Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 23:18, курсовая работа
Целью данного исследования является повышение эффективности деятельности ОАО "Минский молочный завод №1" на основе внедрения в практику его работы современных подходов и методов стратегического планирования и управления.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
- изучить понятие, сущность, цели стратегического управления предприятием;
- охарактеризовать подходы и модели организации стратегического управления на предприятии;
- дать общую характеристику ОАО "Минский молочный завод №1";
Введение
Глава 1. Стратегическое управление предприятием
1.1 Содержание и сущность стратегического управления предприятием
1.2 Основные задачи и элементы стратегического управления предприятием
1.3 Разработка стратегии развития предприятия и обеспечения его устойчивой позиции на рынке
1.4 Взаимосвязь стратегий различного уровня и их роль в достижении успеха предприятия. Организация разработки и управление реализацией стратегии
Глава 2. Анализ стратегического управления на предприятии на ОАО "Минский молочный завод №1"
2.1 Общая характеристика предприятия и его бизнеса. Анализ рынка и результатов производственно-сбытовой деятельности предприятия
2.2 Анализ основных задач стратегического управления и реализации стратегии развития предприятия
2.3 Результаты анализа и проблемы реализации стратегического управления на предприятии
Глава 3. Предложения по совершенствованию (внедрению) стратегического управления на предприятии
3.1 Предложения по совершенствованию создания и реализации стратегии развития предприятия
3.2 Оценка ожидаемого экономического эффекта внедрения предложений
Заключение
Список литературы
2. Планы развития организации на срок от 1 года до5 лет. С позиций стратегического планирования важнейшим содержанием их служат перспективы совершенствования производства, переход к выпуску нового поколения продукции, новой технологии.
3. Тактические планы, регламентирующие текущую деятельность организации.
4. Программы и планы-проекты, которые носят целевой характер: разработка новой продукции и технологии, снижение затрат на производство, экономия энергоресурсов, проникновение на новые рынки и др.
Первые две группы планов являются основным продуктом стратегического планирования развития на предприятии ОАО "Минский молочный завод №1".
Эти планы в последующем трансформируются в тактические и планы-проекты, поскольку они могут быть реализованы лишь через них. К тому же проекты служат обоснованием выбранных на более ранних стадиях стратегий развития организации. Следовательно, тактические планы и проекты также частично входят в систему стратегического планирования.
Основные направления деятельности. Этот план еще называют стратегическим. Он является вершиной системы планов потому, что характеризует основное назначение организации, ее цели и стратегии. Этот план служит ориентиром для всех прочих планов. Одновременно он служит и ограничением при принятии решений относительно основных направлений деятельности (продуктов и услуг) и рынков. Данный план утверждается директором предприятия.
Стратегический план всегда субъективен по своей природе и основан на предположениях, мнениях, прогнозах и предсказаниях, сопряженных с некоторой степенью неопределенности и риска. Поэтому руководству организации весьма важно знать, что произойдет, если сделанные предположения и прогнозы не сбудутся. Ситуационные планы позволяют ответить на поставленный вопрос и определить, до какой степени организации придется изменить цели и стратегию своего поведения в будущем.
Организации, в которых ситуационные планы стали ординарной частью общей системы планов, приобретают способность быстро и эффективно реагировать на перемены во внешней среде; эта реакция находит отражение во всей системе планов и прежде всего в планах текущей деятельности. Таким образом, адаптивный стратегический план должен представлять собой совокупность ситуационных планов, каждый из которых вступает в действие при определенных ситуациях, складывающихся во внешней среде организации.
Система планов, программ и проектов помимо выполнения основной функции управления является еще и необходимым инструментом распределения стратегических и тактических ресурсов. Фактически предварительным показателем качества плана или программы служит желание руководства выделить ресурсы на их реализацию. Планы помогают распределять ресурсы по направлениям, которые, по мнению руководства, являются наиболее эффективными и ведут к достижению поставленных целей.
Показатель |
Обозначение |
Ед. измерения |
Без внедрения решения |
В случае внедрения решения (прогноз) |
Выручка от реализации |
Млн. руб. |
243292 |
290000 | |
Расходы, связанные с торговой деятельностью |
Млн. руб. |
221338 |
260000 | |
Годовая валовая прибыль |
П. |
Млн. руб. |
21954 |
30000 |
Текущий эффект |
Этек. |
Млн. руб. |
21954 |
30000 |
Коэффициент дисконтирования |
1/(1+Е) |
Тыс.руб. |
0,909 |
0,909 |
Дисконтированный (приведенный) текущий эффект |
Этек.1* (1+Е) |
Тыс.руб. |
19956,2 |
27270 |
Вид единовременных затрат |
Обозначение |
Единица измерения |
В случае внедрения |
1. обследование |
- |
тыс. руб. |
- |
2. разработка решения |
- |
тыс. руб. |
- |
3. приобретение оборудования |
- |
тыс. руб. |
40 |
4. приобретение программного обеспечения |
- |
тыс. руб. |
150 |
5. создание информационного обеспечения |
- |
тыс. руб. |
100 |
6. подготовка кадров |
- |
тыс. руб. |
60 |
7. прочие |
- |
тыс. руб. |
20 |
8. всего единовременных затрат |
К1 |
тыс. руб. |
370 |
9. коэффициент дисконтирования |
1/(1+Е) |
тыс. руб. |
0,909 |
10. дисконтируемые единовременные затраты |
К/(1+Е) |
тыс. руб. |
336,3 |
11. всего дисконтированных единовременных затрат |
К2 |
тыс. руб. |
336,3 |
Важность стратегического управления заключается в том, что оно определяет общее направление развития предприятия и его жизнеспособность перед лицом прогнозируемых, непредсказуемых, а также и вообще неизвестных на данный момент событий, которые могут произойти в его значимом окружении.
Существует три типа организационных стратегий: стратегии корпоративного уровня, бизнес-уровня и функционального уровня.
Стратегии корпоративного уровня это: стратегия роста, стратегия стабильности и стратегия обновления. К конкурентным стратегиям относят: лидерство по издержкам, дифференцирование или фокусирование.
Анализ производственно – хозяйственной деятельности ОАО "Минский молочный завод №1" показал, что:
ОАО "Минский молочный завод №1" специализируется на производстве более 200 видов фасованных молочных продуктов. Производственные мощности предприятием использовались в течение последних трех лет не полностью и составляли по сырам и майонезам 35,5-41,5 % и 56,4-66,6 % соответственно. Мощности по производству масла и цельномолочной продукции были загружены на 98,3-99,8 % и 93,4-97,6 % соответственно.
Стоимость основных фондов на предприятии выросла за три года с 195574 млн. руб. до 582018 млн. руб. В структуре основных средств доля машин и оборудования сократилось за три года с 62,39 до 58,08 %, передаточных устройств с 0,3 до 0,25 %, инструмента, инвентаря с 0,66 до 0,58 %, а доля транспортных средств выросла с 4,21 до 5,41 %, зданий и сооружений с 32,41 до 35,65 %, что говорит о необходимости обновления основных средств. Средняя заработная плата на предприятии за 3 года выросла в 3 раза, производительность труда – в 3,7 раза, что говорит о возможности расширенного воспроизводства, получения прибыли и рентабельности.
Объемы производства продукции на ОАО "Минский молочный завод №1" колеблются по годам практически по всему ассортименту выпускаемой продукции. Объемы производства сметаны, сливок, масла животного, сыров жирных выросли соответственно по отношению к 2010 году на 121 %, 134,3 %, 107,3 %, 129,6 % . Объемы производства цельного молока, заменителя цельного молока в 2012 году по сравнению с 2010 годом сократились соответственно на 2916 т (5,1%) и 248 т (32 %).
Показатели ликвидности и платежеспособности характеризуют способность предприятия погашать краткосрочные обязательства оборотными активами.
Маркетинговая и рекламная деятельность на ОАО "Минский молочный завод №1" сводится к:
- определению направлений развития деятельности предприятия в отношении производства и сбыта продукции;
- планированию маркетинговой деятельности;
- проведению маркетинговых исследований направленных на изучение покупательского спроса;
- изучению конъюнктуры рынка;
- поиску новых рынков сбыта продукции;
- планированию и организации рекламной деятельности;
- участию в выставках, ярмарках.
Анализ рынка и рыночной позиции предприятия показывает, что ОАО "Минский молочный завод №1" является основным поставщиком цельномолочной продукции для розничной торговли города Минск. На внутренний рынок предприятие реализует цельное молоко, кисломолочную продукцию, сливки, сметану, сырки, сыры жирные. На экспорт реализуется в основном сухое молоко, сливочное масло, творог нежирный. За три года объем поставок продукции на экспорт в долларовом эквиваленте вырос на 11653 тыс. долл. и составил в 2012 г. 34000 тыс. долл., а удельный вес экспорта в общем объеме выручки - 22,5 %.
В целях дальнейшего развития стратегического управлении ОАО "Минский молочный завод №1" предложены следующие мероприятия: проведение рекламных компаний, расширение отдела маркетинга.
1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление / Д. Аакер. – СП.: Питер, 2011. – 496 с.
2. Бабеня, И. Г. Финансовый менеджмент: курс лекций / И.Г. Бабеня. – Витебск: УО «ВГТУ», 2010. – 158 с.
3. Беляев Ю.М. инновационный менеджмент: учебник. – Москва: Дашков и К, 2013. – 219 с.
4. Вишняков В.А., Инновационный менеджмент: учебно–методический комплекс / В. А. Вишняков, В. И. Гончаров. – Минск: Издательство МИУ, 2013. – 239 с.
5. Годовой отчет ОАО "Минский молочный завод №1"2012 г.
6. Годовой отчет ОАО "Минский молочный завод №1"2013 г.
7. Годовой отчет ОАО "Минский молочный завод №1"2014 г.
8. Голубков Е.П.Основы маркетинга: учебник. – М.: Финпресс, 2012. – 704 с.
9. Котлер, Ф. Основы маркетинга: пер. с англ.-2-е европ. изд. / Г. Армстронг, Д. Сондерс., В. Вонг. – СПб: Издат. дом. «Вильямс», 2010. – 943 с.
10. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Велби, 2011. – 224 с.
11. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. – Москва: ИНФРА-М, 2013 – 293 с.
12. Петров А.Н.Стратегический менеджмент: учебник. / Под ред. Петрова А. Н. — СП.: Питер, 2010. — 496 с.
13. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК/ Г. В. Савицкая. – Мн.: Новое знание, 2011. – 531с.
14. Совершенствование системы сбыта в агропродовольственной сфере. Теория, методология, практика / В.Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. В.Г. Гусакова. – Минск: Ин-т системных исследования в АПК НАН Беларуси, 2010. – 252 с.
15. Томпсон, А.А., Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М.: Издательство Вильямс, 2011. – 928 с.
16. Тысленко А.Г. Менеджмент. Организационные структуры управления: учебно-практическое пособие. – Москва: Альфа-Пресс, 2011. – 319с.
17. Щёкин Г.В. Основы кадрового менеджмента: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – К.: МАУП, 2010. – 288 с.
18. Фатхудинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник - 4-е изд., перераб. и перераб и доп. – М.: Дело, 2012. – 612 с.
19. Фатхудинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник - 6-е изд., перераб. и доп. – СП: Питер, 2013. – 442 с.