Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 01:06, реферат
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании. Основными этапами стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
3. Изучение (Анализ) конкурентов: Выявление слабых и сильных сторон конкурентов.
4.
Анализ рынка рабочей
силы: Наличие кадров, необходимой специальности
и квалификации, необходимого уровня образования,
возраста, пола; Стоимость рабочей силы;
Анализ политики профсоюзов, имеющих влияние
на этом рынке.
Вопрос 2. Анализ внутренней среды
Внутренняя среда – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации:
1. Кадровый срез внутренней среды - взаимодействие менеджеров и рабочих: найм, обучение и продвижение кадров; Анализ результатов труда и стимулирование; Поддержание между работниками.
2. Организационный
срез: Коммуникационные процессы; Организационные
структуры; Нормы, правила,
3. Производственный срез;
4. Маркетинговый срез – это всё то, что связанно с реализацией продукции;
5. Финансовый срез – эффективное использование и движение денежных средств в организации;
6. Организационная
культура – набор наиболее
важных предположений,
Внутренняя среда пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.
Стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Угроза – то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: несанкционированное копирование уникальных разработок фирмы, появление новых конкурентов или товаров-заменителей, снижение покупательной способности потребителя.
Возможности – нечто дающее фирме шанс упрочить свое положение: внедрение новых технологий, выпустить новый продукт, снижение налогов, рост доходов населения.
Слабые и сильные
стороны внутренней среды также
как угрозы и возможности определяют
условия успешного
SWOT – анализ (сила, слабость, возможности, угрозы).
|
Этапы проведения SWOT анализа:
1. Изучаются сильные
стороны: платежеспособность
2. Изучение слабостей
фирмы (он начинается с
3. Изучаются факторы
макросреды фирмы:
4. Изучаются стратегические
и тактические возможности
5. Согласуются силы
с возможностями для
Влияние возможностей на организацию:
|
Возможности, выпадающие на поля ВС, ВУ, СС имеют большое значение для организации и их нужно использовать обязательно.
Возможности, выпадающие на поля СМ, НУ, НМ практически не заслуживают внимания организации.
Оставшиеся возможности используют в том случае, если у организации имеется достаточно ресурсов.
Влияние угроз на организацию.
|
Поле ВР, ВК, СР представляют огромную угрозу для организации и требуют немедленного и обязательного устранения.
Поля ВТ, СК, НР должны находиться в поле зрения руководства и быть устранены в первостепенном порядке.
Поля НК, СТ, ВЛ внимательный и ответственный подход к их устранению.
Оставшиеся поля внимательное отслеживание их развития, хотя не ставиться задача их первостепенного устранения.
Профиль среды.
|
В таблицу профиля среды выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается:
1. оценка его важности для отрасли по шкале: 3 – сильное значение, 2 – умеренное значение, 1 – слабое значение.
2. оценка влияния на организацию; 3 – сильное влияние, 2 – умеренное влияние, 1 – слабое влияние, 0 – отсутствие влияния.
3. оценка направленности влияния по шкале: (+1) – позитивная направленность, (-1) – негативная направленность.
Далее все экспертные оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации.
5. Миссия организации
Вопрос 1. Миссия организации.
В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации.
В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего и по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Характеристики миссии:
1. сформированные в ней задачи фирмы должны быть измеримыми.
2. декларация о
миссии компании должна
3. декларация о миссии должна определить виды деятельности, которыми компания намерена заниматься, при чем они отнюдь не обязаны совпадать с текущим бизнесом.
4. декларация о
миссии должна быть
5. декларация о
миссии должна быть
Группы людей, чьи интересы должны быть учтены при определении предназначения организации:
- собственники организации
- сотрудники организации
- покупателя продукта организации
- деловые партнеры организации
- местное сообщество, находящиеся с организацией во взаимодействии (социальная и экологическая составляющая)
- общество в целом.
Миссия должна вырабатываться с учетом следующих факторов:
- история фирмы,
в процессе которой
- существующий стиль
поведения и способ действия
собственников и
- состояние среды обитания организации
- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей
- отличительные особенности, которыми обладает организация.
В расшифровке, которая сопровождает миссию, должны быть отражены следующие характеристики организации:
1. целевые ориентиры
организации, отражающие то, на
решение каких задач
2. сфера деятельности
организации, отражающая то, какой
продукт организация
3. философия организации.
4. возможности и
способы осуществления
Что дает миссия для деятельности организации:
1. она дает субъектам
внешней среды общее
2. миссия способствует
формированию единения внутри
организации и созданию
3. миссия создает
возможность для более
6. Методология стратегического менеджмента
Эта модель является
обобщением сложного и многостороннего
процесса стратегического менеджмента,
который рассматривается в
Каждый из
этих шагов представляет собой систему
действий, состоящую из многих взаимосвязанных
элементов. Детально содержание модели
мы рассмотрим в последующих главах,
сейчас же выделим предпосылки или
методологические основания исследований
в области стратегического
Изучение рынка. Здесь исследователей интересуют возможности роста рынка и изменения в составе основных конкурентов на рынке. Эти изыскания являются решающими для определения структуры коммерческих рисков фирмы.
Сбор информации. Организации необходимы достаточное количество каналов поступления информации как по внешнему окружению, так и относительно внутриорганизационных процессов и их динамики. Для эффективного действия на рынке коммерческая фирма должна иметь информационную систему, предполагающую не только сбор информации, но и ее обработку, анализ, систематизацию, хранение и определение информационных потребностей в будущем.
Эмпирические исследования. Стратегический менеджмент — высоко теоретизированная область управленческих исследований. Это проявляется, прежде всего, в изобилии моделей как локальных процессов, так и разработки "глобальных" стратегий. Модели нуждаются в постоянной верификации, т.е. в подтверждении опытными данными. Это, в свою очередь, определяется тем, что универсальные, абстрактные модели стратегического менеджмента необходимо применять для решения конкретных задач, уникальность которых следует из особенностей конкретной фирмы, действующих на конкретном рынке в строго фиксированный отрезок времени. Такие характеристики иногда называют контекстом деятельности фирмы. Не существует двух фирм с абсолютно одинаковым контекстом. Однако даже на первый взгляд незначительные отличия контекста могут быть решающими факторами для формулирования и выбора стратегии.
Рис. 1. Основные шаги модели стратегического менеджмента
Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегический менеджмент конца 1990-х годов ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты корпораций.