Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 01:06, реферат
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании. Основными этапами стратегического управления являются:
1. Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы.
2. Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности.
3. Определение стратегии достижения целей деятельности.
4. Разработка и реализация стратегии.
5. Оценка деятельности, слежение за ситуацией и введение корректирующих воздействий.
ОПАСТНОСТЬ ВХОЖДЕНИЯ В ОТРАСЛЬ НОВЫХ КОНКУРЕНТОВ
Во многих случаях, главной задачей для данной конкретной фирмы является не столько изучение существующих конкурентов и достижение конкурентного преимущества над ними, сколько пристальное внимание к возможному, а иногда неминуемому появлению новых конкурентов.
Это подводит
нас к концепции стратегии, а
именно: концепция барьеров входа
и их влияние на прибыльность отрасли.
Существование барьеров вхождения
в отрасль - это результат действия
огромного разнообразия новых для
нас факторов: экономии от масштаба,
дифференциации продукции, минимально
необходимой суммы
Высокая прибыльность возможна только при высоких барьерах входа, а стабильность достигается за счет низких барьеров выхода. Следовательно, можно точно определить идеальную ситуацию - эта ситуация, когда, с одной стороны отрасль имеет высокие барьеры входа, а с другой стороны, низкие барьеры выхода. К сожалению, на практике одновременное соблюдение них двух условий встречается довольно редко, так как факторы. призванные укреплять барьеры входа в отрасль, одновременно укрепляют и барьеры выхода из нее.
Взаимосвязь
барьеров для входа и для выхода
из отрасли с прибыльностью
Барьеры
для выхода
Высокие
Высокие
Высокие и стабильные Высокие, но вероятно
прибыли
Барьеры
входа
Низкие
прибыли
Таким образом, ясно, что если фирма уже действует в отрасли, наличие высоких барьеров для входа для нее предпочтительно. Так как в этом случае, ее бизнес защищен от жестокой внешней конкуренции и снижения прибыли. Однако, это не так очевидно, как кажется на первый взгляд. Предположим. теперь, обратную ситуацию: фирма еще не действует в данной отрасли, но намеривается туда войти. «Когда вами рассматривается возможность вхождения в отрасль, вы предпочтете очень высокие входные барьеры для всех....но не для вас». Что действительно необходимо, так это наличие уникальных возможностей, которых нет у конкурентов, и которые могут существенно облегчить вхождение в отрасль для данной фирмы и в тоже время сделать его практически невозможным для кого - то еще.
УГРОЗА ТОВАРОВ - СУБСТИТУТОВ
Не только фирмы, действующие в отрасли и потенциально возможные конкуренты являются главными факторами, описывающие привлекательность отрасли: следует также добавить фирмы. Предлагающие товары субституты, которые могут как заменить выпускающиеся в данной отрасли товары, так и предоставить новые возможности удовлетворения спроса. Субституты могут влиять на отраслевую привлекательность разными способами. Их присутствие устанавливает потолок прибыльности.
Угроза
воздействия товаров - субститутов
на прибыльность отрасли зависит
от нескольких факторов, таких как
наличие совершенных
Субституты не являются чисто внешним малозначащим фактором, а требуют тщательного стратегического анализа.
ПЕРЕГОВОРНАЯ СИЛА ПОСТАВЩИКОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ.
В первоначальной модели структуры отрасли Портера, он рассматривает власть покупателей и поставщиков как зеркальное отражение друг друга. Это становится совершенно понятным после изучения факторов, способствующих наличию власти в этих случаях.
Власть поставщиков
· Количество важных поставщиков
· Наличие товаров - субститутов
· Дифференциация или издержки переключения продукции поставщиков
· Угроза со стороны поставщиков интеграция вперед
· Угроза со стороны отрасли: интеграция назад
· Содействие поставщиков в качестве и услугах продукции отрасли
· Общие издержки отрасли, компенсируемые поставщиками
· Важность отрасли для прибыли поставщиков
Власть покупателей
· Количество важных покупателей
· Наличие товаров - субститутов
· Издержки переключения для покупателей
· Угроза со стороны покупателей: интеграция назад
· Угроза со стороны отрасли: интеграция впереди
· Содействие в качестве
и услугах продукции
· Общие издержки покупателей, компенсируемые отраслью
· Прибыльность покупателей
По Портеру понятие «переговорная сила покупателей и продавцов», предполагает, что существует определенная угроза всей отрасли от чрезмерного использования власти этими двумя агентами. Слова Портера можно интерпретировать следующим образом. Правильная стратегия, к которой должна стремиться фирма, должна иметь, качестве главною компонента попытку нейтрализовать переговорную силу покупателей и поставщиков. В сегодняшнем мире, это утверждение является спорным. Японские фирмы прекрасно понимают, что поставщики являются центральными партнерами, дружественные взаимоотношения между которыми надо воспитывать и усиливать. Более того, покупатели - это основная и важная клиентура фирмы, и фирма должна воспринимать их не как соперников, а как объектов долгосрочных дружеских отношений, основанных на целостности и производительности.
12. Анализ внешней среды организации.
См. пункт 4
13. Ориентиры деятельности фирмы.
14. Принципы стратегического менеджмента
Любой руководитель рано
или поздно отвлекается от ежедневной
текучки и задумывается над вопросом
правильного построения системы
стратегического менеджмента. Однако
выражение «стратегический
Для прояснения этого
вопроса, прежде всего еще раз
сформулируем понятие стратегии
и стратегического менеджмента.
В одном из предыдущих материалов
было приведено определение
Стратегия -- это общие правила и инструменты, помогающие получить необходимый результат, актуальные в долгосрочной с точки зрения данного результата перспективе.
Исходя из этого можно обозначить, что стратегический менеджмент -- это управление движением к долгосрочной цели, или, говоря другими словами, способ размещения и использования сил для достижения единой цели -- победы.
Наличие долгосрочных целей является жизненно важным для любой компании. Понятно, что нельзя жить только сегодняшним днем, но в то же время, работая на перспективу, нельзя забывать и о текущих делах и результатах. Отсутствие текущих результатов снижает устойчивость компании и ставит под угрозу возможность достижения более отдаленных целей. Таким образом, первым принципом успешного стратегического менеджмента является сбалансированное сочетание решения стратегических и текущих задач.
15. Общие конкурентные стратегии.
Одной из основных задач многих организаций является достижение преимущества над ее прямыми конкурентами. Центральный вопрос при этом: как организация получит данное преимущество? М. Портер (1985) дает ответ на этот важный вопрос, выделяя три ключевые общие стратегии: лидерство по затратам, индивидуализация и фокусирование. Рассмотрим каждую их них последовательно.
Лидерство по затратам
При реализации этой
стратегии ставится задача добиться
лидерства по затратам в своей
отрасли за счет комплекса функциональных
мер, направленных на решение именно
этой задачи. В качестве стратегии
она подразумевает жесткий
Низкие затраты дают организации хорошие шансы в ее отрасли даже в случае существования жесткой конкуренции. Стратегия лидерства по затратам часто создает прочную основу для конкуренции в отрасли, где жесткая конкуренция в других формах уже установилась.
Индивидуализация
Эта стратегия предполагает
дифференциацию продукта или услуги
организации от тех, которые предлагают
в данной отрасли конкуренты. Как
показывает Портер, подход к индивидуализации
может принимать различные
Фокусирование
Задачей этой стратегии является концентрация на конкретной группе потребителей, сегменте рынка или на географически обособленном рынке. Идея состоит в том, чтобы хорошо обслуживать конкретную цель, а не отрасль в целом. Предполагается, что организация таким образом сможет обслуживать узкую целевую группу лучше, чем ее конкуренты. Такая позиция обеспечивает защиту от всех конкурентных сил. Фокусирование может также сочетаться с лидерством по затратам или индивидуализации продукта (услуги).
Итоги и выводы
Анализ конкурентной
обстановки и определение положения
в ней организации предполагают
определение сложности и
Модель пяти сил предполагает проведение структурного анализа на основе определения интенсивности конкуренции и исследования угрозы проникновения на рынок потенциальных конкурентов, власти покупателей, власти поставщиков, угрозы со стороны заменителей товара или услуги.
Анализ затрат конкурентов сводится к выяснению стратегических факторов, управляющих затратами, собственно анализу затрат и моделированию затрат конкурентов.
Для получения конкурентного преимущества фирма может использовать три общих конкурентных стратегии: лидерство по затратам (задача — добиться лидерства по затратам в конкретной сфере за счет набора мер по контролю за ними), индивидуализацию (предполагается достижение отличимости продукта или услуги организации от продуктов или услуг конкурентов в данной сфере), фокусирование (задача — сосредоточение на конкретной группе, сегменте рынка или географическом регионе).
Разработка вариантов
стратегии организации имеет
смысл только в том случае, когда
существует уверенность, что предложенные
варианты могут в той или иной
мере быть осуществлены. Это возможно
только тогда, когда проекты носят
реалистичный, выполнимый характер. Степень
реалистичности проекта стратегии
определяется потенциалом развития
организации, существующим в настоящее
время, или перспективами укрепления
позиций и расширения спектра. Возможности
организации в осуществлении
стратегических планов, как известно,
определяются состоянием ее внешней
и внутренней среды. Если внешняя
среда характеризуется