 

Выводы:

Каждая в отдельности  модель мотивации существенно отличается от других не только по форме, но и по содержанию. И это можно считать  вполне закономерным явлением, так  как, в сущности, не может быть какой-либо единой мотивационной модели, которая  могла бы успешно применяться  без учета специфики развития каждого предприятия, а тем более  отдельного государства в целом. Таким образом, эффективность и жизненность той или иной модели можно проверить только путем их использования на практике с учетом той среды, где они будут применяться. Бесспорно одно, что отсутствие мотивационных моделей в трудовых организациях будет снижать эффективность действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых коллективов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Мотивационные стратегии и методы

 

Существуют три основных подхода к выбору мотивационной  стратегии:

1. Стимул и наказание:  люди работают за вознаграждение: тем, которые работают хорошо  и много, платят хорошо, а тем,  кто работает еще больше, платят  тоже больше. Тех, кто не работает  качественно, - наказывают.

Информация о работе Стимулирование и мотивация как основа для развития партнерских отношений внутри организации