Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 23:18, курсовая работа
Целью данного исследования является повышение эффективности деятельности ОАО "Минский молочный завод №1" на основе внедрения в практику его работы современных подходов и методов стратегического планирования и управления.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- изучить понятие, сущность, цели стратегического управления предприятием;
- охарактеризовать подходы и модели организации стратегического управления на предприятии;
- дать общую характеристику ОАО "Минский молочный завод №1";
Введение
Глава 1. Стратегическое управление предприятием
1.1 Содержание и сущность стратегического управления предприятием
1.2 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием
1.3 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечения его устойчивой позиции на рынке
1.4 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия. Организация разработки и управление реализацией стратегии
Глава 2. Анализ стратегического управления на предприятии на ОАО "Минский молочный завод №1"
2.1 Общая характеристика предприятия и его бизнеса. Анализ рынка и результатов производственно-сбытовой деятельности предприятия
2.2 Анализ основных задач стратегического управления и реализации стратегии развития предприятия
2.3 Результаты анализа и проблемы реализации стратегического управления на предприятии
Глава 3. Предложения по совершенствованию (внедрению) стратегического управления на предприятии
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений
Заключение
Список литературы
- организация - сложная социально-
- организация - открытая система, подверженная
влиянию множества факторов
- любая организация стремиться
к достижению своих целей, улучшению
и удержанию своих
- каждая организация является
уникальной, следовательно, и задача
обеспечения
Использование концепции стратегического управления целесообразно в следующих ситуациях:
- появление новых и более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью внешней среды;
- необходимость адекватной
- “высокая” цена ошибок в случае принятия неправильных решений;
- отсутствие формализованных
Разработка стратегии организации предполагает следующие основные три этапа:
1. Анализ внешних факторов.
Чтобы сформировать четкую и понятную картину развития ситуации, полученные результаты необходимо правильно сопоставить, свести в единое целое несколько этапов анализа:
- анализ макросреды, которую условно можно поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое окружение, социальное окружение, технологическое окружение;
- анализ конкурентной среды по ее пяти основным составляющим: покупатели, поставщики, конкуренты внутри отрасли, потенциальные новые конкуренты, товары-заменители.
Получив достаточно обширную информацию о внешней среде, можно синтезировать ее методом создания сценариев. Сценарии - это реалистическое описание того, какие тенденции могут проявиться в той или иной отрасли в будущем.
При существовании факторов, неподвластных контролю со стороны предприятия, разрабатываемая стратегия должна помочь предприятию максимально использовать конкурентные преимущества и в то же время минимизировать возможные потери.
Изучая внешнюю среду, менеджеры концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.
Довольно популярным способом, также применяемым для анализа внешней среды, является метод SWOT, подробно описанный в литературе по стратегическому управлению.
2. Анализ состояния предприятия.
Наряду с анализом внешней среды предприятия важно провести углубленное исследование его реального состояния. Вооруженный этим знанием и видением того, каким предприятие должно стать в будущем, менеджер может разработать достижимую стратегию для проведения необходимых изменений.
Чем слабее настоящее положение предприятия, тем более тщательному критическому анализу должна подвергнуться его стратегия.
Анализируя стратегию предприятия, менеджеры должны сконцентрировать свое внимание на следующих пяти моментах.
1. Эффективность текущей
Сначала нужно попытаться определить место предприятия среди конкурентов, затем границы конкуренции (размер рынка) и группы потребителей, на которые предприятие ориентируется; наконец, функциональные стратегии в области производства, маркетинга, финансов, кадров. Оценка каждой составляющей даст нам более понятную картину стратегии предприятия, испытывающего кризис, причем оценка проводится на базе количественных показателей. К ним относятся доля предприятия на рынке, размер рынка, размер прибыли, размер кредита, объем продаж (уменьшается или увеличивается по отношению к рынку в целом) и т. д.
2. Сила и слабость, возможности
и угрозы для предприятия. Самый
удобный и апробированный
Рыночные возможности и угрозы также во многом определяют антикризисную стратегию предприятия. Для этого оцениваются все возможности отрасли, которые могут обеспечить потенциальную прибыльность предприятия, и угрозы, отрицательно воздействующие на предприятие. Возможности и угрозы не только влияют на состояние предприятия, но и указывают, какие стратегические изменения надо предпринять.
3. Конкурентоспособность цен и издержек предприятия.
Должно быть известно, как цены и затраты предприятия соотносятся с ценами и затратами конкурентов. В этом случае используется стратегический анализ издержек. Метод, которым осуществляется этот анализ, называется «цепочкой ценностей».
Цепочка ценностей отражает процесс создания стоимости товара, услуги и включает в себя различные виды деятельности и прибыль. Связи между этими видами деятельности могут стать важным источником преимуществ предприятия. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами и, в свою очередь, с активами предприятия. Соотнося производственные издержки и активы с каждым отдельным видом деятельности в цепочке, можно оценить затраты по ним. Кроме того, на цены и издержки предприятия влияет деятельность поставщиков и конечных потребителей. Менеджеры должны хорошо понимать весь процесс создания стоимости, поэтому необходимо принимать во внимание цепочку ценностей поставщиков и конечных потребителей.
Таким образом, можно выявить наилучшую практику выполнения определенного вида деятельности, наиболее эффективный способ минимизации издержек и на основе полученного анализа приступить к повышению конкурентоспособности предприятия по издержкам.
4. Оценка прочности конкурентной позиции предприятия.
Оценка конкурентоспособности предприятия по издержкам необходима, но недостаточна. Прочность позиции предприятия (насколько слаба или сильна) по отношению к основным конкурентам оценивается по таким важным показателям, как качество товара, финансовое положение, технологические возможности, продолжительность товарного цикла. Оценки показывают положение предприятия в сравнении с конкурентами, выявляя, таким образом, где она слаба и где сильна, и по отношению к какому конкуренту.
Без четкой формулировки проблем, без их осознания нельзя приступить к разработке мероприятий предприятия. Либо в стратегию вносятся небольшие изменения, либо стратегия полностью пересматривается и разрабатывается новая.
3. Пересмотр миссии и системы целей предприятия.
Если в рамках своей прежней миссии предприятие не может достичь, конкурентных преимуществ надо скорректировать миссию.
Четко сформулированная миссия вдохновляет и побуждает к действию, дает возможность сотрудникам предприятия проявлять инициативу, формирует главные предпосылки успеха деятельности предприятия при различных воздействиях на нее со стороны внешней и внутренней среды.
Затем идет процесс корректировки системы целей. Менеджер сравнивает желаемые результаты и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых результатов, и вносит изменения в систему целей.
Цели являются исходным пунктом систем стратегического планирования, мотивации и контроля, используемых на предприятии. Цели лежат в основе организационных отношений и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. В любой организации имеется несколько уровней целей, таким образом, складывается иерархия целей.